Технические средства обучения (ТСО)




Технические средства обучения — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности;это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

Идея развития ребенка в процессе ознакомления с компьютером зародилась в конце прошлого века. Она положена в систему работы, предложенной С. Пейпертом, который вслед за Ж. Пиаже говорит о саморазвитии ребенка в условиях определенной среды, в которой формируется его интеллект. Этой средой является компьютер. В основе обучения ребенка лежит его естественное любопытство, что делает возможным использование компьютера в работе с детьми 5-6 и даже 4 лет. С. Пейперт считает, что общение с компьютером может изменить формы учения, но при условии частого и прямого контакта с компьютером. Изменение способов познания мира выражается в том, что ребенок добывает знания самостоятельно, «персонально открывая мир», определяя компьютер как модель реального мира. С. Пейперт предлагает возможность вступления ребенка в общение с машиной, которая дает толчок к развитию его мышления, приобщает к искусству интеллектуального моделирования.

К настоящему моменту в психолого-педагогических исследованиях дошкольного детства понятие виртуальный мир рассматривается в контексте развития навыков работы с компьютером, влияния интерактивных игр на психическое развитие ребенка. Возможность активно действовать в компьютерно-игровой среде, сюжет и содержание компьютерных игр приближены к реальным жизненным условиям, вследствие чего понятия виртуальный мир и компьютерная игра очень близки, а иногда тождественны.

Можно проследить несколько направлений в рассмотрении компьютерных игр, виртуального мира различными учеными:

– как средство обучения, интеллектуального и творческого развития ребенка: развития речи, формирования математических представлений, развития представлений об окружающем мире, развития психических процессов и т.д., развитие творческих способностей ребенка (Ю.М. Горвиц, Л.В. Чайнова);

– как средство социализации (В.М. Розин, Н.А. Носов, Д. Лесной);

– как средство развития творческих способностей ребенка в игре (Т.Р. Денисова);

– подход, объединяющий несколько направлений (Е.А. Куликова, В.В. Смирнова).

Рассмотрим некоторые авторские подходы к рассмотрению компьютерных игр, как средства интеллектуального развития дошкольников.

Например, Ю.М. Горвиц, Л.В. Чайнова рассматривают компьютерную игру как средство воспитания и развития способностей ребенка, формирования его личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольника. Они же выделяют следующие виды развивающих компьютерных игр (по признаку видов деятельности ребенка в детском саду):

– игры на развитие мыслительных операций;

– на развитие знаний об окружающем мире;

– на развитие математических представлений;

– по обучению грамоте;

– на развитие навыков творческого рисования, конструирования;

– на развитие памяти, внимания;

– на развитие восприятия;

– на развитие пространственных и временных ориентировок.

Данные авторы выделяют группы задач, направленных на развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий:

1. Ознакомительно-адаптационный цикл.

2. Образовательно-воспитательный цикл.

3. Творческий цикл.

Некоторые авторы рассматривают виртуальный мир, как средство для усвоения системы человеческих норм, ценностей, отношений, моделей поведения, то есть как средство социализации. Так, В.М. Розин в статье «Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека» утверждает возможность активного воздействия на происходящие в виртуальных системах события, выбирать линию поведения. Н.А. Носов в своих трудах подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, который в дальнейшем может быть использован в реальной жизни. Д. Лесной рассматривает компьютерные игры как средство нравственного воспитания детей-дошкольников и предлагает использовать сказки и мифологию как основу для компьютерных игр, которые, по его утверждению, содержат «кодекс нравственности». Автор указывает на ряд ценностных сторон сказок, например, что олицетворением злых сил в них чаще всего являются не люди, а фантастические существа. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок воспитывается на идеалах добра и справедливости, приучается к борьбе за эти идеалы. Компьютерные игры сравнивает с тренажерами человеческих отношений.

С.Л. Новоселова, Г. Петку, И. Пашилите и др. рассматривают компьютер как средство развития и обогащения игровой деятельности, позволяющее дополнять и усложнять сюжеты обычных игр. В основу их концепции легла идея деятельностного подхода. Опосредованное компьютером достижение целей игровой деятельности положено в основу создания специальных развивающих компьютерных игр.

Т.В. Денисова [36] доказала, что развивающую компьютерную игру открытого типа можно квалифицировать как режиссерскую. Сами программы (разработанные на данный момент) также были названы режиссерскими. В компьютерных режиссерских играх, так же как и в традиционных, есть мнимая, воображаемая ситуация (на батискафе спускаемся на дно океана), игровые действия с компьютерными изображениями (осьминог, кит, морж) и символами (абстрактные элементы), а также роли (водолаз, моряк), действия которых ребенок координирует. Ею также выделены 3 этапа формирования игры в компьютере:

1. Усвоение функционального значения клавиш и способов управления программами.

2. Опосредованное руководство взрослым формированием игры на компьютере.

3. Самостоятельная творческая игра на компьютере.

Автор рассматривает виртуальный мир как средство развития творческого потенциала дошкольников. В своем исследовании Т.Р. Денисова доказала тот факт, что компьютерная игра может стать средством повседневного общения ребенка, его игры, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Виртуальный мир обладает стимулирующим эффектом, вызывающим познавательный интерес и творчество у ребенка, выражающиеся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Игровая деятельность на компьютере превосходно иллюстрирует это. Феномен творчества предусматривает стимулирование в ребенке средствами дизайна потребности действовать самостоятельно (творить, фантазировать, конструировать), создавать собственный мир, психологически ему комфортный, наиболее близкий и дружественный. Компьютерные игры используются в качестве содержательного материала для развертывания режиссерских игр и «встраивания» их в сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры предметного плана.

Планирование занятий с дошкольниками

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

В Программе дано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы (Приложение 1), которое следует рассматривать как примерное. Дошкольная образовательная организация для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения может по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период и пр.

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность
Базовый вид деятельности Периодичность
1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Физическая культура в помещении 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю
Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Познавательное развитие 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 4 раза в неделю
Развитие речи 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю
Рисование 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю
Лепка 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Аппликация - 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели
Музыка 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю
Итого 10 занятий в неделю 10 занятий в неделю 10 занятий в неделю 13 занятий в неделю 14 занятий в неделю

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: