1. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможности:
• непрерывного образования человека - при этом информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации;
• повышения его ответственности за принимаемые решения — при этом информационная культура выступает средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере — социальной, экономической, технологической - принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации.
Информационная культура как интегративное. "навигаторское" качество личности может быть:
• высокой;
• средней;
• низкой.
В целях формирования информационной культуры библиотеки устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности, а также:
• крупнейшими книгохранилищами;
архивами;
• музеями;
• видеотеками;
• игротеками;
• центрами информации.
Формирование информационной культуры — важнейшее направление деятельности библиотек.
2. Информационная культура предполагает знание:
• процесса информатизации, специфических особенностей информационного общества и их влияния на жизнь каждого человека;
• правовых норм, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т. д.;
|
• возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;
• совокупности информационных ресурсов, как электронных, так и традиционных (фондов и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т. д.). Информационная культура предполагает умение:
· формировать собственные поисковые системы;
· использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации;
· использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библиографических и реферативных изданий и т. д.);
· определять уровень информационной культуры — от различных видов научного наблюдения до эксперимента.
Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, следует назвать:
• индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;
• проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов.
3. Культура чтения предполагает:
• знание правил пользования библиотеками;
• ориентацию в источниках, в том числе в справочно-библио-графическом аппарате библиотеки;
• систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;
|
• знание правил гигиены чтения;
• владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;
• умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников;
• владение приемами конспектирования, реферирования и т. д. Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать "зрелый читатель" ("читатель-мастер"):
• познавательные:
• выделять главное в тексте, использовать "свернутые" записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);
• выявлять в тексте связи между явлениями;
• привлекать в процессе чтения дополнительные источники;
• формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;
• производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста;
• проектировочные:
•формулировать цель чтения и отдавать себе отчет в требованиях к читательской деятельности;
•формулировать цели работы над различными источниками информации;
•прогнозировать результаты работы;
•определять приемы, с помощью которых можно достичь необходимого результата;
•определять задачи, темп и ритм чтения;
• конструктивные:
•конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования;
•цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;
• делать выводы и обобщения;
•составлять план или тезисы своего выступления по литературным материалам;
Коммуникативные.
• формулировать вопросы к изучаемому тексту;
• внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их;
|
•самому активно участвовать в обсуждении произведений
печати;
• рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе
чтения;
• строить логически законченное сообщение со вступлением,
заключением и выводами;
• высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи;
• организаторские:
• организовывать свое время, контролировать непроизводительные затраты времени и избегать их;
• организовывать читательскую деятельность: рабочее место, гигиенические условия чтения, контролировать утомляемость;
• организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле читательской деятельности;
• развивать в процессе чтения свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной читательской деятельности;
• организовывать накопленную в процессе чтения информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы воспользоваться.
Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: конспект лекций / Ю.С. Сергеева. – М.: Приор-издат, 2006. – 176с.