Отгадай, какое число пропущено?»




Консультация для воспитателей

«Дидактические игры на количество и счет для детей старшего дошкольного возраста»

 

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности ”

В. А. Сухомлинский.

 

Огромную роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, в ней заложены огромные возможности для развития мышления детей.

Дидактическая математическая игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически, но, тем не менее, в процессе нее у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, речь, память, восприятие, фантазия, стремление к знаниям и много другое.

Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас элементарных математических представлений и математических понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Какие же это игры?

Игры на упражнения в количественном и порядковом счете:

1. «Не зевай!»

Цель: закрепление у детей количественного счета в пределах 10, обучение их чтению и записи чисел.

Оборудование: числовые карточки, фанты.

Содержание: Детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Ведущий игры рассказывает сказку, рассказ или читает стихотворение, в тексте которых встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен быстро ее поднять. Кто не успел быстро вспомнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу шутку, отгадать загадку и др.).

2. «Сколько?»

Цель: упражнение детей в счете в пределах 10.

Оборудование: 6-8 карточек с различным количеством предметов.

Содержание: воспитатель закрепляет на доске 6-8 карточек с различным количеством предметов и говорит:

- Тот, кто отгадает загадку, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру, тот получит поощрительную фишку.

Загадываем загадку:

- Сидит девица в темнице, а коса на улице?

Дети отгадывают загадку и пересчитывают морковки на картинке и показывают соответствующую цифру. Кто быстро поднял карточку с цифрой, получает фишку.

Найди столько же»

Цель: формирование у детей умения устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.

Оборудование: карты с двумя полосками (по одной на ребенка), на верхней - пять клеток, в каждой от пяти до десяти кружков, на нижней полоске - пустые клетки.

Наборы карточек (по пять штук на каждого ребенка), равных величине клеток. На карточках изображено от пяти до десяти предметов, но расположение их иное по сравнению с кружками на верхней полоске карты.

Содержание. Каждому ребенку дается по одной карте и к ней набор мелких карточек. Ведущий (на занятии – воспитатель) называет число. Играющие находят клетку с соответствующим количеством кружков на карте и на пустую клетку, расположенную под тем же количеством кружков, кладут соответствующую маленькую карточку. Числа можно называть по порядку или вразбивку.

В конце игры дети проверяют, у всех ли на нижней полоске числа расположены по порядку от – 5 до 10.

Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назвал число. Выигрывает тот, кто выложил все числа по порядку без ошибок.

Считай дальше»

Цель: закрепление у детей навыков количественного и порядкового счета (от 1 до 10).

Оборудование: маленький счетный материал, фишки, вымпел победившей команде.

Содержание. Дети выполняют игровые задания:1. «Продолжи счет». 2. «Посчитай, сколько яблок в корзине». 3. «Назови свое место в строю» (дети каждой группы становятся друг за другом). 4. «Выполни задание» (ведущий предлагает: «4-й принесет 6 шишек», «7-й сделает 5 прыжков» и т.д.).

Отгадай, какое число пропущено?»

Цель: закрепление у детей умения искать место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число.

Оборудование: фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета),флажки.

Содержание. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

Правила игры. Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый

какое число пропущено, получает флажок.

6. «Живые числа»

Цель: закрепление у детей навыков счета (прямого и обратного) в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» — они строятся в шеренгу и называют свое число («Один», «Два»), «Три» и т. д.). Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются, карточками. Игра продолжается.

Правила игры. Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова, водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1.

Какое число рядом?»

Цель: закрепление у детей умения определять последующее и предыдущее число к названному.

Оборудование: мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его – водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.

Правила игры. Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. Игра продолжается.

Варианты игры.

1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.

2. Дети называют не одно, а два числа сразу и предыдущее и последующее.

Машины»

Цель: закрепление у детей знаний о последовательности чисел в пределах 10.

Оборудование. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях «номера машин» - изображение числа кружков от одного до десяти. Три круга того же цвета, что и рули, - для обозначения стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули (каждой колонне — одного цвета). По сигналу ведущего (удар в барабан) все бегают по групповой комнате. По сигналу: «Машины! На стоянку!»— все «едут» в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета — в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.

Правила игры. Строиться спокойно, ездить по всей площадке групповой комнаты. Лучшей считается та колонна, которая быстро и правильно построится. Победитель награждается флажком, который прикрепляется к гаражу. При повторном проведении игры в каждой колонне меняется цвет рулей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: