Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и программы Экономика: Основы экономической теории. Программа для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Под ред. С. И. Иванова. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008
Реализация данной программы направлена на достижение следующей цели:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.
Задачи:
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Изменения, внесённые в программу: темы «Спрос, предложение и рыночное равновесие», «Эластичность спроса и предложения», «Фирма. Производство и издержки», «Конкуренция и рыночные структуры» сокращены на 1 час и добавлены 3 урока контрольной работы и 1 урок повторение.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2008
Экономика: Основы экономической теории: Учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. (Профильный уровень образования): в 2-х кн. / Под ред. С.И. Иванова. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012.
Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт. – сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ «Боброводворская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы организации учебного процесса:
● коллективная;
● групповая;
● индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
● содержания;
● обучающих средств;
● методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность
Учебникай уровеньво часов -354по географии
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Календарно-тематический план по экономике 10 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Подготов ка к ЕГЭ | Примечание | |||
Раздел 1. Введение Тема 1. Предмет и метод экономической теории | ||||||||
Безграничность потребностей человека. | 2.09 | |||||||
Экономические блага и ограниченность ресурсов | 4.09 | 2.1 | ||||||
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей | 10.09 | |||||||
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки | 11.09 | 2.2 | ||||||
Метод экономической науки. Моделирование экономики | 16.09 | |||||||
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика | ||||||||
Административно-плановая система | 18.09 | |||||||
Основные черты административно-плановой системы. | 23.09 | |||||||
Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы | 25.09 | 2.3 | ||||||
Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков | 30.10 | |||||||
Кругооборот доходов в рыночной экономике | 2.10 | |||||||
Ограниченность возможностей рынка. | 7.10 | |||||||
Смешанная экономика | 9.10 | 2.3 | ||||||
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие | ||||||||
Спрос и закон спроса | 14.10 | 2.4 | ||||||
Предложение и закон предложения | 16.10 | |||||||
Реакция рынка на изменение спроса и предложения | 21.10 | 2.4 | ||||||
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие | 23.10 | |||||||
Контрольная работа на тему «Спрос, предложение и рыночное равновесие» | 28.10 | |||||||
II. Микроэкономика
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей | 30.10 | |||||
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса | 11.11 | 2.5 | ||||
Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент. | 13.11 | |||||
Ценовая эластичность предложения. | 18.11 | |||||
Практическое значение теории эластичности | 20.11 | |||||
Тема 5. Поведение потребителя | ||||||
Предпосылки теории поведения потребителя | 25.11 | 2.16 | ||||
Количественный подход. Измерение полезности. | 27.11 | |||||
Правило максимизации полезности | 2.12 | |||||
Кривые безразличия. Карта безразличия. | 4.12 | |||||
Типы кривых безразличия | 9.12 | |||||
Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия. | 11.12 | |||||
Индивидуальный и рыночный спрос. | 16.12 | |||||
Обобщающий урок по теме «Поведение потребителя» | 18.12 | |||||
Тема 6. Фирма. Производство и издержки | ||||||
Фирма – коммерческая организация | 23.12 | |||||
Фирма – юридическое лицо | 25.12 | |||||
Общий продукт фирмы | 13.01 | |||||
Закон убывающей эффективности | 15.01 | |||||
Бухгалтерские и экономические издержки. | 20.01 | 2.7 | ||||
Экономические издержки и прибыль. | 22.01 | |||||
Общие издержки фирмы | 27.01 | |||||
Предельные издержки. | 29.01 | |||||
Оптимальный размер фирмы | 3.02 | |||||
Минимально эффективный размер предприятия. | 5.02 | |||||
Контрольная работа «Фирма. Производство и издержки» | 10.02 | |||||
Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры | ||||||
Конкуренция как свойство рыночной экономики. | 12.02 | 2.11 | ||||
Типы рыночных структур | 17.02 | |||||
Совершенная конкуренция. | 19.02 | |||||
Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой. | 24.02 | |||||
Монополия. Естественная монополия. | 26.02 | |||||
Ценовая дискриминация. | 3.03 | |||||
Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость | 5.03 | |||||
Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. | 10.03 | 2.12 | ||||
Монополистическая конкуренция. | 12.03 | |||||
Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов | ||||||
Особенности рынков факторов производства. | 17.03 | |||||
Рынок труда и заработная плата. | 19.03 | 2.9 | ||||
Дифференциация размеров ставок заработной платы | 2.04 | |||||
Рынок землепользования и земельная рента. | 7.04 | |||||
Капитал и процент. | 9.04 | |||||
Процент. Ставка процента. | 14.04 | |||||
Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. | 16.04 | 2.7 | ||||
Земля как вид капитала (капитального блага). | 21.04 | |||||
Обобщающий урок по темам. «Конкуренция и рыночные структуры», «Рынки факторов производства». | 23.04 | |||||
Тема 9. Предпринимательство | ||||||
Понятие предпринимательства. | 28.04 | |||||
Организационно-правовые формы предпринимательства. | 30.04 | 2.16 | ||||
Менеджмент и его функции | 5.05 | |||||
Маркетинг и его основные элементы. | 7.05 | |||||
Тема 10. Деньги и банковская система. | ||||||
Роль денег в рыночной экономике | 12.05 | |||||
Виды денег и их свойства | 14.05 | 2.8 | ||||
Коммерческие банки | 19.05 | 2.6 | ||||
Потребительский кредит | 21.05 | |||||
Центральный банк | 26.05 | 2.10 | ||||
Контрольная работа по темам «Рыночные структуры», «Предпринимательство», «Деньги и банковская система» | 27.05 | |||||
Итоговое повторение | 28.05 |
Содержание программы учебного предмета
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (5часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.