ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФФН
Автор: О.П. Балашова
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.
Цель программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.
Задачи программы:
1. Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.
2. Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
3. Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)
4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
5. Обогащение словаря.
6. Формирование грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи.
8. Формирование познавательных процессов.
9. Развитие мелкой моторики.
Адресат программы: дети с ФФН 5- 7 лет.
Концептуальность программы.
Программа опирается на следующие принципы:
· системности;
· комплексности;
· деятельностный;
· онтогенетический;
· общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.
Методы логопедического воздействия:
· Словесные;
· Наглядные;
· Практические.
Направления реализации программы
· Логопедическая диагностика.
· Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
· Работа с родителями.
Формы работы с родителями
· Индивидуальные консультации.
· Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
· Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.
Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2 раза в неделю.
Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.
Основной этап включает подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 15 минут |
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | 5-7 минут |
Формирование лексико-грамматического строя речи | 5-7 минут |
Развитие мелкой моторики | 3-5 минут |
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком.
№ п\п | Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие мелкой моторики |
1. | Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков | Понятие «слово-предмет». | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения прямых линий. |
1. | Развитие слухового внимания на материале речевых звуков. Понятие «слово», «звук». | Понятие «слово-действие». | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения кривых линий |
1. | Звук У. Выделение первого гласного звука из слова. | Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. | Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения ломаных линий. |
1. | Звук А. Выделение первого гласного звука из слова. | Понятие «слово-признак». Согласование существительного и прилагательного. | Штриховка. |
1. | Звук И. Выделение первого гласного звука из слова. Звуковой анализ сочетаний из двух гласных звуков. | Винительный падеж сущ. в ед. ч. | Штриховка. |
1. | Звук О. Звуковой анализ сочетаний из трех гласных звуков. | Родительный падеж сущ. в ед. ч. без предлога. | Штриховка. |
1. | Звуки А, О, У, И. | Родительный падеж сущ. в ед. ч. с предлогом У. | Штриховка. |
1. | Звук Ы. Определение последнего гласного звука в слове. | Согласование числительных «один», «одна» с существительными. | Графические упражнения. |
1. | Определение первого и последнего звука в слове. | Согласование числительных «два», «две» с существительными. | Графические упражнения. |
1. | Определение наличия-отсутствия звука в слове. | Предлог НА. | Графические упражнения. |
1. | Звук М. Понятие «согласные звуки». Определение первого согласного звука в слове. | Предлог ПОД. | |
1. | Звуки М, М`. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные звуки. | Дательный падеж имен существительных. | Графические упражнения. |
1. | Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Творительный падеж сущ. в ед. ч. | Графические упражнения. |
1. | Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Согласование местоимений «мой», «моя», «мое» с сущ. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Ф, Ф`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. | Предлоги НА, ПОД | Графические упражнения. |
1. | Звуки В-Ф, В `-Ф `. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Определение гласного в середине слова. | Предлог НАД. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Б, Б`. Определение гласного в середине слова. | Предлог В. | Графические упражнения. |
1. | Звуки П, П`. Звуковой анализ прямого слога. | Предлог В. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Б-П, Б `-П `. Определение позиции звука в слове. | Предлоги К, ОТ. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Д-Д `. Выделение двух гласных звуков в слове. | Притяжательные прилагательные. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Т-Т `. Звуковой анализ прямого слога. Определение позиции звука в слове. | Сложные слова. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Д-Т, Д `-Т `. Определение позиции звука в слове. | Предлог ИЗ-ЗА. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Г- Г `. Полный звуковой анализ слова. | Предлог ИЗ-ПОД. | Графические упражнения. |
1. | Звуки К-К `. Полный звуковой анализ слова. | Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Х-Х `. Полный звуковой анализ слова. | Приставочные глаголы. | Графические упражнения. |
1. | Звуки С-С `. | Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. | Графические упражнения. |
1. | Звуки З-З `. | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. | Графические упражнения. |
1. | Звук Ц. | Составление рассказа по серии сюжетны картин. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Л-Л `. | Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. | Графические упражнения. |
1. | Звуки Р-Р `. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Графические упражнения. |
1. | Звук Ш. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. |
1. | Звук Ж. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. |
1. | Звук Ч. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. |
1. | Звук Щ. | Закрепление изученного материала. | Графические упражнения. |
На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям.
1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
2. Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
4. Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.
6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.
7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
9. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.