Финансирование университета третьего поколения




Финансы средневекового университета формировались из платы за обучение и из пожертвований Церкви и государства, для которых университет был символом престижа, а также источником доходов епархии, города или княжества. Как и монастырям, университетам разрешалось приобретать имущество и землю, которая была валютой того времени, давала дополнительный доход и определенную финансовую устойчивость, особенно в трудные времена (рис. 7.3). Эта система в какой-то мере снизила зависимость университетов от церковной и государственной властей.

 

Университет

 


Рисунок 7.3. Схема источников финансирования средневекового университета

 

Университеты второго поколения финансировались главным образом государством. Доходы от владения имуществом перестали играть значительную роль, хотя немало университетов и до сих пор имеют крупные земельные владения и другую недвижимость. Первоначально государственные субсидии предоставлялись в форме единовременных выплат на образование и «независимые научные исследования». Этот вид поддержки является одной из форм сметного финансирования — государство платит за доступность университетов и делегирует университетам полномочия распоряжаться финансовыми поступлениями. В Европе этот доход часто называют «первым каналом финансирования». Постепенно государственные органы стали распределять средства на научные исследования через различные фонды; в США, например, один из них — Национальный научный фонд. В Европе, помимо аналогичных национальных фондов, существует иЕвропейский исследовательский совет[69]:141.

Подобная система косвенного финансирования создает элемент конкуренции, поскольку университетам и преподавателям приходится соревноваться за научно-исследовательские гранты. Средства гранта выделяются по результатам проведенной работы, а саму систему иногда называют «вторым каналом финансирования» (рис. 7.4).

В нынешнем, втором переходном периоде университеты все чаще получают доходы еще из двух других источников.

1. От третьих лиц, например компаний, заключающих договоры на выполнение прикладных научных исследований, от внедрения научных разработок и за счет доходов от программ дополнительного профессионального образования. Это явление получило название «третьего канала финансирования».

2. Некоторым университетам удается получать средства из фондов целевого капитала, что иногда называют «четвертым каналом финансирования».

Источники доходов университетов на современном этапе показаны на рисунке 7.5.

 

Рисунок 7.4. Схема источников финансирования университета второго поколения

 

 

Рисунок 7.5. Схема источников финансирования современных университетов

 

Опыт сотрудничества университетов с фондами оказался положительным, вузам удалось значительно повысить сфокусированность и качество научных исследований. Тем не менее во многих странах первый канал финансирования продолжает оставаться для университетов самым крупным источником доходов. Он восходит к возникшему в XIX в. представлению об ответственности государства за высокий стандарт образования, а его инструментами в данной области являются школы и университеты.Тем самым университеты превратились в «исполнительные органы» Министерства образования. Журнал «The Economist» описал это как «договор с государством… сделка с дьяволом»142.

В противовес традиционному взгляду была выдвинута идея о необходимости разделить обязанности государства и университетов. Государство, представляющее общество и несущее ответственность за расходование общественных средств, должно определить, какую долю национального бюджета оно выделяет на науку и образование, а также обозначить конкретные тематические области расходования средств. Та часть бюджета, которая ассигнована на научные исследования, распределяется через фонды на основе конкурсных заявок (второй канал финансирования); средства, выделяемые на обучение, аналогичным образом направляются в стипендиальные фонды (англ. — scholarship), которые предоставляют студентам возможность оплачивать фактическую стоимость их обучения (рис. 7.6).

 

 

Рисунок 7.6. Схема источников финансирования университета третьего поколения

 

В условиях прекращения финансирования из первого канала (прямое финансирование) участие государства в деятельности университетов также прекращается, и вузы становятся независимыми организациями, которые самостоятельно определяют условия труда сотрудников и стандарты проведения экзаменов. Государство обеспечивает качество образования не путем усиления контроля, а полагаясь на рыночную конкуренцию. Последнее, как показывает опыт независимых университетов США, оказывается более эффективным.

Сегодня многие университеты находятся в процессе трансформации, который мы называем вторым переходным периодом. Если построитьдиаграмму, одна из осей которой означает степень национальной/международной направленности вуза, а другая — характер формирования бюджета (фиксированный сметный или программный), то модель университета второго поколения окажется в левом нижнем квадранте, а университет третьего поколения — в правом верхнем (рис. 7.7).

Университеты, находящиеся в процессе смены модели, часто получают существенные средства из первого канала финансирования для реализации программ бакалавриата и монодисциплинарных научных исследований. Эта деятельность имеет национальную направленность. Для финансирования магистратуры и исследований аспирантов университеты все больше зависят от второго или третьего каналов финансирования. Финансирование программ магистратуры и исследований уровня PhD все больше зависит от второго или третьего каналов финансирования, в то время как сама эта деятельность имеет международную направленность, так как является частью глобальной конкурентной среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: