Пояснительная записка к проэкту «Отличие крестьянской избы от дворяноского поместья 18-19 века»




Автор-составитель: Колоколова Анна, Пешкова Виктория, Кулакова Кристина, Машошина Елизаветта

Место учебы, должность: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский педагогический колледж» (ОБПОУ «КПК»), студенты

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Название методического материала: «Отличие крестьянской избы от дворяноского поместья 18-19 века»

Среда, редактор: LibreOffice Writer.

Необходимое оборудование и материалы: презентация, Интернет — ресурсы, дополнительная литература и справочные материалы

Задачи проекта:

– на примере сравнения крестьянской избы и дворянского поместья; выявить существенные признаки социального неравенства в 18-19 веке

– подробнее изучить архитектуру 18-19 века;

– обогатить знания о истории родного края;

– познакомить с понятием «гипотеза», формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, развивать логическое и критическое мышление;

– оформить проект на основе требований современного образования.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию: жилища людей 18-19 века различаются по своему строению и архитектуре, изучая их можно выявить признаки социального неравенства людей. Подробнее изучить их культуру и быт.

Используемые ресурсы: https://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_13.html

https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=395

План работы над проектом:

1. Выбор темы, описание ее актуальности.

2. Исследовательская работа. Сбор информации по данной теме.

3. Оформление информации в соответствии с требованиями стандарта.

4. Подготовка к защите проекта.

5. Защита проекта.

Жилища людей 18-19 века

Крестьянская изба: Слово "изба" (а также его синонимы "ызба", "истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети).

 

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.

 

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

 
 


В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.

 

Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

 

Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см). Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце.

 

Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “ непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.

 

Русская духовая печь постепенно сформировалась из открытого очага, известного у древних славян и угро-финнов. Появившись очень рано (уже в IX веке повсюду распространены и глинобитные печи и печи каменные), русская печь сохраняла свою неизменную форму более тысячелетия. Её использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани.

 
 

Вся система вентиляции и дымоотвода продумала здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, — опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы» — которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

 

Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой.

 

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

 

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

 
 

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".

 

Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

 

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.


Дворянское поместье:

Поме́стье — разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII веков.

Усадьба создавалась как основное место пребывания княжеской семьи; барский дом задумывался, видимо, как символ достоинства и величия княжеского рода. Создание усадьбы пришлось на период с 1811 по 1820 годы. Работы велись в соответствии с проектом курского архитектора Карла Гофмана (датируется 1811-12 гг.)[3].

Первоначально дворец назывался Избицкий дом, потому что находился на берегу реки Избица, но позднее его стали называть «Марьино», как и всю усадьбу, т.е. именем второй жены владельца, урождённой графини Келлер. Одновременно со строительством дворца был разбит пейзажный парк с регулярной частью при дворце. На реке Избица устроен Большой Марьинский пруд.[4]

В 1860 году ансамбль усадьбы дополнила церковь, построенная в византийском стиле. В 1869-70 гг. осуществлена перестройка дворца архитектором Карлом Шольцем по эклектичному проекту петербургского архитектора И. А. Монигетти. Свой окончательный вид интерьер Марьинского дворца получил в 1870-х годах, когда после многочисленных переделок почти потерял черты ампира. В художественном оформлении интерьеров участвовал академик А. Ф. Бруни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: