Организация групповой работы как эффективное направление работы с одарёнными детьми




Организация групповой работы как эффективное направление работы с одарёнными детьми

(презентация опыта)

Бачинская Людмила Игорьевна,

учитель начальных классов

 

Энгельс, 2021г

Организация групповой работы как эффективное направление работы с одарёнными детьми

«Неважно, насколько урок является хорошо спланированным, интересным, стимулирующим, красочным и актуальным, если только учитель взаимодействует с учебным материалом, именно мозг учителя… не ученика будет расти и развиваться»
Пэт Вульф

Современная система образования всё чаще сталкивается с проблемой организации работы с детьми, чьи способности отклоняются от средних показателей в сторону высокого уровня одаренности.

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции, одаренность - это сочетание трех основных характеристик:

- высокого уровня интеллектуальных способностей (выше среднего уровня),

- креативности (сформированность эффективных способов деятельности),

- настойчивости (мотивация - потребность в умственной нагрузке).

Однако, степень выраженности этих характеристик у одарённых детей разная, что и проявляется в деятельности.

Таким образом, целью своей работы с одарёнными детьми ставлю формирование и развитие способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в жизнедеятельности.

Наиболее продуктивно, по моему мнению, реализация этой цели идёт через групповую форму работы. Преимуществами такой работы считаю следующие моменты.

1. Ребёнок получает эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у лидеров искажается становление характера.

2. Ребёнок получает опыт сотрудничества, крайне необходимый детям с высоким уровнем интеллектуальных и социальных способностей.

3. Ребёнок утверждается в себе, пробует свои силы в микроспорах; - выполнения функции контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

4. Параллельно идёт работа со всем классом, повышается общий уровень интеллекта и активности.

5. Учитель получает дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения и воспитания.

Элементарные навыки сотрудничества в групповой форме работы начинаем осваивать постепенно, с первого класса.

- Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, в группе.

- Как разговаривать (шепотом, доброжелательно).

- Как проводить совместное обсуждение (доказательно, выслушивать мнения других, выбирать наиболее доказанное мнение).

- Как представлять результат работы группы.

На доске плакат с правилами, перед работой в группах их проговариваем.

Правила работы в группе

- В разговоре участвует каждый, убедись в этом;

- Говори спокойно и ясно.

- Говори только по делу.

- Смотри на говорящего, а не на учителя.

- Выслушай точку зрения своих партнёров.

- Приведи доказательство своей точки зрения.

- Не могу с тобой согласиться, потому что…

- Согласен с …., думаю также, как ….

- Помоги мне, пожалуйста, …

- Когда готовы представить результат - подайте знак (поднятые руки «хороводом»)

Все эти моменты обсуждаются и практикуются как на внеурочных занятиях, так и на уроках. Отслеживаю работу детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Группа, работающая наиболее слаженно, продемонстрирует свой стиль работы классу. Обязательно обсуждаем образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Как правило, именно одарённые дети занимают в первом классе лидирующие позиции, как в удачных, так и в конфликтных ситуациях (отстаивают своё мнение, не принимают чужую точку зрения). Во втором и третьем классе ситуация меняется. Сильные учащиеся быстрее принимают наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы. Берут на себя роль консультантов и организаторов. В четвёртом классе работу в группах практически полностью контролируют консультанты, для которых отводится своё - пятое место. Надо отметить, что в групповой работе на уроках консультантами, чаще всего выступают интеллектуально одарённые дети, а во внеклассной работе те, у кого выше креативность, социально – организаторская одарённость.

Одним из важных условий эффективной организации групповой работы является, на мой взгляд, правильное, продуманное комплектование групп. Произвольное комплектование (за одной партой, две парты рядом) снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (одарённые дети, средние, слабоуспевающие), или по разнородности учебных успехов. Опыт показывает, что объединять в одну группу слабоуспевающих учеников нельзя. Пробелы в знаниях, низкие коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера приведет к отсутствию положительного результата. Это, в свою очередь, повлияет на других обучающихся не лучшим образом, в том числе и на одарённых (завышенная самооценка, пренебрежение, отсутствие стремления личностного роста). Наиболее благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества создаются в разнородной группе. Одарённый ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Группы оказываются более или менее одинаковые, между которыми и идёт борьба за лидерство. Правда, есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. И, на начальных этапах (1-2 класс), оговаривать объём работы каждого и представление результата каждым участником группы.

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от цели работы, имеющегося временного ресурса, наличия или отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы. Так, например, на уроке окружающего мира группа из одарённых детей может изучать новый материал, решая проблемную ситуацию. Затем сравнивается результат, к которому пришёл класс и группа. А в четвёртом классе, как показывает практика, лидеры, договариваясь между собой, сами проводят деление на группы. Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае учащиеся будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с другими одноклассниками, иногда с теми, кому не симпатизируют. Шансы проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе, возрастают. Изредка можно практиковать стихийное деление (игровые задания, викторины), деление по интересам («Защитники животных», «Защитники растений», «Защитники неживой природы»), по отношению к проблеме и др.

При определении количества обучающихся в группе, целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе. Сначала - пары, затем, по мере приобретения соответствующего опыта, количество учеников в группе может увеличиваться. Наиболее работоспособные группы из 4 человек. Каждый ученик играет определенную роль при выполнении задания.

1. Информатор - читает вслух;

2. Секретарь – хронометрист - записывает информацию от лица группы; следит за временем.

3. Организатор – отслеживает разные точки зрения, участвует в обсуждении, проводит рефлексию (одарённый);

4. Докладчик – представляет у доски результат работы группы;

По мере формирования навыка групповой работы, одарённые дети выходят из группы и меняют свою роль. В группу добавляется пятый участник – Консультант. Эта роль, как правило, всегда остаётся за одарёнными детьми. Консультант следит, чтобы каждый ученик проговорил материал, сформулировал и аргументировал свои мысли. Консультант контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. Группа Консультантов после своей групповой работы может проводить Мастер-класс, например по технологии, демонстрируя результат своей работы, а затем оказывая помощь в практической работе.

В процессе организации работы в группе (обычно на уроке - 15мин), выделяют следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала, знакомство с заданием (1мин);

- инструктаж о последовательности работы;

- планирование работы в группе(20 сек);

- индивидуальное выполнение задания(3-5мин), обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (дополнения, уточнения, способ решения ) (2-3мин);

- подведение итогов группового задания (20-30сек);

- сообщения о результатах работы группы (1-2мин);

- рефлексия, общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

На начальных этапах работы, 1-2 класс, учитель выдаёт готовую инструкцию, чаще она находится на доске. В 3-4 классе инструкцию составляют дети в группе, возможно по заготовке учителя, что позволяет им легче принимать ответственности за её выполнение.

Например.

1. Слушаем, (не перебиваем), но (отстаиваем своё мнение аргументами).

2. Обсуждаем (тихо, чтобы слышали только члены группы).

3. Спорные ситуации (решаем в группе), к учителю (обращаемся редко).

4. Каждый (в группе выполняет свою роль и отвечает за неё).

5. Результат работы (единый). Все (понимают, как его достигли.)

Результат, о котором сообщает группа, должен являться продуктом определенной мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Обязательно задаю вопрос: «Каким способом получен такой результат?».

Оценка результатов групповой работы складывается из самооценки, взаимной оценки в группе и оценивании учителем. Группа получает «Лист самооценки» или «Лист достижений», где фиксируется оценка каждого в группе, чаще по этапам работы. Ребята обводят их, если не соответствуют самооценке. Здесь же ставится оценка групповой работе. Хорошо зарекомендовала себя в работе и «Карта-отчёт группового проекта», где секретарь группы (3-4кл.) фиксирует распределение ролей, практическое значение, результативность работы.

При организации групповой работы с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- Чёткая регламентация времени на группообразование.

- Нормирование будущей работы по знаку – колокольчик (обычно -15мин).

- Четкость и доступность поставленной задачи.

- Если ребёнок отказывается работать в группе, предложить ему сделать самому или понаблюдать. В следующий раз вновь предложить.

- Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

- Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Обмен мнениями, высказывание своего отношения к работе партнёра сопровождается деловым шумом.

Преимущества групповой работы с одарёнными детьми очевидны: из 30 человек в 1 классе только 2 человека можно было отнести к одарённым детям. В 4 классе – демонстрировали повышенный уровень интеллекта и креативности – 7 человек (победители и призёры очных конкурсов и олимпиад). Можно отметить и другие плюсы.

1. Одарённые дети повышают свой уровень интеллектуальных и социально – организаторских способностей.

2. Одарённые дети, наряду со всеми, занимаются решение учебных задач, а не «скучают».

3. Одарённые дети учатся структурировать свою деятельность, как правило, из-за скорости мыслительных процессов, это умение не сформировано.

4. Одарённые дети становятся более терпимыми к одноклассникам, оказывают помощь.

5. Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

6. У большинства учащихся формируется собственная точка зрения, которую они способны аргументировать, отстаивать свое мнение.

7. Ребята начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания.

8. Объем усваиваемого материала возрастает.

9. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.

10. Характер взаимоотношений между детьми меняется в положительную сторону.

11. Класс становится сплочённым коллективом.

12. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.

13. Создаётся ситуация успеха, повышается мотивация, потребность в умственной нагрузке.

Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которым учитель решает несколько наиважнейших задач.

 

Список литературы

1. Виноградова М.Д., Первин К.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

4. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. – ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №6 – 2004 г., стр. 69.

5. Перепелица И.В., Куксгаузен И.И. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

6. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. -1996. - №2.

7. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 2002.

8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М., 2005.

9. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997.

10. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: