Глава 1. Система банкротсва в России.




Введение.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловли­вает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей по­требностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государст­венных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной си­туации. От характера и структуры рыночных потребностей, способ­ности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, произ­водящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного разви­тия экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмер­ному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель зна­чительной части фирм и в особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

Для каждого предприятия существует предел роста объемов дея­тельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимули­рующими развитие, и тормозящими его.

Американские исследователи зафиксировали определенную зако­номерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникно­вении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм.

Специфика реализации различных типов предприятий в переход­ной экономике. Характерными чертами функционирования предпри­ятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие:

· нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следст­вие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;

· механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;

· сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения пред­приятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и т.п.;

· высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по не­которым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);

· прямое или косвенное воздействие на деятельность многих пред­приятий криминальных структур, рэкета;

· слабая спецификация прав собственности, неразвитость тради­ций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;

· возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих пред­приятий в экономике второй путь следует признать наиболее значи­мым и характерным);

· большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности при­влечения финансовых средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.);

· высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц (отсутствие опыта и изменчивость нормативных ак­тов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).

Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного перио­да характерно и для отдельных типов (форм) предприятий.

Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защи­щенность, хаотичность и стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько потребно­стями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и средств у значительной части населения.

В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы сти­хийного партнерства и кооперирования предпринимателей с их особы­ми взаимоотношениями, которые заменяют собой товарищества с юридическим статусом.

Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной картины факти­ческого распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления государство с трудом находит и реали­зует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых "пирамид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное фи­нансово-бюджетное положение государства, характерное для переход­ной экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению ус­ловий обращения корпоративных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмос­феры разгосударствления оказались на начальном этапе преобразова­ний без четкого механизма функционирования, без строгого определе­ния прав и обязанностей руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким доходам руководителей.

Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд особенностей на функционирование различных типов пред­приятий.

Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В усло­виях плановой экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными органами (Госпланом, Госснабом, Госбан­ком, отраслевыми министерствами и др.). Несмотря на элементы хоз­расчетной самостоятельности, преимущественное значение имели централизованное материально-техническое снабжение предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и потре­бителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразова­ние, мягкие бюджетные ограничения.

Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений предприятий. Это находит свое выраже­ние в образовании экономически самостоятельных субъектов хозяйст­ва, в развитии рыночно-конкурентного механизма экономики. Пред­приятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руко­водствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реаль­но складывающейся экономической обстановкой.

Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимо­отношений предприятий оказывается весьма болезненным (устране­ние привычной системы государственного патернализма и разрыв сло­жившихся хозяйственных связей при отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду с новы­ми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобра­зований) сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование, списывание или зачет долгов и т.п.), исполь­зование прежних персональных контактов во властных органах и пре­образованных бывших управленческих структурах (лоббирование ин­тересов, помощь в установлении связей с другими предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция со­хранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных от­ношений, большая роль личностных (иногда корыстных) связей меж­ду руководителями предприятий. В процессе адаптации к новым усло­виям хозяйствования предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное освоение рыноч­ного стиля поведения.

Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями по поводу материально-технического снабже­ния (средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта про­изведенной продукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из особых ус­ловий переходной экономики.

Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями, выступают неразвитость рыночной инфраст­руктуры (товаропроводящей, информационной и др.), слабое овладе­ние методами маркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных решений по хозяйст­венным спорам, тяжелое финансовое положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.

В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в снабженческо-сбытовой политике играют прежние хозяйствен­ные связи партнеров в силу инерции, преимуществ доверительных от­ношений в условиях экономической неопределенности (например, при поставках без предоплаты, при бартере и т.п.); отсутствия необхо­димой информации, жесткой зависимости от прежних технологиче­ских "цепочек" при недостатке средств для изменения профиля пред­приятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров ста­новятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления хозяйственных связей, частую смену контрагентов.

Существенными факторами, влияющими на материально-техниче­ское снабжение предприятий в переходной экономике России, оказа­лись следующие: потеря связей с прежними поставщиками из респуб­лик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ; закрытие, перепрофилиро­вание или переориентация на экспорт части поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов-поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции матери­ально-технического назначения и т.п.

Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной, так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в 1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий), сокращение объема выпуска (12%), со­кращение ассортимента (7%); среди активных мер — поиск новых по­ставщиков (57%), организация производства сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в развитие предприя­тий-поставщиков (2%).

Своеобразием является то, что одновременно с расширением ры­ночных отношений происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат).

Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних хозяйств в связи со снижением реаль­ных доходов населения, так и предприятий в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности выхода на ми­ровой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость ры­ночной инфраструктуры.

Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия ис­пользуют различные меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным вышеприведенного обследования, в 1995 г. 65% всех предпри­ятий использовали в этих целях сдерживание роста цен на свою про­дукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекла­му, 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на зару­бежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбы­товой политики предприятий имеет не только активизация сбыта тра­диционной продукции, но и реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения его профиля.

Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных операций, поставок в счет будущих платежей (фактически не­обеспеченных коммерческих кредитов), разного рода злоупотреблений)

Взаимная задолженность предприятий. Характерной для переход­ной экономики является проблема просроченной финансовой задол­женности предприятий.

Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, не чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Спе­цифика для переходного периода состоит в резком увеличении задол­женности, ее крупных размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными явлениями переходной эко­номики.

Общая сумма просроченной задолженности предприятий производ­ственных отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю занимала взаимная задолженность пред­приятий (задолженность поставщикам в структуре просроченной кре­диторской задолженности предприятий, несмотря на ее относительное сокращение в последние годы, составляла примерно 50%). Таким об­разом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следу­ющие цифры ("неплатежи между предприятиями достигли в промыш­ленности месячного объема продукции, подлежащей реализации; про­сроченная задолженность поставщикам в 7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем денежной мас­сы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к го­довому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).

Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:

· трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяй­ствования в условиях резкого перехода от системы государственного патернализма, мягких бюджетных ограничений; недостаток собствен­ных средств предприятий на пополнение обратного капитала и инве­стиционных средств;

· либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции;

· кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его вызывающие;

· жесткая денежно-кредитная политика государства, которая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной массы; приводит к "бегству" рубля на более вы­годные рынки (рынок ГКО, валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам;

· разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятив­ные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора;

· некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав собственности;

· низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно-арбитражных решений.

Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной формой адаптации предприятий к реально складываю­щимся экономическим условиям и экономической политике, хотя в "объективизации" указанного явления заинтересована та часть ди­ректорского корпуса, банкиров, чиновников, посредников, которая ре­ализует в этом свои корыстные интересы. Как форма адаптации к ус­ловиям высокой инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой инф­ляции — недостаток собственных средств предприятий.

Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд нега­тивных последствий. Во многом являясь порождением системного кри­зиса, он еще более углубляет его. В числе этих последствий:

· негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономи­ке, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усили­вая спад производства;

· ухудшение воспроизводственных условий предприятий, сниже­ние их инвестиционной деятельности (обновление основного капита­ла, реструктуризация производства и т.п.);

· усиление бартеризации хозяйственных отношений;

· заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или "квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);

· сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как след­ствие, обострение бюджетного кризиса;

· усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных злоупотреблений.

Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства. Среди них:

· корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между предприятиями, ограничение доходности спекуля­тивных операций;

· более активные меры государства по расширению емкости внут­реннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно-кредитной политики, экспортно-импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизво­дителей, а также по оздоровлению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно производителей и потребителей;

· взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными пред­приятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из пер­вых громких соглашений — "О совместных действиях по стабилиза­ции цен и сокращению взаимных неплатежей", подписанное Мини­стерством путей сообщения, Минтопэнерго, Комитетом по металлур­гии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"), народнохозяйственный (его привлекательность, однако, не должна означать всеобщего, сплошно­го взаимозачета, без учета перспективности тех или иных предприя­тий и причин, вызвавших их неплатежи);

· упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизо­ванного рынка векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете векселей);

· использование акций предприятий, являющихся АО, для расчё­тов по неплатежам (т.н. свопирование);

· развитие финансово-промышленных групп, обеспечивающих сращивание промышленного и финансового капитала;

· усиление спецификации прав собственности и повышение ответ­ственности менеджеров;

· совершенствование хозяйственного права, усиление исполняе-мости судебных решений по хозяйственным спорам.

Цель работы-рассмотреть организационный механизм ликвидации предприятия в условиях переходного периода.

Задачи исследования:

· изучить особенности функционирования предприятий различных форм собственности;

· исследовать организационный механизм ликвидации предприятия;

· изучить законодательные, павительственные документы и источники, а также документы по ликидации предприятия;

· исследовать организационно-методическое обеспечение в России.

Структура работы определена целями и задачами. Во введении рассматривается специфика функционирования предприятий в условиях переходного периода. В первой главе-принципы и механизмы системы банкротства в россии.

Во второй главе-организационно-методическое обеспечение осуществления системы банкротства, этапы реорганизации и ликвидации предприятий.В третьей главе предлагается рассмотреть план ликвидации КАКБ «Единение».

Хронологические рамки работы охватывают период с 1990-1998 г.г.

Практическая значимость работы обусловлена положением предприятийв области.

При написании работы использоались законодательные, правительственные источники, финансовые и юридические документы предприятия,научная и учебно-методическая литература.

Глава 1. Система банкротсва в России.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее при­емлемой для разработки с учетом особенностей национальной эконо­мической политики, механизма защиты предприятий и предотвраще­ния их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимо­отношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государ­ственным имуществом и юридическим исполнением законно банкрот­стве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходи­мость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при ус­ловии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

· установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обя­занностей в ситуации несостоятельности или банкротства пред­приятий;

· предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

· введении системы безопасных мер при банкротстве и экономи­ческом спаде;

· создании системы мер для возрождения бизнеса;

· создании механизма регулирования финансовых дел честно вы­полняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

· создании коммерческой и правовой систем для поощрения ра­боты честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

· ограждении правовой и административной структур от воз­можностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

· сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

· создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (кон­курсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позваляет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере ме­роприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

В России начинает действовать система банкротств,что сопровож­дается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общес­твенных институтов, партий и движений, которые дают соответству­ющую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Следует констатировать, что большая часть российских государ­ственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение произ­водства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.

В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство пред­приятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.

В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справ­ляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техни­ческую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необ­ходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество —структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподго­товкой, приличным пособием по безработице.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: