Порядок работы с источниками




 

Работа с источниками должна начинаться еще в процессе выбора темы. Бакалавр подбирает необходимую литературу самостоятельно. Научный руководитель дает рекомендации и советы по отбору источников.

Все материалы, которые будут использованы в процессе написания курсовой работы, можно условно разделить на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Концепции и Стратегии развития экономики России, регионов и отраслей на перспективу; учебники, учебные пособия, научную и методическую литературу; сборники Росстата, ведомств и органов власти; публикации в научных, научно-популярных журналах, газетах и других СМИ; Интернет- ресурсы.

Качество исходной информации, правильность и полнота подобранного и проанализированного материала во многом определит объективность выводов по исследуемой проблеме. Поэтому сбор информации (статистического или фактического материала) является ответственным этапом подготовки курсовой работы.

Только изучение многих (порой противоречивых) фактов или точек зрения ученых, их сопоставление и анализ позволяют выявить противоречия, закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое или социальное значение динамики развития. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны и актуальны.

Для выявления существующих источников, а также статистических данных по теме исследования можно воспользоваться:

- бумажными и электронными каталогами научной библиотеки АГТУ;

- интернет-сайтами официальных организаций (например, Росстата, Правительства Российской Федерации, Всемирного банка, ВТО, Министерства Финансов России, Центрального банка и др.);

- существующими материалами на кафедре или у научного руководителя.

Систематизация, анализ и обработка информации предполагают использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов. Кроме того, они развивают навыки формализации массива информации, необходимые в дальнейшем для написания выпускной квалификационной работы бакалавра.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать правила, а именно:

- данные следует приводить в абсолютных (млн. руб., т, шт.) или относительных (%) показателях, они должны быть сопоставимыми при их сравнениях;

- для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического явления и охарактеризовали динамику процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее изменения в процентах за несколько месяцев или за ряд лет;

- для наглядности данные целесообразно свести в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуть обработке.

- для характеристики качества изучаемых процессов, их динамики при интерпретации данных в тексте лучше использовать относительные показатели.

Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа должна иметь следующую структуру представления материалов:

- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение);

- лист с заголовком «содержание», оформленный в соответствии с установленными требованиями;

- введение;

- 2 главы и подразделы;

- заключение;

- список литературы;

- приложения (в случаях необходимости).

К содержанию курсовой работы предъявляются следующие требования:

- соответствие содержания сформулированной теме;

- полнота развития темы (тема должна быть раскрыта так, чтобы не было упущено главное);

- логическая правильность и завершенность (при изложении материала необходимо соблюдать основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания и т.д., а также законы мышления).

В соответствии с планом курсовая работа должна быть разделена на отдельные логически связанные части, снабженные короткими и ясными заголовками, отражающими смысл излагаемого в них материала.

Основные требования к стилю изложения содержания курсовой работы:

- использование научного языка;

- строгое определение понятий;

- соблюдение единообразия терминологии и условных обозначений;

- стилистически правильное и понятное построение отдельных фраз, предложений и текста в целом;

- ясность и четкость формулировок;

- точность и лаконичность изложения мысли

- отсутствие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок в тексте;

- использование общепринятых сокращений слов и аббревиатур;

- наличие в тексте работы ссылок на используемые источники, которые должны присутствовать в общем списке источников.

Не разрешается использовать в курсовой работе употребление указательного стиля, неясных терминов, противоречивых определений и иностранных слов без определенной надобности, повторы текста, цитат, отдельных предложений.

Общий объем курсовой работы должен составлять 35-40 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом Times New Roman кегль 14 (включая титульный лист, лист содержания, список литературы).

Приложения в общий объем работы не входят.

Содержание (лист) включает: введение, наименования разделов (глав), подразделов (параграфов), заключение, список литературы, приложения с указанием номера их начальной страницы. При оформлении заголовков разделов (глав) и подразделов слово «глава…» и «раздел» не пишется. Структура работы по объему (примерно): введение – 2-3стр., заключение – 2-3 стр., список литературы – 1-2 стр., остальной объем распределяется равномерно между главами.

Во Введении:

- обосновывается актуальность избранной темы и степень ее разработанности;

- формулируются цель, задачи, предмет, объект и методы исследования курсовой работы;

- определяются хронологические границы исследования;

- дается характеристика информационной базы.

Обоснование актуальности темы исследования является важным элементом введения.

