Бог изменяет злую волю человека. Делает из злой доброй.




 

Извлечение по теме из книги св.Августина

📖" О благодати и свободном решении"

1.

"Вера даруется Богом.

Ибо если вера относится к одному лишь свободному решению, а не даруется от Бога, то зачем тогда мы молимся, чтобы уверовали те, кто пока не желают веровать? Напрасно делали бы мы это, если бы со всей справедливостью не веровали бы в то, что всемогущий Господь может обратить к вере даже превратные и противящиеся вере воления [людей]. Поистине, к свободному решению человека обращено побуждение там, где говорится: Ныне, если голос Его услышите, не желайте ожесточать сердец ваших. Но если бы не мог Бог удалить даже и ожесточение сердца, не сказал бы Он через пророка: Возьму у них сердце каменное и дам им сердце плотяное. Это предсказание относится к Новому Завету, как ясно показывает апостол, когда говорит: Вы – наше письмо, написанное не чернилами, но Духом Бога живого; не на скрижалях каменных, но па плотяных скрижалях сердца. Это, как полагаем мы, не потому сказано так, что по-плотски жили те, кто должны были жить духовно, но, поскольку камень лишен чувства и с ним сравнивается жестокое сердце, с чем, если не с чувствующей плотью, следовало сравнить разумеющее сердце? Ибо вот как о том же говорится через пророка: И дам им, – говорит [Господь], сердце иное, и дух новый дам им; и извлеку сердце каменное из плоти их, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали оправдания мои и выполняли их, и будут Мне народом, и я буду им Богом, говорит Господь. Итак, разве можем мы сказать, не утверждая величайшей нелепости, что в человеке предшествует добрая заслуга доброй воли, чтобы извлечено было из него каменное сердце, если само каменное сердце обозначает не что иное, как жесточайшую и совершенно непреклонную к Богу волю? Ведь где предшествует добрая воля, там, разумеется, уже нет каменного сердца."

(Глава 14.)

2.

" Итак, без нас делается так, что мы желаем, но когда мы уже желаем, и так желаем, что делаем, – это делается вместе с нами; однако без Бога, или делающего, чтобы мы желали, или содействующего, когда мы уже желаем, мы вовсе неспособны к делам благочестия. О том, что Он делает, чтобы мы желали, сказано так: Потому что Бог производит в вас и желание. А о Его содействии, когда мы уже желаем и делаем желаемое, апостол говорит: Мы знаем, что любящим Бога все содействует во благо.

(Глава 17)

3.

"Мы не возлюбили бы Бога, если бы прежде Он не возлюбил нас.

 

Итак, никто да не обманывает вас, братия мои: мы не возлюбили бы Бога, если бы Он прежде не возлюбил нас. Тот же Иоанн вполне ясно показывает это, говоря: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Благодать делает нас любителями закона, сам же закон без благодати делает лишь преступниками. То же самое показывает нам и Господь, когда говорит ученикам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Ведь если мы прежде возлюбили Его, так что за эту заслугу Он возлюбил нас, то и избрали мы Его прежде, чтобы удостоиться избрания от Него. Но Сама Истина говорит иначе, ясно возражая этой суетности людей: Не вы Меня избрали. А если не вы избрали [прежде], то, несомненно, и не вы возлюбили, ибо как бы они избрали Того, Кого еще не возлюбили? Но Я, – говорит Он, – вас избрал. Разве позже не избрали и они Его, разве не покинули все блага этого века? Но они избрали, поскольку были избраны, а не избраны были, поскольку избрали. Нет никакой заслуги у избираемых людей, если не предварит их благодать избирающего Бога. Поэтому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, говорит: А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем. Это благословение, благодаря которому мы любим друг друга, дал Тот, Кто прежде дал закон, чтобы мы любили друг друга. Также и в другом месте говорит им же (несомненно, в некоторых из них уже было то, что он выше желает, чтобы было в них): Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами. Он сказал это, чтобы не стали они превозноситься из-за того добра, которое имели от Бога, полагая, что имеют его от самих себя. «Итак, поскольку возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, мы должны, – говорит он, благодарить Бога за вас, а не хвалить вас, как будто вы имеете это от самих себя»

(Глава 18)

4.

"Господь властвует над волениями людей.

 

Я полагаю, что уже достаточно поспорил с теми, кто яростно нападают на благодать Божию, благодаря которой воля человеческая не упраздняется, но изменяется из злой в добрую, а также получает помощь, когда уже сделалась доброй; при этом спорил я так, что скорее не сам я говорил с вами, а Божественное Писание беседовало при помощи очевиднейших свидетельств истины. И если внимательно всмотреться в [слова] Божественного Писания, то они покажут, что во власти Божией находятся не только добрые воления (bonas voluntates) людей, которые Он Сам делает добрыми из злых и, сделав добрыми, направляет к благим деяниям и вечной жизни, но и те воления, которые остаются творением, принадлежащим этому веку (illas quae conservant saeculi creaturam). Он, когда это угодно Ему. заставляет эти воления склоняться туда, куда Ему угодно, или для того, чтобы явить кому-то Свои благодеяния, или для того, чтобы на кого-то наложить наказание по Своему суду, хотя и вполне сокровенному, но, без всякого сомнения, также и вполне справедливому. Ибо мы находим, что некоторые грехи суть не что иное, как наказание за другие грехи. Так было в случае сосудов гнева, которые апостол называет готовыми к погибели; таково и ожесточение фараона, причем говорится и о причине его: [это совершилось], чтобы проявилась на нем сила Божия. Сюда же относится и бегство израильтян от врагов близ города Гая; ибо в душе у них возник Страх, так что они бежали, и это совершилось, чтобы грех был отмщен так, как надлежало ему быть отмщенным. Поэтому и говорит Господь Иисусу Навину: Не могли сыны Израилевы устоять перед врагами своими. Что значит: Не могли устоять? Почему не устояли при помощи свободного решения, а бежали из-за страха, когда смутилась их воля? Не потому ли, что Бог властвует над волей людей и. кого желает, в гневе обращает в трепет? Разве не по своей воле сражались враги израильтян против народа Божия, который возглавлял Иисус Навин? И однако Писание говорит, что от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля для того, чтобы преданы были они заклятию. Разве не по своей воле нечестивый человек, сын Геры, злословил царя Давида? И однако, что сказал Давид, будучи исполнен истинной, высокой и благочестивой мудрости? Что он сказал тому, кто хотел побить камнями злословящего? Что мне и вам, говорит он, – сыны Саруины? Оставьте его, и пусть злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. И кто скажет Ему: «Зачем Ты сделал так?» Затем Божественное Писание, как бы снова желая передать полное изречение царя, говорит: И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: «Вот, если сын мой, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина. Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь сказал ему, чтобы увидел Господь смирение мое и воздал мне благостью за злословие его в день сей». Кто поймет и уразумеет, каким образом сказал Господь этому человеку злословить Давида? Ведь Он сказал не в смысле повеления, чтобы здесь можно было похвалить послушание, но Он по Своему праведному и тайному суду склонил ко греху волю этого человека, злую из-за собственной ее порочности, почему и говорится в Писании: сказал ему Господь. Ибо если бы этот человек подчинился повелевающему Богу, то его следовало бы скорее хвалить, чем наказывать, а мы знаем, что он был позднее наказан за этот грех. Не следует умалчивать и о причине, по которой сказал ему Господь подобным образом злословить Давида, то есть склонил или преклонил его злое сердце к этому греху. Как говорит сам Давид, [Он сделал так], чтобы увидел Господь смирение мое и воздал мне благостию за злословие его в день сей. Вот как можно доказать, что Бог пользуется даже и сердцами злых людей для похвалы и помощи добрым. Так воспользовался Он Иудой, предающим Христа, так воспользовался иудеями, распинающими Христа. И какие блага посредством этого предоставил народам, которым предстояло уверовать! Пользуется Бог и самим диаволом, худшим из всех, – но пользуется наилучшим образом, для упражнения и утверждения веры и благочестия людей добрых. Не для Себя делает Он это, ибо Он знает все, прежде чем это произойдет, но для нас, которым необходимо, чтобы подобное происходило с нами. Разве не по своей воле Авессалом выбрал тот совет, который повредил ему? И однако сделал он так, поскольку Господь услышал его отца, молящегося, чтобы так случилось. Поэтому Писание говорит: Так Господь судил разрушить хороший совет Ахитофела, чтобы навести Господу на Авессалома всякое зло. Писание называет этот совет хорошим, ибо он был полезен в это время, поскольку он мог послужить Авессалому против его отца, с которым он сражался, так что Авессалом смог бы одолеть его, если бы Господь, действуя в сердце Авессалома, не разрушил совета, который дал Ахитофел, и потому Авессалом отверг совет последнего, а избрал другой, который был для него неблагоприятен."

(Глава 20)

 

5.

"Из этих и подобных им свидетельств Божественных речений, а вспоминать их все было бы слишком долго, – как я полагаю, становится вполне ясно, что Бог действует в сердцах людей, склоняя их воления, куда Ему угодно, или к благу по Своему милосердию, или ко злу по их заслугам, и руководствуется Он при этом Своим судом, иногда явным, а иногда сокрытым, но всегда справедливым. Ибо в сердце вашем должна быть неподвижно утверждена [мысль о том], что нет [никакой] неправды у Бога. И потому, когда вы читаете в Писаниях Истины, что люди прельщаются от Бога, или сердца их помрачаются и ожесточаются Им, вам не следует сомневаться, что этому предшествовали их злые заслуги, так что они справедливо претерпели все это. Иначе выйдет с вами, как в этой притче Соломона: Неразумие мужа оскверняет пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем. А благодать дается не по заслугам людей, иначе благодать уже не благодать, ведь потому и называется благодатью, что дается даром. Итак, если [Бог] может либо посредством ангелов (добрых или злых), либо неким иным способом действовать даже в сердцах злых людей, злобность которых не Он сотворил, но она или унаследована в соответствии с происхождением от Адама, или возросла при участии их собственной воли; если Он может действовать в них сообразно их заслугам, то что удивительного, когда Тот, Кто сделал, чтобы самые сердца [человеческие] стали из злых добрыми, производит Духом Святым в сердцах своих избранных [всякое] благо?

(Глава 21)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: