Вологодский архиерейский дом накануне церковной реформы Петра I




Переписные книги XVII – начала XVIII в. как исторический источник (по материалам Вологодского архиерейского дома)

 

Миграция

Изучение государственных кадастров и внутривотчинной документации позволило расширить сведения об освоении Сибири в XVII в. Согласно подсчётам, в яренской вотчине Вологодского архиерейского дома в 1646 г. упомянут всего 471 человек. Из этого числа 347 (73,6%) людей на момент описания проживали в населённых пунктах. Отправились в Сибирь, Вятку, другие волости Яренского уезда и «сошли безвестно» 113 (24,1%) человек. Источник зафиксировал 11 (2,3%) смертей. Наибольший отток людей наблюдался на рубеже 1630–1640-х гг. Всего вотчина потеряла 124 человека, из них умерли 11 (8,8%). Наибольшее число людей ушло в Сибирь – 74 (59,7%) человека. В большинстве случаев уходили молодые холостые мужчины (30 человек, 24,2%) или же хозяева дворов без жён (30 человек, 24,2%). Например, источник фиксирует такую ситуацию: «Во дворе Федька Викторов сын з детьми, с Ондрюшкою, да с Трифанком, да с Ульянком, а Ульянко 7 лет. Ево же дети, Ивашко да Тимошка, сошли в Сибирь, холосты. Ивашко сшел во 142 году, а Тимошка сшел во 147 году». Одной из причин ухода старших братьев была многодетность семьи (количество детей женского пола писцы не отмечали), не хватало средств к существованию, что и толкало в далёкое путешествие. Сопоставим данные, полученные при анализе переписи небольшой вотчины, и в целом по уезду. А.И. Копанев зафиксировал убыль населения в Яренском уезде с 1631/32 по 1645/46 г. на 1 378 человек. На основании таблицы, составленной историком, мною подсчитано процентное соотношение по направлениям миграции. В Сибирь отправились 748 (54,2%) человек (холостые, хозяева дворов без жён, отец с сыном/сыновьями и семьи). «Сошли» на Вятку, к Москве, в Пермь и другие населённые пункты, а также «сбрели безвестно» 199 (14,5%) человек; умер 431 (31,3%) человек. Таким образом, данные по уезду в целом и по вотчине показывают близкие пропорции относительно количества людей, ушедших в Сибирь – более 50%. Всего в описании яренской вотчины Вологодского дома Св. Софии в 1678 г. упоминаются 668 людей, из них 580 (77,9%) проживали на момент проведения переписных работ в архиерейских землях, а 148 (22,1%) значатся ушедшими или перешедшими на новое место жительства в пределах софийской вотчины (139 человек; 20,8%) и умершими (9 человек; 1,3%). Проанализируем сведения о миграции населения. Наибольший отток людей наблюдался в 1670-х гг. Зафиксировано переселение 148 человек, из них 127 (85,7%) ушли, 12 (8,2%) пришли и 9 (6,1%) умерли. Остановлюсь подробнее на случаях переселения. В Сибирь отправилось всего 17 (11,5%) человек, 14 (9,5%) из них были холостыми; ушли в известных направлениях 27 (18%) человек. Внутри вотчины переселились 46 (31,1%) человек. По сравнению с 1646 г. видно, что количество людей, отправившихся в Сибирь, сократилось более чем в четыре раза – с 74 до 17 человек (с 59,7 до 11,5%). Отмечена миграция внутри вотчины (в предыдущей переписной книге не зафиксирована). Итак, на примере одной вотчины видно, что население её с 1646 г. к 1678 г. возросло с 347 до 580 человек, хотя многие крестьяне фертильного возраста ушли в Сибирь. По подсчётам М.М. Богословского и А.И. Копанева общее число жителей в Яренском уезде с 1620-х до 1670-х гг. также возросло в 1,5 раза, несмотря на миграцию и смертность. В результате исследования выявлены следующие причины миграций в Сибирь: 1) желание заработать; 2) нежелание выплачивать долги; 3) укрытие от правосудия; 4) поиск родственников. Материалы Вологодского архиерейского дома указывают на притягательную сторону Сибири – промыслы. Удачливый и трудолюбивый охотник, особенно если он умел торговать, в Сибири мог обогатиться: в крестьянских документах фигурируют суммы в сотни рублей. Поэтому крестьянин уходил не только для того, чтобы заняться земледелием на новых землях, но и для охоты, предполагая потом вернуться к родным. Архиерейские крестьяне из Поморья в Сибирь, вероятно, шли пешком, сведений о телегах, санях, лодках в просмотренных документах нет. Это говорит о навыках выживания в трудных климатических и природных условиях, а также о существовании минимальной инфраструктуры вдоль дорог и троп. В середине XVII в. крестьяне из Поморья неоднократно встречали знакомых и родственников в Сибири в удалении на 1,5–2 тыс. вёрст от дома, что говорит о существовании небольшого количества торных троп и дорог, а также пунктов сбора торговых и промысловых людей. Наиболее удалённая от Усть-Выми точка в Сибири, упомянутая в документах, – Енисейский острог. Расстояние между этими населёнными пунктами по современным автомобильным дорогам составляет около 4 тыс. км. Архиерейская и монастырская администрация, видя бездействие общероссийского законодательства в деле прикрепления крестьян к земле (Соборное уложение 1649 г.), актуализировала правовые традиции Русского Севера для закрепления крестьян в своей вотчине и заключала порядные (выявлено 2 случая 1656 и 1670 гг.). Кроме этого, архиерейские власти, зная из документов о том, что крестьянин живёт в Сибири, не предпринимали попыток вернуть его (возможно, документы, свидетельствующие об обратном, пока не выявлены).

 

Вологодский архиерейский дом накануне церковной реформы Петра I

Исследование переписных книг вотчин Вологодского архиерейского дома 1701–1702 гг. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ед. хр. 53) было проведено при участии А. Л. Грязнова (составление карт), И. А. Полякова и Н. А. Шереметова (компьютерный набор, вычитка).

На основании анализа переписных книг удалось определить место Вологодской кафедры по социально-экономическим показателям среди других архиерейских домов. Данные переписи 1678 г. свидетельствуют, что Вологодский архиерейский дом находился на пятом месте среди 19 архиерейских кафедр по количеству принадлежавших ему крестьянских дворов – 1213 (6 %). На первом месте находился Ростовский архиерейский дом – 4376 (21,5 %) дворов, а замыкает список Устюжская кафедра, которой принадлежало 124 (0,6 %) двора. Согласно ведомостям 1730-х гг. Вологодский архиерейский дом не относился ни к беднейшим (Белгородский, Устюжский), ни к богатейшим (Новгородский, Ростовский) кафедрам. К концу 1730-х гг. у Вологодского дома Св. Софии было 1328 дворов зависимого населения, что составляло 7,6 % от общего числа дворов в архиерейских вотчинах. Для сравнения отметим, что у Астраханского дома таких дворов не было вовсе, у Устюжского этот показатель равняется 141 (0,8 %), а у Новгородского и Ростовского составлял 1590 (9,1 %) и 4412 (25,2 %) дворов соответственно. Близкие пропорции зафиксированы при соотношении числа душ м.п. по данным на 1710 г.: Вологодской кафедре принадлежало 6662 человека, что составляло 6,4 % от общего количества учтенных людей в архиерейских вотчинах, у Астраханской зафиксированы только 23 служителя (менее 0,1 %), у Устюжской – 486 (0,5 %), а Новгородской и Ростовской принадлежало 16668 (16,1 %) и 16796 (16,2 %) соответственно. Похожие пропорции находим при сопоставлении объема пашни у вотчинников. Вологодскому архиерейскому дому принадлежало 8090 (5,9 %) четвертей земли от всего обсчитанного объема, Астраханская кафедра пашни не имела, за Устюжской значилось 524 четверти (0,4 %), а за Новгородской и Ростовской числилось более 20 тыс. четвертей (более 15 %) за каждой, но наибольшим земельным фондом обладал Тверской архиерейский дом – 35309 (25,5 %) четвертей. В 1744 г. из 21 кафедры Вологодский архиерейский дом по количеству принадлежавших ему крестьян занимал 11 место – 6356 (4,1 %) человек. На первом месте находилась Новгородская кафедра, у которой зафиксировано 21500 (13,7 %) человек, а замыкает список Устюжский архиерейский дом – 682 (0,4 %) крестьянина. Из приведенных данных за 1678–1744 гг. видно, что по количеству крестьянских дворов, размерам пашни и числу душ м. п. Вологодский архиерейский дом Св. Софии занимал среднее положение.

Исследование переписных книг вотчин Вологодской кафедры 1701–1702 гг. позволило сделать ряд наблюдений. Владения Вологодского архиерейского дома находились в 5 уездах (Московский, Вологодский, Галицкий, Яренский, Усольский). Наибольшее количество поселений располагалось в Вологодском уезде – 223 погоста, села, сельца, деревни, починка и 3 пустоши, а наименьшее в Галицком уезде – 3 деревни. Согласно подсчетам по переписным книгам 1701–1702 гг., в вотчинах Вологодского Дома Св. Софии находилось: 5 погостов, 7 сел, 4 сельца, 223 деревни, 30 починков, 2 «земли», 8 пустошей. Кроме целых поселений архиерейскому дому принадлежали части населенных пунктов и земельных угодий. Во владениях Вологодского архиерея находились 32 церкви (холодные и теплые, все здания деревянные), 13 колоколен (все деревянные). Переписные книги также зафиксировали приписные Николо-Мокрый монастырь, Антоньеву и Кохтожскую пустыни, вотчины которых после приписки принадлежали архиерейскому дому. В вотчине Вологодского дома Св. Софии по переписным книгам 1701–1702 гг. находилось 268 живущих населенных пунктов, в которых зафиксировано 2134 (100 %) двора, из них 1972 (92,4 %) были крестьянскими, 83 (3,9 %) бобыльскими, в 78 (3,7 %) дворах проживало нетяглое население: дети боярские, причт, посельские старцы и другие жители. Кроме живущих дворов зафиксировано 167 (100 %) пустых, из них 135 (80,8 %) крестьянских и 32 (19,2 %) бобыльских. Во дворах, согласно подсчетам, проживало 6726 (100 %) человек м. п., из них 6283 (93,4 %) крестьянина (в т. ч. 20 половников и 24 захребетника), 218 (3,2 %) бобылей и 225 (3,4 %) нетяглых жителей. Переписные книги 1701–1702 гг. зафиксировали следующие людские потери вотчины Дома Св. Софии: всего не стало 335 (100 %) людей, из них 287 (85,6 %) крестьян и 48 (14,4 %) бобылей, которые умирали, уходили в неизвестном направлении, «сходили для прокормления» в Сибирь и другие города и регионы. Одна крестьянская семья была отправлена из деревни Левково Тошенской волости Вологодского уезда в Воронеж в «прядилщики»: «Двор пуст крестьянина Ларки Осипова, а взят он, Ларка, по указу великого государя в прошлом 1700-м году з женою и з детми на Воронеж в прядилщики». Из архиерейской вотчины в Засодимской волости Заозерской половины Вологодского уезда 5 крестьян переселили в Таганрог. Например, в деревне Кадниково (совр. г. Кадников) зафиксирован «двор пуст Никешки Дементьев, а он, Никешка, по указу великого государя взят на Таганрог в каменщики в 207-м году, а дети ево, Никитка, Бориско, кормятца в мире». Приведенные данные показали, что к 1701–1702 гг. в архиерейской вотчине не было значительного запустения. Согласно проведенным подсчетам, пустых дворов было 7,5 % от общего числа, а из упомянутых в источнике 6726 (100 %) людей м. п. ушло и умерло 335 (5 %).

Со времен Ивана III светская власть ограничивала рост церковного землевладения. Приобретение земель монастырям и церковным иерархам окончательно было запрещено статьей 42 главы XVII «О вотчинах» Соборного уложения 1649 г. Несмотря на этот запрет вологодские владыки во второй половине XVII в. увеличили свой земельный фонд. За 1652–1700 гг. известно 76 меновных грамот Вологодского архиерейского дома (хранятся в ф. 237 (ГКЭ). РГАДА). За время архиерейства Маркелла (1645–1663) было совершено 4 сделки обмена земельными владениями, при архиепископе Симоне (1664–1684) – 22 сделки, а при архиепископе Гаврииле (1684–1707) – 52 сделки. Уже в 1650-х гг. дважды использовали для обмена со светскими землевладельцами один и тот же земельный участок – жеребий пустоши Ребячье в Засодимской волости. Когда архиепископом Вологодским и Белозерским стал Симон, для мены начали использовать другие владения. Так, жеребий пустоши Терентьево в Лежском Волоке обменивали пять раз и столько же раз меняли пустошь Лычное в Засодимской волости. При архиепископе Гаврииле вновь сменился земельный объект, предназначенный для обмена, но остался прежним и многократно был повторен принцип осуществления сделки, когда новые земельные владения получали взамен части одного и того же участка из вотчины архиерейского дома: жеребий пустоши Душегубово в Лежском Волоке меняли 46 раз! В этих 46 сделках участвовало 53 человека, а значит каждому контрагенту Вологодской кафедры к началу XVIII в. принадлежало 1/53 пустоши Душегубово. Очевидно, что подобные обмены были фикцией и в реальности совершалась покупка новых земельных владений Вологодским домом Св. Софии. Также отметим, что к Вологодскому архиерейскому дому Св. Софии были приписаны в XVII – начале XVIII в. не менее 8 монастырей и пустынь, что также усиливало архиерейское хозяйство.

 

Ссылка на книгу:

https://www.spbiiran.nw.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-82/?fbclid=IwAR1Zh4HJYXLJlMxMi8XSq3oOb5I7Bzh9p-dLqrsPKV3XMClhaOC_OLe_8jQ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: