Антифоны Изобразительны.




Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота.

Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Козельщанской иконы Божией Матери.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди.

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопустную…», 1‑е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26‑я и 54‑я Храмовая глава, 3‑я Маркова глава под 2 февраля).

На вседневной вечерне

Кафизма 18‑я.

На «Господи, воззвах » стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 5‑й – 3 (2‑й: «Щитом веры…», 3‑й – тот же, и 4‑й: «О земных всех…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8‑й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» – догматик, глас 5‑й: «В Чермнем мори…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия », на 8‑й глас, с заупокойными стихами – стих 1‑й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род»; стих 2‑й: «Души их во благих водворятся».

«Сподоби, Господи …». Ектения просительная: «Исполним вечернюю …», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5‑й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Начаток ми и состав…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».

Примечание. «На стиховне мученичен гласа, и два мертвена Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 49‑я, «В субботу мясопустную…»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4‑го, 5‑го или 6‑го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1‑й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1‑го, 2‑го, 3‑го и 8‑го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7‑го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8‑й: «Глубиною мудрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпущении же вечерни творим в притворе панихиду за усопших и поем канон рядоваго гласа мертвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2‑й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба прп. Тимофея, иже в Символех, и свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (с этого дня), и служба обретения мощей мучеников, иже во Евгении (с 22 февраля)[1], а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов)[2]. По «Достойно» – кондак, глас 8‑й: «Со святыми упокой…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня[3]. Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9‑я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых[4].

На утрене

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия »[5] на глас 8‑й, с заупокойными стихами – стих 1‑й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2‑й: «Память их в род и род»; стих 3‑й: «Души их во благих водворятся».

Тропарь, глас 8‑й: «Глубиною мудрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Кафизма 16‑я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха[6], глас 5‑й (три мученична – 2‑й: «Чудеса святых Твоих мученик…», 3‑й: «Господи, чаше Страстей Твоих…»; затем стих: «Дивен Бог во святых Своих…», и 4‑й мученичен: «Святых мученик исправлением…»; потом другой стих: «Блажени, яже избрал…», и седален покоин гласа: «Покой, Спасе наш…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2‑м стихословии: «От Девы возсиявый…», или Богородичен гласа, по 1‑м стихословии: «Радуйся, двере Господня…».

Кафизма 17‑я, разделяемая на две статии, поется, по Уставу, на 5‑й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1‑й статии поется припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», к стихам 2‑й статии припев: «Спасе, спаси мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17‑й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетраподу (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1‑й статии – «Благословен еси, Господи…», на 2‑й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17‑й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6‑й песни канона через царские врата.

Первая статия начинается пением: «Блажени непорочнии …».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92‑й и 93‑й стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем»; «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» (каждый стих по трижды)[7].

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом[8]; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды[9].

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, зде лежащих, и повсюду православных христиан, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз …». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175‑й и 176‑й – «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне»; «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5‑й: «Святых лик обрете…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1‑й статии). По возгласе поется седален, глас 5‑й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…»[10]. Псалом 50‑й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возслем…».

Поется 2‑я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3‑й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5‑й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6‑й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1‑й статии 17‑й кафизмы). Кондак, глас 8‑й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6‑й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9‑й песни поем «Честнейшую ».

По 9‑й песни «Достойно есть» обычно не поется[11]. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы [12].

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8‑й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2‑й: «Яко цвет увядает…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 5‑го)[13] с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Болезнь Адаму бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8‑й: «Глубиною мудрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Читается 1‑й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».

На часах – тропарь: «Глубиною мудрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. На 1‑м часе после молитвы «Христе, Свете Истинный…», по традиции, поется кондак «Взбранной Воеводе…».

На Литургии

Антифоны Изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3‑я (со ирмосом) и 6‑я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8‑й: «Глубиною мудрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Прокимен заупокойный, глас 6‑й: «Души их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6‑й: «Блажени, яже избрал…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть ».

Причастен: «Блажени, яже избрал…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».

{1} См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2‑й седмицы Великого поста.

{2} Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2‑й канон).

{3} Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 8 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5‑е «зри»).

{4} Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 15 февраля).

{5} «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

{6} Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755.

{7} После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1‑й статии.

{8} Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

{9} Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

{10} Священнослужители уходят в алтарь.

{11} Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

{12} В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами.

{13} Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6‑го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6‑го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди На утрене субботы мясопустной).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: