Формы работы с родителями




ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФФН

Автор: О.П. Балашова

 

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется медико-психолого-педагогическое обследование детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные учреждения. своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.

Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.

Цель программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников.

Задачи программы:

1. Нормализация деятельности артикуляционного аппарата.

2. Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.

3. Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков)

4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

5. Обогащение словаря.

6. Формирование грамматического строя речи.

7. Развитие связной речи.

8. Формирование познавательных процессов.

9. Развитие мелкой моторики.

Адресат программы: дети с ФФН 5- 7 лет.

Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

· системности;

· комплексности;

· деятельностный;

· онтогенетический;

· общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

· Словесные;

· Наглядные;

· Практические.

Направления реализации программы

· Логопедическая диагностика.

· Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.

· Работа с родителями.

 

Формы работы с родителями

· Индивидуальные консультации.

· Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.

· Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

Сложность коррекционной работы с детьми в рамках специализированного Центра состоит в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время, как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми (2- 4 человека). Занятия проходит 1-2 раза в неделю.

Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и групповые занятия 1-2 раза в неделю.

Основной этап включает подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:

Раздел Продолжительность
Коррекция звукопроизношения 15 минут
Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза 5-7 минут
Формирование лексико-грамматического строя речи 5-7 минут
Развитие мелкой моторики 3-5 минут

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком.

№ п\п Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза Формирование лексико-грамматического строя речи Развитие мелкой моторики
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков Понятие «слово-предмет». Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения прямых линий.
1. Развитие слухового внимания на материале речевых звуков. Понятие «слово», «звук». Понятие «слово-действие». Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения кривых линий
1. Звук У. Выделение первого гласного звука из слова. Понятие «предложение». Составление 3-словных предложений. Пальчиковая гимнастика. Формирование навыков проведения ломаных линий.
1. Звук А. Выделение первого гласного звука из слова. Понятие «слово-признак». Согласование существительного и прилагательного. Штриховка.
1. Звук И. Выделение первого гласного звука из слова. Звуковой анализ сочетаний из двух гласных звуков. Винительный падеж сущ. в ед. ч.   Штриховка.  
1. Звук О. Звуковой анализ сочетаний из трех гласных звуков. Родительный падеж сущ. в ед. ч. без предлога.   Штриховка.  
1. Звуки А, О, У, И. Родительный падеж сущ. в ед. ч. с предлогом У.   Штриховка.  
1. Звук Ы. Определение последнего гласного звука в слове. Согласование числительных «один», «одна» с существительными.   Графические упражнения.
1. Определение первого и последнего звука в слове. Согласование числительных «два», «две» с существительными. Графические упражнения.  
1. Определение наличия-отсутствия звука в слове. Предлог НА. Графические упражнения.  
1. Звук М. Понятие «согласные звуки». Определение первого согласного звука в слове. Предлог ПОД.  
1. Звуки М, М`. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные звуки. Дательный падеж имен существительных. Графические упражнения.  
1. Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. Творительный падеж сущ. в ед. ч. Графические упражнения.  
1. Звуки В, В`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. Согласование местоимений «мой», «моя», «мое» с сущ. Графические упражнения.  
1. Звуки Ф, Ф`. Определение первого согласного звука в слове. Анализ и синтез обратного слога. Предлоги НА, ПОД Графические упражнения.  
1. Звуки В-Ф, В `-Ф `. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Определение гласного в середине слова. Предлог НАД. Графические упражнения.  
1. Звуки Б, Б`. Определение гласного в середине слова. Предлог В. Графические упражнения.  
1. Звуки П, П`. Звуковой анализ прямого слога. Предлог В. Графические упражнения.  
1. Звуки Б-П, Б `-П `. Определение позиции звука в слове. Предлоги К, ОТ. Графические упражнения.  
1. Звуки Д-Д `. Выделение двух гласных звуков в слове. Притяжательные прилагательные. Графические упражнения.  
1. Звуки Т-Т `. Звуковой анализ прямого слога. Определение позиции звука в слове. Сложные слова. Графические упражнения.  
1. Звуки Д-Т, Д `-Т `. Определение позиции звука в слове. Предлог ИЗ-ЗА. Графические упражнения.  
1. Звуки Г- Г `. Полный звуковой анализ слова. Предлог ИЗ-ПОД. Графические упражнения.  
1. Звуки К-К `. Полный звуковой анализ слова. Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Графические упражнения.  
1. Звуки Х-Х `. Полный звуковой анализ слова. Приставочные глаголы.   Графические упражнения.  
1. Звуки С-С `. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. Графические упражнения.  
1. Звуки З-З `. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. Графические упражнения.  
1. Звук Ц. Составление рассказа по серии сюжетны картин. Графические упражнения.  
1. Звуки Л-Л `. Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку. Графические упражнения.  
1. Звуки Р-Р `. Составление рассказа по сюжетной картинке. Графические упражнения.
1. Звук Ш. Закрепление изученного материала. Графические упражнения.
1. Звук Ж. Закрепление изученного материала. Графические упражнения.
1. Звук Ч. Закрепление изученного материала. Графические упражнения.
1. Звук Щ. Закрепление изученного материала. Графические упражнения.

На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям.

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.

2. Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.

4. Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.

6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.

7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.

8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.

9. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: