Тема 5. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста




 

1. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, – к физиологическим, социальным или интеллектуальным?

А. Четырнадцатилетний Игорь прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съёживаться и краснеть, когда родители просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.

Б. Пятнадцатилетняя Лена пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили её вымыть посуду. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остаётся времени для себя!».

В. Теперь, когда Олегу исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьёй в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.

Г. Бедняга Пётр! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «даёт петуха».

Д. С тех пор как Оле стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определённой наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу быть “белой вороной”.

 

2. Проанализируйте следующие три портрета в соответствии со схемой возрастных особенностей подростков. В том случае, когда портрет не имеет всех характеристик, содержащихся в схеме, надо достроить его. По портрету прогнозировать дальнейшее (в VIII, IX и X классах) развитие подростка и оптимальные пути воздействия на него педагогов, в частности педагога физического воспитания.

Схема анализа возрастных особенностей подростка:

уровень физического развития, характер развития (конфликтный – спокойный), место школы в жизни подростка, общественная активность, общение с одноклассниками и статус в классе, взрослость подростка (её содержание и проявление), отношение к взрослым и с взрослыми, место физической культуры в жизни ученика. Прогнозируется дальнейшее развитие подростка.

Портреты подростков.

ВИТЯ. В V классе большинство девочек и мальчиков очень выросли, Витя и ещё три мальчика совсем не изменились. Дома Витя многое делал сам. Ему была предоставлена самостоятельность в учении. В распределении времени, выборе занятий и друзей. Учился средне, уроки готовил от случая к случаю. С восторгом и увлечением говорил Витя о старшем брате, подражал ему. Всегда подчёркивал его силу и рост. И не случайно: как раз этого ему недоставало. Перечисляя важные и полезные учебные предметы в школе, прежде всего называл физкультуру: «Она для развития нужна».

Витя всегда хотел руководить, был уверен в своей правоте, идеи и предложения товарищей казались ему хуже собственных. Обычно он за всё брался, а выполнял плохо. В то же время он очень хотел, чтобы всё делалось именно так, как он предложил.

Витя всегда рассказывал либо о прошлом, либо о том, что с ним случилось не в школе. Рассказы не были просто выдумкой, но в них было стремление доказать свои достоинства, геройство, желание заинтересовать товарищей. Рассказы были полем его деятельности, известным способом самоутверждения и своеобразной компенсацией неуспеха в учении.

Витя очень чутко реагировал на действительные или только кажущиеся ему ущемления его достоинства, всегда раздражался и обижался, если его нарочно и даже нечаянно толкали. Сдачу давал только слабым или девочкам. Он очень обижался на критические замечания взрослых, особенно высказанные публично. Замечания и наказания переживал как личную обиду, оскорбление, унижение.

К концу учебного года Витя становился всё более ранимым, обидчивым, упрямым, временами был непослушен, приставал к слабым ребятам, демонстративно грубил, говорил басом, гоготал, ходил вразвалку, держался нарочито солидно, пыжился, старался во всём оригинальничать, острил по каждому поводу, гримасничал и кривлялся, стал курить, разговаривать о выпивке.

ИРА. Ученица VII класса, 15 лет. Девочка хорошо физически развита (выше многих мальчиков в классе), выглядит девушкой, миловидна, раскована. Своей внешности Ира всегда уделяла много внимания и времени. Она могла часами вертеться перед зеркалом, хотела быть одетой хорошо и обязательно по моде. Лучше всех девочек класса играла в баскетбол, волейбол и танцевала. Училась Ира неплохо, но любимых предметов не было. Читала очень мало. Дома за книги и уроки по доброй воле не садилась.

Общение с товарищами всегда занимало в жизни Иры большое место. Постепенно оно вытеснило все остальные дела. С V класса начались «вечеринки» на квартирах у одноклассников. Мать пыталась противодействовать этому, но наталкивалась на настойчивость и упрямство дочери, которая настаивала на своём праве распоряжаться свободным временем по-своему. В семье часто возникали ссоры. Уже в IV классе Ира пользовалась у мальчиков большим успехом и знала об этом. Были у неё друзья из параллельного класса и во дворе. Ира сама проявляла к мальчикам интерес. С девочками Ира не дружила, они её не интересовали.

В VII классе отношения Иры с мальчиками, отношение к себе и своей внешности превратились в важную сторону её жизни. Она уже имела в отношениях с мальчиками своеобразный опыт полуигривого-полуромантического характера.

ПЕТЯ.Ученик V класса, первый помощник матери (учительницы начальных классов), её защитник от отца - пьяницы. Жизнь дома, несмотря на тяжёлую обстановку и различные обязанности, не тяготила его.

Школа, учение, общение с товарищами занимали в жизни Пети также большое место. Все предметы Петя считал интересными, в том числе и физкультуру. Хотел хорошо учиться, с радостью говорил о любой хорошей отметке, а двойки его огорчали до слёз. За уроки садился без принуждения, иногда заучивал материал, не понимая его. Круг умений и практических знаний у Пети был шире, чем учебных.

Петя любил играть в шашки, волейбол, футбол, выпиливать и фотографировать. Читал книги про путешественников, особенно любил читать исторические романы. Дома, когда было время, смотрел телевизор. Он всегда следил за программой передач, сообщал об этом ребятам. Соревноваться с Петей в знании названий ансамблей было трудно.

Развитие дружеских отношений Пети с товарищами зависело не только от совпадения интересов и любимых занятий, но, главным образом, от наличия у них качеств хорошего товарища: преданности другу, равенства в отношениях, уважения, взаимной помощи. В отношениях с товарищами Петя был независим, не поддавался влиянию. Никого не копировал. Предъявляемые им требования к товарищам не расходились с его собственным поведением. Он был справедлив, принципиален в оценках и высказываниях. На руководство ребятами он не претендовал. В VI классе у Пети начался процесс «кристаллизации» определённых требований к качествам собственной личности, и он стал заниматься самовоспитанием.

3. Проанализируйте цитаты из работ известных психологов и педагогов, раскрывающие психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и старшего школьного (юношеского) возраста. Определите, о каком возрасте идёт речь?

1) «На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что ________ возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания, главная черта которого – появление у ________ способности и потребности познавать самого себя как личность, обладающую именно ей (в отличие от всех других людей) присущими качествами. Это порождает у _________ стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию» (Л.И. Божович).

2) «В своеобразии урока с учащимися ________ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности: 1) внимание основывается на непосредственном интересе; произвольное же внимание развито слабо; 2) усвоение основывается на запоминании посредством слушания и упражнения; пользование при усвоении книгой и записями слабо развито; 3) мышление наглядное, отвлечённое логическое мышление слабо развито; 4) самоконтроль развит слабо; 5) приёмами и средствами систематического умственного труда владеют ещё плохо; 6) очень подвижны и эмоциональны» (П.П. Блонский).

3) «Умственное развитие __________ заключается не столько в накоплении знаний, умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности» (И.С. Кон).

4) «_____________ проявляют постоянную заботу о том, чтобы не показаться изолированными от друзей по группировке и от класса в целом. Если над ними нависла угроза лишиться поддержки класса или хотя бы ближайших друзей, они тотчас перестраивают своё поведение… Потребность в достойном положении в классе столь значима для _______, что, оказывая ему помощь в стремлении удовлетворить её, легко установить с ним не только деловой, но и эмоциональный контакт, благодаря чему становится возможным решение любой воспитательной задачи» (А.П. Краковский).

5) «Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания, воля ___________ развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, ещё не утратили импульсивного характера. Непосредственные желания и чувства остаются всё ещё более сильными мотивами поведения. _______ уже сознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию» (В.И. Селиванов).

6) «У ________, как известно, специфическим новообразованием становится «чувство взрослости», которое выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, другим людям и миру, определяет направление и содержание социальной активности, систему переживаний и аффективных реакций» (А.И. Раев, Л.А. Матвеева).

7) «Для _______ независимость – самоцель. На вопрос: «Что значит найти своё место в жизни?» – _________ отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». _________ ответит на этот вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по своим силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами». Стремление к самоутверждению сменяется, таким образом, более реалистичным и критическим самоанализом и самовоспитанием»
(И.С. Кон).

8) «Они не умеют отделить в воспринимаемом объекте главное и существенное от деталей подробностей. Образ предмета «размыт», неясен и слитен (недифференцирован). Эта особенность восприятия _______ является причиной многих ошибок, которые они допускают при восприятии сходных по внешнему виду предметов или изображений» (А.А. Люблинская).

9) «В результате исследования мы обнаружили, что __________ совершает важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития. Он переходит от конкретного мышления к мышлению в понятиях. …Для ребёнка _______ возраста слово означает фамилию, вещи. Для ________ слово означает понятие вещи, т. е. Её сущность, законы её построения, связь со всеми остальными вещами и место в системе уже познанной и упорядоченной действительности» (Л.С. Выготский).

10) «Ценнейшее психологическое приобретение __________ возраста – открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для растущего человека настоящей коперниковской революции» (И.С. Кон).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: