На сегодняшний день дефицит мощностей сооружений по водоподготовке составляет более 100 тыс. куб. м в сутки.




Екция №3

Вода

В безопасности жизнедеятельности

(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)

 

Вода, наряду с воздухом, является важнейшим объектом окружающей среды в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Это связано с ее ролью в поддержании жизни человека, животных и растений.

Вода является непременной составной частью всего живого. В растениях ее содержится до 90%, а в теле взрослого человека примерно 60 - 65%. Первостепенная роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она является универсальным растворителем огромного количества химических веществ. Т.е. фактически является той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности. Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. Среднесуточное же потребление составляет около 2 -2.5 л.

Поскольку вода является активным участником фактически всех процессов обмена веществ во всех живых организмах, в том числе в человеке, в обменный процесс вовлекаются все вещества, в том числе загрязняющие, которые содержатся как примеси в поступающей в живую систему воде. Кроме того, нужно учитывать, что загрязняющие воду вещества поступают в организм человека не только при непосредственном употреблении воды, но и накопившиеся в водных организмах (рыба, креветки и др.) по цепи поедания. Это ставит вопрос о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в водоемах различного назначения, в так же питьевой воды. Только это позволит учесть все каналы поступления загрязнителей в организм человека связанные с качеством вод.

 

 

Природные воды.

Законодательство по охране вод формулирует загрязняющее вещество в воде – вещество в воде, вызывающее нарушение норм качества воды. Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования (ГОСТ 17.1.1.01-77. «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения»), при этом, критерии качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды.

Учитывая многообразие назначений, для которых используются водные объекты, необходимо определить понятие Водопользование – использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства.

Согласно ГОСТ 17.1.1.03-86. «Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользований» водопользование классифицируется по следующим признакам: по целям использования вод, по объектам водопользования, по техническим условиям водопользования, по условиям предоставления водных объектов в пользование, по характеру использования воды, по способу использования водных объектов.

Для учета специфики использования водного объекта установлены 2 категории водоемов:

- хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования

- рыбохозяйственного водопользования

К хозяйственно-питьевому водопользованию относится использование водных объектов или их участков в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, для снабжения предприятий пищевой промышленности, а так же сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, и других целей.

К культурно-бытовому водопользованию относится использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения.

Требования к качеству воды, установленные для культурно-бытового водопользования, распространяются на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест, независимо от вида их использования объектами для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

Содержание химических веществ в этих объектах не должно превышать предельно допустимые концентрации веществ в воде водных объектов по ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Таким образом, в одном и том же водном объекте воды относящиеся к культурно-бытовому водопользованию от вод относящихся к хозяйственно-питьевому водопользованию отделяет условная граница – черта города (поселка) в пересечении водного объекта. В части проблем охраны поверхностных вод такое деление не имеет смысла, поскольку ПДК загрязняющих веществ одинаковы для водоемов обеих видов водопользования.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) – это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

 

ГН 2.1.5.1315-03 определены показатели ПДК для 1356 химических веществ органической и неорганической природы.

Другая категория водных объектов – рыбохозяйственная. Федеральный закон № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных ресурсов» определяет (ст. 16):

 

3. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

4. Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

 

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение (ПДКврыб), утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от13.12.2016 г. № 552. Приказом определены показатели ПДК для 1204 химических веществ органической и неорганической природы.

Естественно, что жесткие государственные требования по содержанию загрязняющих веществ установлены и для питьевой воды, которая подается в централизованную сеть для нужд населения. Нормативны документом является СанПиН 2.1.4.1074-01 (вода питьевая). Вода для питьевых целей получается из природной воды поверхностных и подземных источников после обработки на очистных сооружениях и контроля качества.

Рассмотрим численные значения ПДК наиболее опасных загрязняющих воды веществ:

Загрязнитель Категория вод
Хоз/питьевые (мг/л) Рыбо/хозяйств. (мг/л) Питьевые (мг/л)
Таллий 0,0001 - 0,0001
Бериллий 0,0002 0,0003 0,0002
Ртуть 0,0005 (5*10-4) 0,00001 (1*10-5) 0,0005 (5*10-4)
Хром (+6) 0,05 0,05 0,05
Мышьяк 0,01 0,05 0,05
Медь 1,0 0,001! (1*10-3) 1,0
Кадмий 0,01 (1*10-2) 0,005 (5*10-3) 0,001 (1*10-3)
Бенз(а)пирен 0,000001 (1*10-6)   0,000005 (5*10-6)
Фенол 0,001 0,001 0,001
Нефтепродукты 0,1-0,3 Зависит от содержания S 0,05 0,1

Сравнение показывает, что ПДК многих чрезвычайно опасных загрязнителей совпадают, или близки, по величинам. Из исключений можно отметить кратно более жесткие ПДК рыбо-хозяйственных водоемов для ртути, а так же для меди. Последнее не сразу очевидно, поскольку в питьевых водах допускается в 1000 раз большая концентрация металла, чем в рыбохозяйственных. Для нефтепродуктов в хоз/питьевые допустим значительный интервал 0,1-0,3 мг/л, а в питьевых водах 0,1 мг/л определяется порогом органо-лептического проявления запаха. В рыбо-хозяйственных водоемах жесткое значение ПДК=0,05 мг/л определено химическими свойсивами связывания растворенного кислорода.

Можно привести одно из объяснений «уникального» поведения меди в водоемах. Любые сточные воды имеют сложный, многокомпонентный химический состав, необходимо учитывать их комбинированное действие. Последнее проявляется в виде синергизма (усиления токсичности смеси компонентов), антагонизма (снижения токсичности смеси компонентов) и суммированного (аддитивного) действия.

Синергизм меди четко проявляется в комбинациях тяжелых металлов (меди и цинка, меди и кадмия, никеля и цинка, кадмия и ртути, никеля и хрома), аммиака и меди, фенола и ПХП, меди и СПАВ. Вследствие этого смеси даже субтоксических концентраций этих веществ могут оказаться смертельными.

Другое объяснение особенностей меди, как яда для рыбы связано со специфическим влиянием этого металла на систему выделения жаберной слизи. Даже малое количество меди приводит к резкому увеличению продукции слизи и забиванию жабр, что блокирует систему дыхания и смерть рыб.

Источники загрязнения поверхностных вод являются естественные процессы и хозяйственная деятельность человека.

Естественные процессы происходят вследствие растворения в воде природных минералов. Здесь наиболее известно загрязнение вод железом, марганцем, анионами галогенов.

Значительно более многогранна хозяйственная деятельность человека, как источник загрязнения вод. Здесь особо следует отметить препараты сельхозхимии, которые после целевого применения смываются в водоемы. Поэтому, в названных выше нормативных документах, основное место занимают органические вещества связанные с производством сельхоз продукции. Серьезным источником загрязнений водоемов являются фильтрационные воды свалок. Их химический состав представлен, как органическими веществами, так и металлами, в том числе чрезвычайно опасными загрязнителями – ртуть, хором, медь. Особо следует отметить загрязнение вод нефтепродуктами, которые попадают в воду при авариях и в смыве с дорог. Промышленность загрязняет водоемы выпадением аэрозолей из газовых выбросов, сбросом загрязненных промышленных вод, смывом с территорий отвалов.

Для контроля загрязнения водоемов в России создана специализированная служба мониторинга в системе Роскомгидромета. Контроль качества питьевой воды проводят органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Первичной информацией для получения количественной характеристики загрязнения водоемов являются результаты химического анализа концентраций загрязняющих веществ в пробах, отобранных сетью стационарных наблюдательных постов. Организация сети постов, периодичность пробоотбора, специфика загрязняющих веществ, определяется в зависимости от значимости водоема.

 

В соответствии с РД 52.24.643-2002, для оценки качества воды, в реках и водоёмах их разделяют по загрязнённости на несколько классов. Классы основаны на интервалах удельного комбинаторного индекса загрязненности воды (УКИЗВ) в зависимости от количества критических показателей загрязнённости (КПЗ). Значение УКИЗВ определяется по частоте и кратности превышения ПДК по нескольким показателям и может варьировать в водах различной степени загрязненности от 1 до 16 (для чистой воды 0). Большему значению индекса соответствует худшее качество воды.

Класс Разряд УКИЗВ / название
    < 1 условно чистая
    1-2 слабо загрязнённая
  a 2-3 загрязнённая
б 3-4 очень загрязнённая
  а 4-6 грязная
б 6-8 грязная
в 8-10 очень грязная
г 10-11 очень грязная
    больше 11 экстремально грязная

 

Данные по УКИЗВ публикуются в ежегодно в федеральном докладе «Состояние окружающие среды в РФ» и соответствующих докладах субъектов Федерации.

В 2014 году мониторинг проводился на 164 водных объектах РФ на 263 гидрологических пунктах в 389 створах. Экстремально грязная вода с величиной УКИЗВ=11 и выше обнаружена в 13 водных объектах, сведения о которых представлены в таблице:

 

 

Водн. объект Пункт, створ Категория объекта Основные ЗВ Предприятия Фед. округ РФ
  Руч. Варничный Г. Мурманск малая ХПК, БПК, медь, марганец, СПАВ, н/прод Предприятия города Сев/Зап.
  Р. Пельшма Г. Сокол, 7 км. ниже устья малая ХПК, БПК, аммоний, фенол, железо, лигносульфат Сокольский ЦБК, ЖКХ Сев/Зап
  Р. Исеть Г. Екатеринбург, 7 км. ниже гор. малая ХПК, БПК, аммоний, медь, цинк, марганец Уралхиммаш, ЖКХ Уральск.
  Р. Исеть Г. Екатеринбург, 19 км. ниже города малая ХПК, БПК, аммоний, медь, цинк, марганец, фенол Предприятия авиапрома Уральск.
  Р. Миасс Г. Челябинск, 7 км. ниже малая ХПК, БПК, аммоний, медь, цинк, марганец Металург. Комб. Цинковый з-д Трактор. З-д Уральск.
  Р. Пышма Г. Березовский, 13 км. выше малая Медь, марганец, никель,фосфат, аммоний, нитр. Химзаводы Машиностроен. Уральск.
  Р. Пышма Г. Березовский, 3 км. ниже малая Медь, марганец, никель,фосфат, аммоний, нитр. Железо, Добыча цветмет Уралтрансмаш ЖКХ Уральск.
  Р. Воймега Г. Рошаль 0,2 км. выше малая Азот, фенол, ХПК, БПК, медь, железо, ЖКХ Центр.
  Р. Воймега Г. Рошаль 1,5 км. ниже малая Азот, фенол, ХПК, БПК, медь, железо, н/пр ЖКХ Центр.
  Р. Блява Г, Медногорск малая Медь, цинк, железо, азот Цветная металургия Уральск
  Р. Березовая С. Федоровка 1,5 км. ниже малая Азот, фенол, ХПК, БПК, медь, железо, ЖКХ Дальн восточ
  Р. Черная С. Сергеевка, 5 км. ниже малая Азот, фенол, ХПК, БПК, медь, железо, кадмий! ЖКХ г. Хабаровск, с/х предприятия Дальн восточ
  Р. Дачная Г. Арсеньев Черта города малая Азот, фенол, ХПК, БПК, медь, железо, цинк, фосфат Промпредприят. Разных отраслей Дальн восточ
  Р. Охинка Г. Оха 0,25 км. ниже малая Азот, н/пр ХПК, БПК, медь, железо, нефтехимия Дальн восточ
             

 

Анализ показывает высокую уязвимость малых рек Страны, особенно Урала и Дальнего Востока, при сбросе недостаточно очищенных вод системы ЖКХ, предприятий металлургии, машиностроения, добычи цветных металлов.

 

В Новосибирской области наблюдения за загрязнением вод проводятся на 21 водном объекте (14 рек, 6 озер, водохранилище), в 31 пункте наблюдения, в 36 створах, 36 вертикалях, 39 горизонталях. По многолетним данным качество воды в области по УКИЗВ находится в интервале от 2-х до 4-х (загрязненная – очень загрязненная). Вода реки Обь такого качества поступает в область из Алтайского края и с таким же качеством передается в Томскую область, то есть при транспорте через территорию Новосибирской области, дополнительного ухудшения качества воды главной реки области не происходит.

Причиной сохранения качества воды р. Обь является хорошая система очистки сточных вод на очистных сооружениях МУП Говодоканал города Новосибирск, и ФГУП Завод искусственного волокна г. Искитим. Эти очистные сооружения обеспечивают эффективную очистку сточных вод от новосибирского мегаполиса и зоны г. Искитим, с численностью населения 1,6 млн. человек и основных промышленных предприятий области общим годовым объемом 260 млн. куб.м.

В черте г. Новосибирска в федеральных докладах «О состоянии и об охране окружающие среды в РФ», на протяжении ряда лет, отмечается высокий уровень загрязнения вод малых рек, особенно р. Каменка, в которой качество воды квалифицируется как «грязная» т.е. УКИЗВ=6-8. Источником загрязнения, в докладах 2013 и 2014 годов, называются предприятия авиастроения: НАПО и СибНИА. Кафедра ИПЭ считает необходимым провести независимую оценку воздействия прилегающих к реке предприятий и других организаций для установления объективности такого вывода. Отметим, что в докладе 2015 года эти предприятия уже не названы.

Более сложная ситуация с качеством питьевой воды на территории области. В мегаполисе, где МУП Говодоканал города Новосибирск обеспечивает водой более половины населения области, ее качество соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, что подтверждается анализами аккредитованной лаборатории предприятия и органами саннадзора. Значительно хуже качество воды в левобережной зоне области, где превышаются санитарные нормы по железу, марганцу, жесткости, анионному составу. Основной причиной является естественные источники загрязнения и сельскохозяйственная деятельность, поскольку промышленность в этой зоне развита слабо. Для названной зоны качество питьевой воды это самая серьезная экологическая проблема.

16.10 18.10

Для решения проблемы действует областная целевая программа утвержденная ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 23 сентября 2011 г. N 409-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ"ЧИСТАЯ ВОДА" В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ"

II. Обоснование необходимости разработки Программы

 

1. Краткая характеристика проблемы

 

Одной из самых острых задач на сегодняшний день является проблема обеспечения населения питьевой водой в достаточном количестве, нормативного качества, и очистка образующихся бытовых стоков до экологически нормативного уровня.

Ежегодно население области потребляет более 294 млн. куб. м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, обеспечение комфортных условий проживания, продолжительность жизни.

На территории Новосибирской области эксплуатируются 10 поверхностных и 2792 подземных водозабора, 15 водопроводных очистных сооружений и 10 блочно-модульных установок водоподготовки, 18 канализационных очистных сооружений с биологической очисткой сточных вод, 209 канализационных насосных станций, более 9,7 тыс. км водопроводных и 2,3 тыс. км канализационных сетей.

Из 1580 городов и сельских населенных пунктов на территории Новосибирской области поверхностные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются только в 39 городских округах и сельских населенных пунктах. Водоснабжение потребителей на остальной территории Новосибирской области осуществляется из подземных водозаборов. Качество и природно-экологические характеристики подземных вод на территории области не одинаковы. Зачастую в подземных водах наблюдается повышенное содержание железа, марганца, отмечается превышение общей жесткости, нередко присутствует аммиак и сероводород.

Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. Кроме того, в некоторых населенных пунктах часть населения использует для питьевых целей воду из децентрализованных источников. Как правило, качество этой воды низкое вследствие слабой защищенности водоносных горизонтов от загрязнения с поверхностных территорий и несоблюдения установленных поясов зон санитарной охраны.

На сегодняшний день дефицит мощностей сооружений по водоподготовке составляет более 100 тыс. куб. м в сутки.

Из 35 муниципальных районов и городских округов только в 19 имеются системы канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 18 муниципальных образований Новосибирской области и г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска, остальные работают неэффективно, так как эксплуатируются более 30 лет и характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов и требуют срочной реконструкции.

Ежегодно без предварительной очистки на рельеф местности и в поверхностные водные объекты сбрасывается более 70 млн. куб. м загрязненных сточных вод.!!!!!

Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений в настоящее время достигает 180 тыс. куб. м в сутки.

Состояние систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области характеризуется также высоким уровнем износа водозаборных сооружений. Более 30% водозаборных скважин, построенных в 70-х - 80-х годах, выработали свой технический ресурс и дальнейшей эксплуатации не подлежат.

Тем не менее за период 2008 - 2011 годов на объекты водоснабжения Новосибирской области было направлено более 2 млрд. рублей, из них свыше 1 млрд. рублей средств областного бюджета Новосибирской области.

За последние годы в Новосибирской области построено 50 скважин, оборудованных зонами санитарной охраны и обустроенных контрольно-измерительными приборами и автоматикой, построено и реконструировано свыше 240,0 км водопроводных сетей, 6 водонапорных башен. Введено в эксплуатацию более 7 блочно-модульных установок по водоподготовке, станция обезжелезивания в р.п. Мошково, проведены работы по реконструкции поверхностных водозаборов в г. Искитиме и г. Новосибирске. Выполнены работы по реконструкции насосно-фильтровальной станции в п. Новояркуль Озеро-Карачинского сельсовета Чановского района, завершаются работы по реконструкции насосно-фильтровальных станций в г. Куйбышеве и г. Новосибирске, строительству станции обезжелезивания в г. Черепаново. Завершено строительство резервуара чистой воды в г. Искитиме.

В ходе реализации проекта по реконструкции насосно-фильтровальной станции N 1 г. Новосибирска сдан в эксплуатацию крупнейший в стране блок ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды производительностью 350 тыс. куб. м/сутки.

Однако на объекты систем водоотведения средства выделялись в незначительных объемах. Так, за период 2008 - 2011 годов за счет средств областного бюджета велась реализация только 2-х проектов: по реконструкции аварийных участков канализации г. Бердска и строительству канализационного коллектора от канализационной насосной станции N 2 до главной насосной станции в г. Оби.

Реализация приоритетных проектов водопроводного комплекса области позволила снизить показатели аварийности на системах водоснабжения, возросло качество предоставляемой услуги по водообеспечению потребителей. Если доля населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, до 2005 года составляла около 68%, то на сегодняшний день более 76% населения области употребляет питьевую воду, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям.

Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих населенных пунктах области и создает серьезную опасность для здоровья населения.

………….

Реализация программы в 2014 году осуществлялась в 25 районах и трех городских округах Новосибирской области. Были проведены работы по строительству и реконструкции 98,7 км водопроводных сетей, двух станций водоподготовки, восьми водозаборных скважин, одной канализационной насосной станции в Оби и 4 км канализационных коллекторов. По программе введено в эксплуатацию 43 объекта, в том числе завершены работы на переходящих 13 объектах. Завершена реконструкция таких объектов, как магистральные водоводы в Каргате, Довольном, Убинском, водозабор с комплексом станции водоподготовки и водопровода протяженностью 15 км в селе Северное, КНС в Оби, строительство водозаборной скважины и водопроводов в селе Суенга Маслянинского района. Продолжаются работы по завершению строительства станции обезжелезивания в городе Чулыме мощностью 1 756 м3/сутки, реконструкция водовода в Искитиме, строительство второй нитки канализационного коллектора Бердск – Академгородок. На эти цели было направлено 450 млн руб., около 400 млн руб. – из областного бюджета. Еще порядка 7 млн руб. добавили муниципальные бюджеты, остальные средства были привечены из внебюджетных источников.

…………..

 

2. Обоснование необходимости решения проблемы

водоснабжения и водоотведения Новосибирской

области программно-целевым методом

 

Значимость и актуальность обозначенных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с модернизацией и развитием инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса Новосибирской области и, с другой стороны, выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества и увеличение доступности предоставления услуг населению области по водоснабжению и водоотведению.

Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения, определяется Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 годы", Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 "О Стратегии экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года".

Работа по поддержанию стабильного функционирования систем водоснабжения и водоотведения Новосибирской области, их развития, проведения мероприятий по реконструкции, совершенствованию технологических процессов, внедрению новейшего оборудования и современных материалов, а также резервирования воды на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды на случай чрезвычайной ситуации должна быть продолжена в рамках Программы.

Кроме того, необходимость использования программно-целевого метода обусловлена тем, что проблемы водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Новосибирской области, а также не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.

Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей Программы позволят решить организационно-правовые, медико-социальные и инженерно-конструкторские задачи, что приведет к улучшению и стабилизации механизма водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области.

Программа разработана в соответствии с требованиями и условиями федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы".

 

III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы

 

Целью Программы является обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном количес тве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

2. Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

4. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

Индикаторы, характеризующие безопасность воды и ее влияние на здоровье населения Новосибирской области, рассчитываются по результатам мониторинга качества воды, проводимого Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области, на основании их статистических данных.

Цель, задачи и характеризующие их целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к Программе. Методика расчета целевых показателей и индикаторов приведена в приложении N 1.1 к Программе.

Сводный перечень показателей, принятый в соответствии с требованиями и условиями федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", отражающий социальный (конечный) эффект, достижению которого способствует реализация Программы, приведен в приложении N 1.2 к Программе.

 

IV. Система мероприятий Программы

 

Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач предлагается реализация программных мероприятий в муниципальных образованиях Новосибирской области по следующим направлениям:

строительство водопроводных сетей с учетом подключения всех домовладений соответствующего населенного пункта;

строительство станций по водоподготовке (насосно-фильтровальные станции, станции обезжелезивания и деманганации, модульные установки по водоочистке, комплексные фильтры);

реконструкция и модернизация станций по водоподготовке;

реконструкция водопроводных сетей с применением передовых технологий и материалов;

строительство канализационных сетей с применением передовых технологий и материалов;

строительство канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка);

реконструкция канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка);

реконструкция канализационных сетей с применением передовых технологий и материалов;

строительство водозаборных скважин, расчетный дебит которых должен соответствовать требуемому водопотреблению населением на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, с учетом перспективы развития соответствующего населенного пункта, а также с учетом прогнозируемого риска выхода из строя существующих водозаборных скважин, выработавших свой производственный ресурс; тампонажные работы бездействующих скважин; устройство зон санитарной охраны;

устройство систем резервных водозаборов в городах и населенных пунктах Новосибирской области, перечень которых утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 N 254-па "Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения";

строительство резервуаров чистой воды и других сооружений-накопителей для обеспечения необходимого запаса воды на случай аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий сферы водопроводно-канализационного хозяйства предполагается поэтапный переход на долгосрочные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.

От НСО перейдем к главным водным проблемам России:

Из водных объектов России наиболее загрязнены водоемы вблизи расположения ЦБК и предприятий цветной металлургии. В частности, р. Пельшма (приток Сев. Двины) в районе сброса вод Сокольского ЦБК критические загрязнения фенолом, аммонием, лигносульфонами (УКЗИВ = 8 – 10). Река Миасс ниже г. Челябинск где работают предприятия. металлургии характеризуется как «экстремально грязная» и «очень грязная» (УКЗИВ = 10 – 11 и выше).

В заключении лекции можно подчеркнуть, что в России приняты законодательные и нормативные акты, которые при правильном применении на местах способны обеспечить безопасность жизнедеятельности в части качества природных и питьевых вод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: