Приложение 1. Понимание инноваций




 

A1.1. ИННОВАЦИОННОСТЬ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Что стимулирует компании осуществлять инновации?

В данном приложении мы представим краткий обзор некоторых механизмов технологического и инновационного развития. Конкурируя, компании вынуждены создавать инновации. В отсутствие конкуренции (как, например, в странах с плановой экономикой) эта необходимость исчезает. Дарвинистский принцип борьбы за существование применим и к свободному предпринимательству — от компаний требуется постоянно защищать свою продукцию и услуги. Один из способов выстоять в этой борьбе — улучшать соотношение цена/качество. Новая технология может использоваться для модернизации существующих продуктов и услуг, тогда ее называют оборонительной инновационной стратегией. Успешная оборонительная стратегия позволяет фирме поддерживать, но не повышать свою конкурентоспособность160, и только новая продукция или услуги способны обеспечить ее рост. Наступательная стратегия направлена на улучшение конкурентоспособности фирмы — либо путем замещенияустаревшего продукта высокотехнологичным, либо за счет создания принципиально новых продуктов, позволяющих удовлетворять принципиально новые потребности клиентов. И те, и другие технологические инновации помогают компаниям развивать новые виды деятельности и защищать существующие позиции.

Технологические инновации часто сопровождаются организационными инновациями. Джеймс Куинн описал несколько так называемых «организационных революций», сопровождавших технические инновации в информационной индустрии161. Инновации в сфере услуг часто имеют и технологическую, и организационную составляющие162 — а значит, в трансдисциплинарные научные исследования в данном случае следует включать эти два направления.

Инновации влияют на конкурентоспособность компании. Новая, в особенности революционная технология, выводит первопроходцев в лидеры, как это случилось с компаниями Apple и Skype. За первопроходцами следуют «догоняющие» — те, кто стремится не отстать от лидеров, но развивается технологически и организационно с учетом опыта пионеров (например,компания Dell). Третья категория — компании, действующие по принципу «и я тоже»; они не разрабатывают технологии самостоятельно, а приобретают лицензии или используют общедоступные технологии, приспосабливая их к определенным рынкам. Но независимо от типа и позиции компании на рынке, чтобы выжить, она должна внедрять инновации.

Чем выше динамика развития технологий и рынка, тем активнее темпинноваций и тем шире возможности для предпринимательства. В ближайшие десятилетия нас ждет бурное развитие новых технологий, в том числе полный пересмотр принципов получения энергии, невиданный прогресс в медико-биологических науках (теперь, когда мы начинаем понимать роль РНК[80]), а также еще множество инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В то же время глобализация и высокие темпы экономического роста в ряде стран мира меняют образ жизни населения и ведут к сопутствующим изменениям рынков. Это настоящее «эльдорадо» для предпринимателей, но их становится все больше, а следовательно, растет конкуренция. Рыночная экономика, предпринимательство и инновации тесно связаны между собой. Социально-ориентированная рыночная экономика — лучшая форма экономической организации, обеспечивающая процветание, защищенность и устойчивое развитие общества. Ее инструментом является предпринимательство, существующее в честной, конкурентной среде, в которой правила игры устанавливают демократически избранные правительства. Инновации — успешная разработка и внедрение нового — возникают в результате предпринимательской деятельности.

Предприниматели и инновации

Чарлз Дарвин и его последователи раскрыли механизмы, с помощью которых поддерживается жизнь на нашей планете163. Эти механизмы удивительно просты — мутация и естественный отбор. Изменение существующих видов происходит в результате спонтанной модификации их генетического кода. Некоторые из этих мутаций происходят постепенно — как, например, удлинение шеи жирафа. Другие (как, например, появление птиц) носят радикальный характер. Существуют доказательства того, что в период кризиса, когда само существование вида оказывается под угрозой, мутации принимают радикальный характер164.Мутации создают новые подвиды, некоторые из которых лучше приспособлены к выживанию в изменившейся среде, чем исходный вид. В результате старый вид вытесняется новым. Герберт Спенсер[81] (1820–1903) очень точно описал данное явление как «выживание наиболее приспособленных» — эта формулировка возникла под воздействием книги Дарвина «Происхождение видов». Однако новый подвид вымирает, если окажется менее успешным, чем исходный вид.

Адам Смит[82] (1723–1790), а затем и его последователи развили этот принцип применительно к экономике165. В системе свободного предпринимательства бизнесмены создают новые компании (мутация), а рынок определяет их успех или неудачу (отбор). Как и в природе, мутации могут носить эволюционный или революционный характер. В любом случае успешные «мутации» продуктов и услуг создают ценность для потребителя (который извлекает выгоду из лучшего соотношения цены и качества) и для самого предпринимателя. В результате у последнего появляется стимул взяться за рискованное дело по созданию новых продуктов или услуг. Система свободного предпринимательства повышает эффективность производственного сектора и его способность адаптироваться к изменениям спроса166.

Предприниматель видит окно возможностей и на пересечении потребностей рынка и потенциала технологий создает новый бизнес, с тем чтобы его реализованная идея создала ценность на рынке. Предприниматели — это «мечтатели, которые занимаются делом и на практике берут на себя ответственность за создание нового бизнеса. Предприниматель, будь он конструктором или изобретателем, всегда такой мечтатель, который находит способ превращения идеи в приносящую прибыль реальность»167. Иными словами, у предпринимателей сначала формируется видение <УДАР.!!!> бизнеса, а затем они реализуют свои идеи на практике.

Предприниматели — это посредники между спросом и предложением. Из большого числа возможностей предприниматель готов инвестировать свою энергию и ресурсы только в те, которые, по его мнению, способны создать дополнительную ценность для новых или существующих потребителей. Эта возможность видится в новом способе применения (новой) технологии, финансирования или организации бизнеса, переходе на новый стандарт (например, ISO[83]), освоении недооцененной рыночной ниши, выявлении неосознанной потребности или направления деятельности потребителя, которое еще не насыщено существующими продуктами или услугами.

Бизнесменов, работающих в технологической сфере, мы назвали техностартерами или технопредпринимателями. Они используют новые технологии как движущую силу и конкурентное преимущество. Йозеф Шумпетер[84] (1883–1950) первым обратил внимание на инновационную роль предпринимателя. Шумпетер определяет предпринимателя как человека, который обеспечивает настоящие радикальные инновации, а не постепенную модернизацию. Предложенное Шумпетером определение радикальных инноваций — «новые комбинации» (нем. Neue Kombinationen) получило широкую известность. И действительно, предпринимательство связано с созданием новых «комбинаций» уже известных технологий или технологий и рынков. Во времена Шумпетера такие «комбинации» создавались в основном независимыми предпринимателями, которые в случае успеха вытесняли традиционные фирмы и занимали их место, постепенно превращаясь в крупные компании. Шумпетер назвал этот процесс«созидательным разрушением». Сегодня довольно часто новые «комбинации» возникают внутри крупных компаний168. Но в любом случае технопредприниматели изменяют окружающий мир, принося на рынок такие неизвестные ранее явления и предметы, как огонь, колесо, бронза, железо, паровой двигатель, электричество, телекоммуникации, полимеры, твердотельная электроника, фармацевтические препараты, источники возобновляемой энергии и т. д. Таким образом, техностартер выступает посредником между технологией и рынком (рис. A1.1).

Рисунок A1.1. Технопредприниматель как посредник между технологией и рынком

 

Он следит за технологическим развитием и самостоятельно создает новые технологии, изучая интересующий его рынок и оценивая возможности продаж. Вместе с тем он наблюдает за своими (потенциальными) клиентами, анализирует их потребности и ищет ответ на вопрос, сможет ли разрабатываемая технология создать для них ценность. Ричард Нельсон[85] (р. 1930) и Сидней Уинтер[86] (р. 1935) расширили роль предпринимателя до уровня посредника между так называемыми «траекториями технологического развития» (такими технологическими тенденциями, как, например, миниатюризация или развитие цифровых технологий, и условиями внешней среды (более широким понятием, чем рынок, охватывающим потребности общества)169. Они отмечают, что новая технология возникает не случайно, а в определенный исторический момент, а затем специалисты обеспечивают ее внедрение. Так было с механизацией производства в XIX в., продукцией химической промышленности в начале ХХ в. и информационными технологиями в конце ХХ в. Траектории технологического развития — это не просто дальнейшее развитие определенных технических областей. Они включают замену ручного труда машинным, переход от мануфактуры к производству промышленной продукции и т. д. Траектории технологического развития выступают не только как движущая сила, но и как ограничитель, поскольку на избранное направление бросаются лучшие силы, тогда как работа по иным возможным направлениям откладывается. Когда траектория исчерпана, наиболее талантливые специалисты переходят к другой технологической парадигме, что рано или поздно приведет к появлению новой траектории. Аналогичным образом судьбу новой технологии определяют и условия внешней среды, включающие, в том числе, и состояние рынка. Нерыночные факторы, например необходимость устойчивого развития и потребность в безопасности, нехватка ресурсов и политические соображения, могут способствовать внедрению определенной технологии и затруднять реализацию другой. Кроме того, понятие «рынка» включает не только тех, кто приобретает продукт, но и его конечного пользователя. Например, для нового самолета важна не только реакция авиакомпаний, но и мнение пассажиров, представителей аэропортов, законодательных органов и т. д.

Поэтому инновации — это мощный (но не единственный) инструмент в борьбе за существование в условиях конкурентной среды. Движущей силой инноваций является активный думающий предприниматель, который соединяет спрос и предложение. Технопредприниматели находят применение новым технологиям. Вместе с философами, учеными, политическими лидерами и художниками они являются истинными проводниками изменений в мире.

Убедившись, что технологии играют доминирующую роль в системе свободного предпринимательства, давайте рассмотрим, что именно понимается под соответствующими терминами.

A1.2. ТЕХНОЛОГИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЕ, ИННОВАЦИЯ

Слово «технический» происходит от греческих слов tekhnikos («умелый в определенной области искусства или знаний») и tekhne («искусство, мастерство, умение»). Это значение было сужено до «имеющего отношение к ремеслу» (первое упоминание в 1727 г.). Технический специалист — это человек, владеющий техникой определенного искусства или ремесла. Слово «технология» происходит от греческого слова tekhnologia, которое, в свою очередь, является сочетанием слов tekhno и logia, т. е. буквально «наука о ремесле» или «систематическое занятие определенным видом искусства, ремесла или техники». Определение технологии как «науки о методах и технике ремесла» было впервые зафиксировано в 1859 г.170 Сегодня технология — это наука о способах промышленного производства, наука о технических навыках и технологических процессах. Иногда помимо «технологии»используется синонимичный термин «технические науки». Специалист в области технологии — это человек, который на основе исследования определенного явления пришел к пониманию и последующей разработке технологических процессов. Слово «технология» используется также для обозначения формальной совокупности знаний, созданной техническими науками и зафиксированной в патентах, статьях или каким-то иным образом. Можно сказать: «Мы будем инвестировать в завод для производства продукта X, и мы купили технологию у компании Y». Ноу-хау — это также знания, в том числе формализованные знания (технологии) и неявные знания. Поэтому данный термин имеет более широкое значение, чем технология. Технологию в смысле «науки о технических процессах» также еще называют прикладной наукой. С ее помощью изучаются явления и разрабатываются процессы с целью применения полученных знаний, т. е. использования их на практике. Теоретическая наука направлена на исследование природных явлений. Ее задача — расширить наше представление о феноменах природы. Это «наука ради науки » (рис. A1.2). Иногда идеи из области теоретической науки формируют основу для развития технологий. Однако такая взаимосвязь не детерминирована — многие технологии являются результатом исключительно прикладных исследований. Термин «исследование» означает поиск новых закономерностей как в области чистой науки, так и в области технологий. В промышленности с этой целью используется термин «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» (НИОКР) в качестве единого понятия, означающего деятельность в области прикладной науки.

Технология может привести к новации: созданию нового (до сих пор неизвестного) устройства, процесса или алгоритма, показавшего свою работоспособность. Не все изобретения представляют собой продукт целенаправленного научного поиска. Многие идеи появились в результате проб и ошибок. Изобретение может возникнуть из технической идеи, существующей потребности или проблемы, для которой необходимо найти решение, либо в результате различных комбинаций вышеперечисленного. На новшества, оригинальность которых доказана, можно получить патент. Сам этот термин возник из французского словосочетания lettres patentes («открытое письмо»), официального документа, посредством которого государственные власти предоставляли получателю исключительные права в определенной области. Это могла быть, например, платная дорога или рудник171. В настоящее время патент означает «авторское право на изобретение», «исключительное или монопольное право», которое в наши дни превратилось во временную монополию.

 

 

Рисунок A1.2. Система и взаимосвязь определений

 

Большинство патентов никогда не находят коммерческого использования. Изобретение, независимо от того, запатентовано оно или нет, несет в себе не более чем потенциал инновации, который реализуется только в результате внедрения. Причем внедрение должно быть успешным, а успех подтверждается рыночным спросом (или иным применением). Процесс, ведущий к инновациям, только отчасти зависит от прорыва в научно-технической сфере. Это также в значительной степени коммерческий процесс, предполагающий вывод на рынок нового продукта. И то и другое одинаково необходимо для создания инноваций. Успех великих новаторов всегда вытекает из грамотной оценки возможностей технологии, видения <УДАР.!!!> ее общественной роли и перспектив ее восприятия рынком. Иными словами, идея — ничто, изобретение — кое-что, а инновация — все. Можно говорить о маркетинговых, организационных и технологических инновациях. Эти три области часто, хотя и не обязательно, сопутствуют друг другу.

Итак, технология — это совокупность прикладных наук и корпуса формализованных знаний, полученных на их основе. Технологии способны привести к изобретениям, и если при их производстве использовалось ноу-хау, новации могут стать инновациями в рыночной или иной сфере. Предпринимательство, технология и инновация — разные, но тесно взаимосвязанные сущности. И хотя инноваторы обязательно являются предпринимателями, не все предприниматели — инноваторы, как и не все инновации обусловлены технологическим развитием.

А теперь, изучив определение технологии и ее возможностей, обратимся к динамике развития технологий.

A1.3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

В арсенале предпринимателя имеются четыре варианта использования технологии для создания инноваций. Они лежат в основе классификации технологий в зависимости от их воздействия на рынок.

Технологический сюрприз — это создание принципиально новой технологии, которая используется для обеспечения еще неудовлетворенной или неизвестной потребности. Огонь и сани были технологическими сюрпризами, равно как и каменные топоры, копья, шерсть, хлопок и факелы. Фотография и цифровые информационные технологии также были технологическими сюрпризами.

Технологические сюрпризы ложатся в основу стартапов и приводят к модернизации существующих отраслей. Полимеры (отчасти технологический сюрприз, который заместил часть натуральных материалов) были изобретены и выведены на рынок существующими компаниями, а компьютерные программы разрабатываются в основном новыми фирмами. Почему же одни технологические сюрпризы создаются существующими компаниями, а другие — стартапами? Технологическим сюрпризом может стать новая комбинация существующих технологий. Хорошим примером этого является портативный кассетный аудиоплеер Walkman с опцией радио от компании Sony — устройство, в котором объединились две существующие технологии. Новый аудиоплеер отвечал неудовлетворенной и даже неизвестной на тот период потребности покупателя — слушать музыку на ходу.

Быстрое распространение технологий — это процесс, при котором существующие технологии начинают применяться в новых областях. Компакт-диски, изначально созданные для хранения аудиозаписей, в дальнейшем стали использоваться как носитель для хранения любых данных в двоичном виде (CD-ROM и DVD). Микроволновое (сверхвысокочастотное) излучение, использующееся в радиолокации, получило распространение в самых различных областях: на его основе работают микроволновые печи и системы контроля скорости. Лазерные технологии нашли применение в таких областях, как медицина (глазные операции, стоматология, физиотерапия) и электроника (проигрыватели компакт-дисков).

Примеров «чистого» технологического сюрприза не так много, чаще всего новые технологии постепенно вытесняют старые. Назовем это технологическим замещением. Паровой двигатель был создан, чтобы обеспечить работу насосов по откачке воды из угольных шахт, которая до этого выполнялась вручную или с помощью насосов, приводимых в действие лошадьми. Позднее паровые двигатели стали использоваться для обеспечения работы фабрик (вместо лошадей и водяных мельниц), поездов (вместо конных экипажей), судов (вместо парусов), а в Голландии — для осушения низинных земель (вместо ветряных мельниц). В свою очередь, паровые двигатели со временем были заменены двигателями внутреннего сгорания и электрическими моторами. В будущем на смену двигателям внутреннего сгорания, вероятно, придут гибридные бензиновые-электрические двигатели. Во всех перечисленных случаях новая технология вытеснила существующую за счет лучшего соотношения производительности и затрат. Рынок или область применения не изменились, но потребность удовлетворяется гораздо лучше. Попадая на рынок, новая технология вызывает скачкообразное изменение. На смену свечам пришли газовые фонари, которые, в свою очередь, были заменены на электрические лампочки. Менялись и сами электрические лампочки: лампа накаливания, натриевая лампа, ртутная лампа, флуоресцентная лампа, светодиоды. К кардинальным переменам подтолкнуло создание открытого программного обеспечения, поскольку оно стимулирует конкуренцию на рынках, где до сих пор преобладали поставщики-монополисты. Необходимо учитывать, что процессы «технологического замещения» и «распространения технологий» взаимно пересекаются — распространяясь, новая технология заменяет существующую.

Чаще всего новая технология последовательно улучшает существующую: это называется технологической эскалацией. Благодаря техническому прогрессу повышается производительность и снижается стоимость электронных микросхем. Постоянно и существенно улучшается технология смазочных материалов, что увеличивает надежность автомобилей. Естественно, по коммерческим соображениям производители стремятся внушить, что такие инновации носят революционный характер, и называют очередную улучшенную версию своего продукта «энным поколением». Однако в случае технологической эскалации базовая технология остается неизменной, как и область ее применения на рынке. Это не означает, что данная форма технологического обновления в чем-то уступает другим. Напротив, целые области бизнеса опираются в своем развитии на технологическую эскалацию. В строительном секторе лишь отдельные технологические сюрпризы (предварительно напряженный железобетон, проходческий щит) и замещения (электроинструменты, электронное измерительное оборудование) дополняют ежегодные незначительные усовершенствования существующих технологий. Но в комплексе все это обеспечивает впечатляющий рост производительности. С момента появления в XIX в. ткацких и вязальных машин, приводимых в движение двигателем, и в XX в. полимерных волокон текстильная промышленность зависит от технологической эскалации (нетканые материалы не заменили вязание и ткачество; при этом джинсовая ткань стала существенной технологической эскалацией). Даже впечатляющее развитие твердотельной электроники можно назвать технологической эскалацией, отсчитывающей свое начало с момента появления электронной микросхемы в 1957 г. Иными словами, рост нашего благополучия во многом зависит от скромной, неэффектной, но систематической технологической эскалации. Технологическая эскалация практически всегда ведется существующими компаниями. Ее относительно легко скопировать, и поэтому она не подходит для стартапов, делая их слишком уязвимыми. Из-за легкости копирования технологическая эскалация носит оборонительный характер. С ее помощью можно увеличить долю на рынке, но этот прирост, скорее всего, не будет постоянным, поскольку конкуренты обязательно нанесут ответный удар. Технологический сюрприз, замещение и распространение технологий могут обеспечить инноватору неуязвимость и существенное улучшение конкурентоспособности, а иногда даже и полностью уничтожить конкурентов, использующих старые технологии. Поэтому такие инновации носят наступательный характер и действительно ведут к кардинальным переменам172, которые преобразуют рынок и меняют условия конкуренции.

Связь между четырьмя способами воздействия новой технологии на рынок показана на рисунке A1.3.

 

  Технология:
Новая Существующая
Применение: Новое Технологический сюрприз Распространение технологий
Существующее Технологическое замещение Технологическая эскалация

 

Рисунок A1.3. Классификация технологий по их воздействию на рынок

 

Иногда проводится различие между революционными инновациями и эволюционными инновациями. Революционные инновации представляют собой радикальные нововведения, кардинальные, скачкообразные изменения, появление чего-то принципиально нового. Термином «эволюционные инновации» описываются постепенные нововведения, преобразования, количественный рост или усовершенствование существующих продуктов. Подобное различие проводится из-за необходимости использовать совершенно разные инструменты управления для данных типов инноваций. Революционные инновации включают в себя технологический сюрприз и технологическое замещение, а технологическая эскалация и распространение технологий относятся к эволюционным инновациям.

Технологическая эскалация

График изменения во времени соотношения цена/качество развивающейся технологии часто имеет вид S-образной кривой (рис. A1.4).

На стадии зарождения технологии идет активное накопление опыта (обучение). Со временем возникают дополнительные возможности для ее совершенствования, что приводит к геометрическому росту кривой. Возникает эффект масштаба: расширение производства ведет к снижению затрат на единицу продукции и, соответственно, к росту объемов выпуска продукции. По достижении точки перегиба рост индикатора цена/качество замедляется, а темпы роста снижаются. Это обусловлено тем, что возможности улучшения технологии практически исчерпаны, а эффект от масштаба деятельности снижается. В конечном счете технология достигнет полной зрелости, что на графике выражается приближением кривой к асимптоте. В дальнейшем соотношение цена/качества будет медленно, но во многих случаях неуклонно расти под воздействием дальнейших улучшений или вследствие интеграции новых вспомогательных технологий. Возьмем, к примеру, автомобильный двигатель внутреннего сгорания. Этой технологии уже более 100 лет, но совершенствование электроники, переход на 16 клапанов и внедрение других технических средств позволили значительно повысить эффективность работы двигателя, а использование катализаторов — сократить вредные выбросы. Более 150 лет эффективность парового двигателя улучшалась в среднем на 2% в год. Однако экспоненциальный рост не вечен. Согласно Закону Мура (названному в честь директора и основателя корпорации Intel), качество электронных микросхем (измеряемое как количество компонентов на одной микросхеме) удваивается каждые 18 месяцев, и одновременно вдвое уменьшаются затраты. Хотя это правило довольно точно характеризует динамику развития в прошлом, его нельзя назвать универсальным, поскольку все изменения в природе по мере приближения к определенной асимптоте замедляются. Обратите внимание, что зрелые технологии могут начать вторую жизнь, которая отличается ускоренным развитием после длительного периода зрелости, сопровождавшегося незначительными улучшениями. Наглядным примером такого явления являются высокоскоростные поезда.

 

 

Рисунок A1.4. Технологическая эскалация

 

Технологическая эскалация подкрепляется динамикой рынка, что приводит к появлению широко известного жизненного цикла продукта. По мере распространения инновации на рынке происходит изменение движущих сил, обеспечивающих ее адаптацию потребителем173. При составлении графика жизненного цикла продукта товарооборот в долларах или евро соотносится со временем, что приводит к появлению еще одной S-кривой с периодами внедрения технологии, роста, зрелости и, возможно, спада. Закономерности распространения новых продуктов (динамика рынка), описанные через процессы диффузии и адаптации технологии, приведены в значительном труде Эверетта Роджерса174 (1931–2004) «Диффузия инноваций». Роджерс[87] заметил, что потребители по-разному осваивают новую продукцию и технологии. Некоторые незамедлительно приобретают новинки, невзирая на их стоимость, тогда как другие не торопятся и только спустя время следуют за первопроходцами. Роджерс выделяет пять видов потенциальных потребителей инновации по признаку индивидуальной предрасположенности к ее восприятию (рис. A1.5), распределение которых во времени образует кривую Гаусса[88].

 

Рисунок A1.5. Категории последователей при диффузии новой технологии согласно Э. Роджерсу

 

Обратите внимание, что распределение дает совокупность из пяти взаимосвязанных S-образных кривых: эффект обучения и эффект масштаба совместно обеспечивают технологическую эскалацию. Эскалация в сочетании с динамикой рынка приводит к формированию жизненного цикла продукта. Этот процесс представлен на рисунке А1.6.

Множество ученых пытались создать формулу для S-образной кривой. Одним из первых стал вариант американских исследователей Джона Фишера и Роберта Прая в 1971 г., который до сих пор используют при выполнении упрощенных расчетов175. Формула основана на предположении, что скорость развития пропорциональна176:

· количеству потенциальных улучшений и потенциальных пользователей (тех, кто еще не приобрел новую технологию);

· вероятности внедрения улучшений и перехода оставшихся пользователей на новую технологию.

 

 

Рисунок A1.6. Пять S-образных кривых процесса инноваций

 

Сама формула выглядит следующим образом:

 

где:

F — число пользователей,

Ft — максимальное число пользователей,

Pt — вероятность принятия технологии новым пользователем.

Предполагается, что вероятность Pt пропорциональна числу пользователей (уже перешедших на новую технологию) с коэффициентом k. Это означает, что чем больше людей уже перешли на новую технологию, тем больше людей, вероятно, перейдут на нее в будущем. Коэффициент k отражает эффективность, с которой продвигается новая технология, и привлекательность новой технологии в глазах пользователя.

Это означает:

 

После соответствующей замены в приведенной выше формуле получаем формулу Фишера–Прая:

Если нормализовать показатель F путем определения показателя в диапазоне от нуля до единицы, обозначив его символом f, получим формулу:

которая позволяет сделать вывод, что темпы развития или адаптации новой технологии в любой момент пропорциональны числу текущих пользователей и числу потенциальных пользователей. Все формулы для S-кривых основаны на этом базовом принципе177.

Коэффициент k определяет скорость адаптации или развития новой технологии: чем выше его значение, тем быстрее произойдет ее адаптация и развитие. Коэффициент k определяется с учетом множества факторов, влияющих на скорость диффузии новой технологии. Инновация получает дополнительный импульс, если:

· Новая технология имеет значительное преимущество перед старой. Чем больше относительное преимущество (преобладание качества над стоимостью), тем быстрее произойдет адаптация.

· Новая технология широко воспринимается как возможность получения преимуществ, т. е. налажено эффективное информирование о ее преимуществах, и эти преимущества очевидны.

· Новая технология не отличается высокой сложностью. Можно сразу понять ее назначение, принципы использования и эксплуатации.

· Новая технология напоминает старую. Томас Эдисон использовал этот эффект, когда назвал электричество «электрическими сетями» (electric mains), имея в виду термин mains («газовая магистраль»), по которой в то время в фонари подавался газ, т. е. обозначение технологии, подлежавшей замещению.

· Новая технология отличается «обратной совместимостью», т. е. после принятия новой технологии можно продолжать использовать прежнее оборудование или программное обеспечение. Этот эффект используется корпорацией Microsoft в новых версиях операционных систем и приложений. В течение длительного времени программное обеспечение для ОС Windows имело обратную совместимость даже с первоначальной системой MS-DOS.

· Риски принятия новой технологии изолированы, т. е. если новая технология окажется неудачной, это не повлияет на пригодность к эксплуатации связанного оборудования или программного обеспечения. Например, покупка некачественного ЖК-дисплея не вызовет поломку вашего компьютера. Это условие можно сформулировать и как обратимость новой технологии. Ее последователи не должны попадать в мир, из которого нет пути обратно.

· Новая технология обладает устойчивостью и (или) имеет положительный имидж. Она дополняет образ, который желает иметь пользователь. При этом отсутствуют технические или другие негативные побочные эффекты.

Технологическое замещение

В случае технологического замещения на графике появляется вторая S-образная кривая, которой описывается развитие новой технологии. При этом коэффициент соотношения цена/качество не обязательно выше, чем у старой технологии. А теперь представьте ситуацию, изображенную на рисунке А.1.7. Символом r обозначим соотношение цена/качество.

 

 

Рисунок A1.7. Технологическое замещение

 

 

Рисунок A1.8. Замещение парусных судов пароходами

 

На рисунке представлено изменение («эскалация») существующей («старой») технологии одновременно с аналогичными показателями конкурентной технологии. В момент «t» конкурент еще не выглядит серьезной угрозой. У него ниже показатель цена/качество и даже скорость развития ниже, что подтверждается касательными, обозначенными r -старая и r -новая. Сможет ли новая технология когда-либо стать угрозой, если она стартует с отставанием и ее развитие идет даже медленнее, чем у изначальной технологии? Ответ кроется в более высоком коэффициенте «k», которым обладает новая технология: она имеет больше преимуществ и больше соответствует потребностям пользователей. В результате S-образная кривая, описывающая новую технологию, имеет более крутую форму. Это коварный феномен, приведший к недооценке многими компаниями угрозы технологического замещения и их последующего банкротства.

Другим коварным феноменом является способность старых технологий к нанесению ответного удара. Рассмотрим рисунок A1.8, на котором показано замещение парусных судов пароходами в XIX в.178

Пароходы появились приблизительно в 1810 г., и поначалу замещение проходило очень медленно. Первый прогноз с использованием модели Фишера–Прая (или другой аналогичной формулы) был сделан в 1830 г.; на рисунке видно, что фактические изменения отстают от прогноза 1830 г. Прогноз 1860 г., составленный с учетом свежих данных, позволил построить кривую, которая оказалась очень близкой к фактическому темпу замещения парусных судов, практически завершенному накануне Второй мировой войны179.

Иными словами, чем больше данных, тем лучше прогноз. И это, несомненно, так, но при сравнении кривых возникает ощущение систематически повторяющейся ошибки на ранних стадиях, заключающейся в излишнем оптимизме. Этому есть простое объяснение. Так, в истории с парусными судами следует учитывать, что технология кораблестроения не претерпела принципиальных изменений с момента постройки в XVII в. кораблей, предназначенных для путешествий к берегам Индии. А появление на рынке паровых машин привело к совершенствованию технологии парусного кораблестроения: американский клипер с острым носом отличался высокими по тем временам скоростями (он мог развивать скорость до 20 узлов, опережая по этому показателю пароходы), а шхуна с гафельными парусами лучше паровых судов маневрировала при смене ветра и обслуживалась сравнительно меньшим экипажем. Шхунами пользовались еще в 1630 г., но в полной мере этот вид судов получил развитие во второй половине XIX в.180

Феномен, при котором старая технология достигает полного развития только после того, как ей был брошен вызов со стороны новой, можно наблюдать во многих случаях, и в этом источник просчетов аналитиков, составляющих слишком оптимистичные прогнозы. В 2000 г. Юрген Шремп, тогдашний президент Daimler Chrysler, заявил, что в 2003 г. его компания поставит на рынок 100 000 автомобилей, работающих на топливных элементах. Этому прогнозу не суждено было сбыться, потому что компании удалось усовершенствовать традиционные двигатели и снизить выбросы отработавших газо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: