№ оп-пози-ции | Антропософский вид | Форма ценностного выбора | Ведущий принцип |
1. | «Гомо сапиенс» | Свобода и неизбежность | Естественный отбор |
2. | Античный человек | Космос или Хаос | Природо-сообразность |
3. | Человек Средневековья | Бог или Дьявол | Теосообразность |
4. | Человек Возрождения | Человек или Зверь | Человеко-сообразность |
5. | Человек Просвещения | Прогресс или Варварство | Социо-сообразность |
6. | Человек XX века | Гуманизм или Авторитаризм | Психо-эго-сообразность |
7. | Человек XXI века | Благо гармонии или Искус игры | Культуро-сообразность |
С. 18. Человек Просвещения выбирает между прогрессом и варварством на основе социо-сообразности. (Р. Декарт, Б. Спиноза). В эпоху руссоизма, сентиментализма, романтических течений, центр исследовательской проблематики сместился. Анализу подлежали темы эстетического воспитания (Ф. Шиллер), самоопределения как элемента духовной жизни человека (Ф. Шлегель), «внутреннего Я», борьбы с самим собой и внешним миром (И. Гёте), языка как «творца» человека и человеческой истории (И. Гердер, Ф. Гумбольдт).
Человек ушедшего ХХ века был обречен на выбор между авторитаризмом и гуманизмом на основе психо-эго-сообразности. Феноменология (Э. Гуссерль, Ж.-П.- Сартр, М. Мерло-Понти), герменевтика (Г.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер), экзистенциальный психоанализе Э. Фромма.
В ХХI веке ситуация обостряется до предела. Человек вынужден выбирать между искусом игры и благом гармонии на основе культуросообразности. В данном ключе проблема анализировалось в экзистенциализме (Г. Марсель, К. Ясперс), психоаналитической герменевтике (Ю. Хабермас), структурном психоанализе (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан), а также в философии культуры (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Й. Хейзинга). В постмодернистских философских течениях новое истолкование получила проблематика артефактов эпохи постмодерна ‑ потребление, производство, власть, идеология (Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Фуко).
Вполне возможно, что в своем культурном развитии каждый человек осваивает в свернутом виде каждую из этих форм выбора. Что выберет человек? Из современной системы образования исчезла «духовная навигация» – система координат связи развития индивидуальности с развитием социума. «Духовная навигация – это наблюдение за собой, продумывание своей жизни, ее смысла и назначения, это стремление реализовать намеченный жизненный сценарий (скрипт), отслеживание того, что из этого получается реально, осмысление опыта своей жизни, собирание себя вновь и вновь». [10, с. 21]. «Сущность свободы, ‑ считал один из крупнейших западных философов ХХ века А.Н. Уайтхед, ‑ это достижимость целей. Человечество всегда страдало главным образом из-за утраты надежды достичь своих главных целей» [11 С. 460-461].
Когда эта первичная потребность обменивается на всевозможные прагматические зависимости от разного рода инстинктов, зависимости, подхлестываемые игроманией, транквилизаторами, потребленчеством, человека ждет духовный кризис.[i]
Судьба XXI века в руках молодого поколения. Она зависит от того, что выберет человек – благо гармонии или искус игры. Идеал совершенствования личности может быть выражен формулой «С+С/С ˟ Р»:
Скорость + Свобода
Совесть ˟ Россия
Согласно данной формуле, чем глубже культурно-антропологический уровень свободы человека, чем выше скорости его перемещения в пространстве и в виртуальных мирах, тем большую роль в регуляции поведения призвано играть такое качество, как совесть, связанная с пониманием развития России в усложняющемся глобальном мире.
С учетом особого внимания к проблеме ценностного ядра образования общую тему образования можно сформулировать следующим образом: «Развитие образа человека в жизни народа». Человек вне истории человечества, своего народа, своего этноса, своей семьи пуст. Человек бессилен вне сообщества с другими людьми. Он лишается права противостоять хаосу дегуманизации как выбору возможных путей собственной жизни. Ценностный выбор – это выбор своего жизненного пути как части пути рода. В конечном счете, это выбор будущего для истории семьи.
При таком подходе решается задача восстановления целостности содержания образования, единства интересов системы образования, ученика и его семьи, реабилитации смысложизненных ориентиров в образовательном процессе. Одновременно возникает проблема разработки, классификации и типологизации понятий-интеграторов, позволяющих установить в методологическом плане связи основных дидактических предметных единиц с такими метапредметными категориями как «человек», «народ», «жизнь», «образ», «миропорядок», «культура», «значение», «ценность», «истина», «свобода», «совесть».
Для понимания философии детства и философии взросления представляется весьма перспективной позиция, высказанная академиком РАО А. Асмоловым в виде 11 апрельских тезисов на форуме «Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Департамента образования г. Москвы. [12, c. 1-2]. Для реализации этих идей необходимо главное – изменение методологической культуры самого учителя. Для этого философия развития образования должна стать философией каждого учителя и, в первую очередь, философией учителя начальных классов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Матвейчев О. «Новое мышление» позднего Хайдеггера //Мартин Хайдеггер. Что зовется мышлением? – М.: Академический Проект, 2007. ‑351 с. (Философские технологии).
2. Хайдеггер Мартин. Что зовется мышлением? – М.: Академический Проект, 2007. ‑351 с. (Философские технологии). – С. 46.
3. Запесоцкий А.С. Вступительное слово // Рациональность и ценностно-духовные начала в науке и образовании: круглый стол, 19 ноября 2008 г. – СПб.: СПбГУП, 2009. – (Дискуссионный клуб Университета; вып. 19). – С. 6.
4. Перминова Л.М., Селивёрстова Е.Н. Дидактика на рубеже эпох (ХХ – ХХIвв.). Курс лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования. Владимир: ВГГУ, 2010. – 428 с.
5. Абалкин Л.И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. – 2006. – № 12. – С. 4-10.
6. Романов К. В. Культурная антропология образования и семья. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 346 с.
7. Вершловский С. Г., Матюшкина М.Д., Персианов И.А. Выпускник Санкт-Петербургской школы – 2007 (социальный портрет). – СПб.: Фонд поддержки образования, 2008. 64 с.
8. Олейникова О.Д. Актуальные аспекты современного нравственного воспитания // Философия образования – 2005, № 2(13). С. 90-96.
9. Кондаков В.И. Введение в историю русской культуры. – М.:¨Аспект - Пресс, 1997. 687 с.
10. Розин В. Образование в обновляющемся мире // Alma mater. Вестник высшей школы. 2006, № 7. С. 18-27.
11. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. / Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. – М.: Прогресс, 1990. (Философская мысль Запада). 718 с.
12. Апрельские тезисы Александра Асмолова: Новая жизнь начальной школы. // Просвещение, № 52, май 2012. С. 1-2.