Актуальность это востребованность, значительность, современность, важность той или иной проблемы в настоящий исторический момент. Научная актуальность – это уровень (или значимость) научного осмысления даннойпроблемы экономики и менеджмента. Она может быть связана с введением в исследовательскую область новых источников, появлением концептуальных историографических работ, наличием малоизученных аспектов проблемы и т.д. Общественно-политическая актуальность – это связь исследуемой проблемы с современными общественными и политическими процессами.

При обосновании актуальности темы курсовой работы кратко излагается современное состояние рассматриваемой проблемы, ее роль в развитии экономики как с точки зрения экономической науки, так и с точки зрения современной общественно-политической жизни, необходимость изучения сейчас и в будущем.

Нельзя при обосновании актуальности темы исследования писать: «мне эта тема нравится, поэтому она актуальна». Для усиления актуальности проблемы необходимо показать степень ее научной разработанности на данный момент времени, дать краткий обзор ее исследованности и представления в научной литературе – историографию.

Особое внимание во введении должно быть уделено определению методологического аппарата исследования – цели, задач, предмета, объекта и методов исследования.

Цель исследования – это конечный результат выполнения курсовой работы по выбранным проблемам дисциплин, предусматривающим выполнение курсовых работ.

Задачи – это пути (что необходимо исследовать конкретно) для достижения цели исследования по данным дисциплинам.

Объект исследования – это то, что непосредственно подвергается исследованию в работе. Это процесс, явление или отношения, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения в курсовой работе.

Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, познается целостность объекта. Предмет находится в рамках, в границах объекта.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Методы научного познания – это способы получения знаний, которые можно применить к любому объекту познания. Различают общие методы познания окружающего мира (например, анализ и синтез), общенаучные методы (например, метод классификации, системный подход, комплексный подход) и методы отдельных наук (например, метод дифференциации, факторный анализ, индексный метод, статистические методы).

Содержание курсовой работы должно включать 2 раздела и до 3 подразделов в каждом разделе.

В первом разделе курсовой работы, как правило, излагаются теоретические аспекты рассматриваемой проблемы:

- ставится проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и выбор путей её разрешения; реально существующее противоречие, несоответствие между желаемым и действительным, исследование которого позволит оптимизировать какую-либо часть или весь процесс в целом;

- формулируется научная база исследования – оригинальное видение проблемы, ее политическая, научная, теоретическая постановка и предлагаемые пути разрешения.

Второй раздел курсовой работы должен быть посвящен аналитической проработке поставленной проблемы. В ней на основе проработки источников, сравнении и анализе точек зрения разных авторов, анализа современных тенденций, анализа показателей динамики и т.д., бакалавр делает выводы о состоянии проблемы исследования на сегодняшний момент времени.

В соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) бакалавр представляет самостоятельно сделанные расчеты макроэкономических показателей или показателей, характеризующих состояние конкретного объекта с применением методов экономико-математического моделирования, статистических методов, методов факторного анализа и т.д.

Содержание работы должно быть строго логичным, а подразделы взаимосвязанными в структуре общей логики изложения материала. Каждый раздел курсовой работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых излагаются обобщенно наиболее качественные результаты исследования.

Излагать материал в тексте необходимо, пытаясь раскрыть главную идею того или иного вопроса. Особый интерес вызывает работа, имеющая проблемный характер, содержащая определенную, четко выраженную позицию, идею автора, которую он проводит после­довательно на протяжении всего исследования.

Изложение материала должно быть аргументированным, подкреплен­ным собственным исследованием и сбором эмпирической информации, выводами, доказательствами и статистическими данными. В работе должна найти место хотя бы одна самостоятельная идея, которая в дальнейшем будет развита в других курсовых работах или в выпускной квалификационной работе.

При цитировании источников по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и номера страницы цитаты, приводимого рисунка и т.п.).

Заключение посвящено изложению основных результатов выполненной работы. В нем следует в концентрированном виде изложить пути решения поставленных задач, обобщить ранее сформулированные выводы и сделать общий вывод. В курсовой работе следует также охарактеризовать научную ценность результатов работы, указать перспективы дальнейшей разработки темы.

Список литературы включает источники, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы.

При этом сначала в библиографическом списке следует располагать:

- законодательные и нормативные акты РФ;

- методические указания, инструкции, постановления, приказы и т.д.;

- периодические издания;

- справочные и информационные издания;

- Интернет-ресурсы.

Приложения содержат текстовые документы, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, а также расчеты, выполненные с применением вычислительной техники. Они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы. Их помещают после списка литературы в порядке упоминания в тексте.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: