Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде




Рассмотрение дел о несостоятельности по общему правилу о подсудности производится по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства должника - гражданина. Процедуры рассмотрения дел о банкротстве должника - юридического лица показаны на схеме 11.2. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде показан на схеме 11.3.


Схема 11.2. Процедуры предупреждения и рассмотрения дела о банкротстве должника - юридического лица

 

Схема 11.3. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

При отсутствии одного из признаков банкротства арбитражный суд отказывает в принятии заявления, кроме установленных Законом о банкротстве случаев, когда заявление о признании несостоятельности должно приниматься и рассматриваться при наличии одного признака (например, если речь идет о банкротстве отсутствующего должника, то сумма кредиторской задолженности значения не имеет). В качестве признаков несостоятельности в ряде случаев могут выступать и другие критерии. Так, например, признаком несостоятельности ликвидируемого юридического лица является недостаточность стоимости его имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия), представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или комитета кредиторов, представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну), уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), а также иные лица. К иным лицам АПК РФ относит заявителей и заинтересованных лиц, третьих лиц (заявляющих и не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора), прокурора, государственные органы, экспертов (лиц, обладающих специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенных судом для дачи заключения), свидетелей, переводчиков, помощника судьи и секретаря судебного заседания.

Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов - меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. АПК РФ в качестве таких мер предусматривает:

· наложение ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

· запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

· возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

· передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

· приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

· приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.

После введения наблюдения арбитражный суд кроме мер, предусмотренных АПК РФ, вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, т.е. сделки, не связанные:

· с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

· получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве. По ходатайству лиц, участвующих в деле, арбитражный суд вправе отменить меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника, не дожидаясь наступления перечисленных обстоятельств.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом. Такое решение принимается в случаях:

· отсутствия признаков банкротства, предусмотренных законодательством;

· в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

Основаниями прекращения производства по делу о банкротстве являются:

· восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

· восстановление платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

· заключение мирового соглашения;

· признание в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом о банкротстве требований кредиторов;

· отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или от требования о признании должника банкротом;

· удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;

· отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему);

· в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Основными задачами проведения процедур банкротства являются:

· возврат долгов кредиторам;

· восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Наблюдение

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом. Цель процедуры наблюдения - сохранить максимум имущества должника. Однако Закон о банкротстве устанавливает, что наблюдение не применяется по отношению к должнику, находящемуся в процессе ликвидации; к отсутствующему должнику; должнику - индивидуальному предпринимателю.

Введение процедуры наблюдения означает следующее:

· требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований, установленного ст. 71 Закона о банкротстве (требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, предъявляются в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством);

· приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (это возможно только по ходатайству кредитора);

· приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

· не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

· не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;

· не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

· не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Поскольку должник после введения наблюдения ограничивается в распоряжении своим имуществом, определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется в кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Для проведения наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего из числа кандидатур, предложенных саморегулируемой организацией.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления от выполнения своих функций. Однако с целью исключения некомпетентных решений со стороны органов управления, ведущих к дальнейшему ухудшению положения должника, и с целью обеспечения сохранности имущества последнего Закон о банкротстве ограничивает их полномочия. Кроме ограничений, рассмотренных ранее, органы управления должника не вправе принимать решения:

· о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

· о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

· о создании филиалов и представительств;

· о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

· о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

· о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

· об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

· о заключении договоров простого товарищества.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением указанных в п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве документов, а также заключение о финансовом состоянии должника и обоснование возможности или невозможности восстановления его платежеспособности и целесообразности введения последующих процедур. Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать дополнительные требования к кандидатурам административного (внешнего, конкурсного) управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур такого управляющего.

На основании решения первого собрания кредиторов или по собственной инициативе арбитражный суд принимает одно из следующих решений.

1. Определение о введении финансового оздоровления. Такое определение выносится судом в ситуациях, когда:

· имеется соответствующее ходатайство собрания кредиторов;

· имеется ходатайство со стороны определенного лица: учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица (при отсутствии какого бы то ни было решения собрания кредиторов). При этом для того, чтобы финансовое оздоровление было введено, необходимо: предоставление достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности; превышение размера обеспечения над размером реестровых требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов не менее чем на 20%; указание в графике погашения задолженности на то, что погашение требований начинается не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления; погашение требований осуществлять ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

2. Определение о введении внешнего управления. Данное определение выносится при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных ст. 75 Закона о банкротстве, и при наличии у арбитражного суда достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

3. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Принимается судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Принятие такого решения по инициативе арбитражного суда допускается при наличии у должника признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных ст. 75 Закона о банкротстве.

4. Утверждение мирового соглашения и прекращение производства по делу о банкротстве. Арбитражный суд утверждает мировое соглашение на основании решения первого собрания кредиторов.

В случае если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица (третьих лиц) и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление применяется в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиками, вводится на срок не более двух лет. Вопрос о введении финансового оздоровления всегда решается арбитражным судом. Суд выносит определение о введении финансового оздоровления, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению. В этом определении должен быть указан срок финансового оздоровления, не превышающий двух лет, и содержаться график погашения задолженности. Кроме того, в определении должна содержаться информация об обеспечении исполнения обязательств (в случае предоставления обеспечения); лицах, предоставивших обеспечение; его размерах и способах реализации.

При введении финансового оздоровления арбитражный суд выносит еще одно определение - о назначении административного управляющего. Административный управляющий является арбитражным управляющим, действующим в течение финансового оздоровления; к нему применимы общие правила, определяющие статус арбитражного управляющего, с особенностями, установленными ст. 83 Закона о банкротстве.

Введение в отношении должника финансового оздоровления означает следующее:

· требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований, установленного Законом о банкротстве;

· отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

· аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

· приостанавливается осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам, за исключением исполнения документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

· не допускается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

· не допускается изъятие собственником имущества должника, унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

· не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

· не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди;

· не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В ходе финансового оздоровления руководитель и органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными ст. 82 Закона о банкротстве. При некоторых обстоятельствах (имеет место ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления; руководитель должника совершает действия, нарушающие права и законные интересы кредиторов и т.п.) руководитель может быть отстранен от своих обязанностей. Осуществляет отстранение только арбитражный суд. Однако суд не может отстранить руководителя по собственной инициативе. Для этого необходимо ходатайство собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должника.

В случае отстранения руководителя суд выносит определение о возложении его обязанностей на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя представителем учредителей (участников) должника либо коллегиальным органом управления должника. Если такая кандидатура не будет представлена, то обязанности руководителя суд возложит на одного из заместителей руководителя либо (при отсутствии заместителей) на одного из работников должника.

Ограничения, с которыми руководитель должника осуществляет свои полномочия, делятся на две группы в зависимости от того, чье согласие на совершение сделки (несколько взаимосвязанных сделок) и юридических действий должно быть получено: собрания (комитета) кредиторов или административного управляющего.

Согласия собрания (комитета) кредиторов требует совершение руководителем следующих сделок и юридических действий:

· сделки, в совершении которых у должника имеется заинтересованность;

· сделки, связанные с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества должника балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;

· сделки, влекущие выдачу займов (кредитов), поручительств, гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника;

· решения о реорганизации (для принятия таких решений необходимо еще и согласие лиц, предоставивших обеспечение);

· сделки, влекущие возникновение новых обязательств должника в ситуации, когда после введения финансового оздоровления возникли денежные обязательства размером более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр.

С согласия административного управляющего совершаются сделки:

· влекущие увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр на дату введения финансового оздоровления;

· связанные с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества должника любой стоимости (согласие не требуется только на сделки по реализации готовой продукции (работ, услуг), изготовляемой и реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности);

· влекущие уступку прав требования, перевод долга, получение займов (кредитов).

Финансовое оздоровление проводится в соответствии с планом, разрабатываемым учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и утверждаемым собранием кредиторов. План финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему: отчет о результатах проведения финансового оздоровления; баланс на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и убытках; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. На основании рассмотрения отчета административный управляющий в течение десяти дней (с момента его получения) составляет свое заключение, в котором делает вывод о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Это заключение с приложенными к нему копией отчета должника и перечнем погашенных и непогашенных требований кредиторов в соответствии с реестром должно быть направлено тем кредиторам, которые включены в реестр, а также в арбитражный суд.

В случае если реестровые требования кредиторов не удовлетворены или указанный отчет не представлен, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое решает либо ввести внешнее управление, либо признать должника банкротом, и обращается с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

· определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

· определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

· решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов или по собственной инициативе (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве) на срок не более 18 месяцев. Этот срок при необходимости может быть продлен арбитражным судом еще на шесть месяцев (для градообразующих организаций - на один год), если имеются достаточные основания полагать, что продление срока внешнего управления будет способствовать восстановлению платежеспособности должника. Продление срока финансового оздоровления или внешнего управления на градообразующих предприятиях возможно при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Такое поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Крупные предприятия, как правило, не обладают предпринимательским стилем поведения. Для них характерен приростный стиль, при котором имеют место: ориентация на прошлый опыт; запаздывание реакций на возникшие проблемы; стремление уклониться от радикальных нововведений в организацию производства, технологию и маркетинг; неоптимальность принимаемых решений; игнорирование стратегической сегментации рынка и выбора конкурентных позиций на нем; недооценивание внешних опасностей и возможностей и пр. Все это ведет к потере предприятием позиций на рынке, снижению доходности и в результате - к потере платежеспособности. Для оздоровления такого предприятия требуются, как правило, крупные инвестиции, коренная перестройка системы управления, привитие предпринимательского стиля поведения, что невозможно осуществить в короткие сроки. Поэтому возможность введения финансового оздоровления или внешнего управления на градообразующих предприятиях на более длительный срок является необходимой мерой, особенно если принять во внимание высокую социальную значимость этих предприятий. Алгоритм внешнего управления показан на схеме 11.4.

 

Схема 11.4. Алгоритм внешнего управления

Для создания условий, облегчающих достижение целей внешнего управления, Закон о банкротстве предусматривает введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

В течение срока действия моратория:

· приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

· не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В целях удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия должника. Однако внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии (к указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, а также запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для выполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии). Под предприятием в соответствии с Законом о банкротстве понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.

Следует иметь в виду, что в отличие от нормы ГК РФ, устанавливающей обязанность продавца при продаже предприятия передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, Закон о банкротстве исключает из состава продаваемого предприятия его долги: при продаже предприятия в период внешнего управления денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом не включаются в состав предприятия.

Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в состав имущества должника.

Закон о банкротстве не уточняет состав имущества, остающегося у должника как юридического лица после продажи его предприятия. Если должник - юридическое лицо является коммерческой организацией и продаваемое предприятие было единственным источником получения им прибыли, то решение о продаже предприятия в таком случае фактически приводит к неизбежности ликвидации данного юридического лица. По-видимому, рассматриваемая мера по восстановлению платежеспособности должника применима только при наличии у юридического лица нескольких предприятий или другого, кроме продаваемого предприятия, имущества, не связанного с его производственно-хозяйственной деятельностью (например, объектов социальной инфраструктуры). Если юридическое лицо владеет несколькими предприятиями, то при возникновении необходимости продажи одного из них встает вопрос: какое же предприятие следует продать? Здесь целесообразно руководствоваться прежде всего принципом: структура деятельности должника - юридического лица в результате продажи им конкретного предприятия должна улучшиться таким образом, чтобы имел место эффект обратного синергизма (когда продажа предприятия, входившего в состав объединения, улучшает системные свойства объединения и повышает эффективность его деятельности).

Продажа предприятия производится путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса. В случае если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах участвуют лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой услуг последней за счет имущества должника. По общему правилу торги должны проводиться в форме аукциона, поскольку кредиторы заинтересованы в большем приращении имущества должника. Посредством проведения конкурса Закон о банкротстве предусматривает продажу градообразующих организаций и стратегических предприятий и организаций.

Обязательными условиями конкурса являются:

· для градообразующих организаций: сохранение рабочих мест для не менее чем 50% работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

· для стратегических предприятий и организаций:

1. обеспечение сохранения целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника,

2. выполнение договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При отсутствии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым в договор купли-продажи предприятия градообразующей организации должно быть включено условие о сохранении рабочих мест не менее чем для 50% работников предприятия (на дату продажи и в течение определенного срока), или если предприятие градообразующей организации не было продано на условиях конкурса, оно подлежит продаже на аукционе.

Одной из реальных мер восстановления платежеспособности должника является замещение его активов, представляющее создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. Так как замещение активов затрагивает интересы участников должника, Законом о банкротстве предусмотрена следующая процедура принятия решения о замещении активов.

1. Решение органа управления должника о замещении активов, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок (внесение имущества в уставный капитал одного или нескольких ОАО при замещении активов является для должника крупной сделкой).

2. Рассмотрение на собрании кредиторов вопроса о включении в план внешнего управления решения о замещении активов. За принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Величина уставных капиталов создаваемых обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества. Все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к вновь созданному открытому акционерному обществу. Акции созданных на базе имущества должника ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа акций на организованном рынке ценных бумаг. Такая продажа акций должна обеспечивать накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

При решении вопроса о целесообразности применения данной меры необходимо тщательно проанализировать факторы, от которых будет зависеть ликвидность акций создаваемых ОАО, а следовательно, и эффективность замещения активов должника.

Другие меры по восстановлению платежеспособности должника, которые могут применяться на этапе внешнего управления, показаны на схеме 11.4.

Если внешнее управление было эффективным, то предприятие-должник расплачивается со своими кредиторами и продолжает обычную производственно-хозяйственную деятельность. В противном случае арбитражный суд признает должника банкротом, что влечет открытие конкурсного производства. В случае частичной оплаты долгов (погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди) и реструктурирования кредиторской задолженности внешнее управление может закончиться мировым соглашением.

Цель конкурсного производства - максимально возможное, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Конкурсное производство открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать шести месяцев. Но арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий:

· срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и у<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: