Наказание и преступление




Владимир Довгань

Защитите от черных полос жизнь ваших детей

 

Довгань В.

Д 58 Защитите от черных полос жизнь ваших детей — Калуга: ГП Облиздат, 2010. - 96 с.

ISBN 978-5-89653-233-0

У нас, у родителей, сегодня возникает, естественно, вопрос: «Как же нам подготовить детей, которые будут конкурировать, добиваться успеха, сражаться в мире, который мы сегодня даже не можем представить в своем воображении?»

В определении подхода к решению этой проблемы Вам помогут принципы, изложенные в этой книге.

ББК 74.200

 

Посвящаю моему кумиру, великому педагогу, отдавшему детям душу и сердце, Василию Александровичу Сухомлинскому.

 

 

 

 
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

 

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям!»

В. А. Сухомлинский

 

Глава 1

Кумиры

 

 

Скажите мне, кто кумиры Ваших детей, - и я скажу, кем они вырастут.

Великий Александр Македонский восхищался Ахиллесом, Гай Юлий Цезарь - Македонским. Наполеон преклонялся перед Македонским и Цезарем. Кумиром Соичиро Хонды, основателя автомобильно-мотоциклетной империи, был Генри Форд.

Роль кумира в будущем Ваших детей невозможно переоценить. К сожалению, в наше мелкотравчатое, убого-материальное время, время ничтожеств, бюрократов, маленьких серых людей нашим детям практически невозможно найти вокруг себя примеры для подражания. Давайте вместе посмотрим вокруг глазами ребенка из современного российского города или деревни. Что он видит? Мэра-воришку на «Мерседесе», криминального авторитета с золотой цепью... С кого брать пример?

Я хорошо помню лихие 90-е годы. В то время я жил в городе Тольятти, криминальная обстановка в котором была настолько тяжелой, что практически каждый день в городе происходило заказное убийство. Бандиты с огромными золотыми цепями, вес которых иногда был больше килограмма, ездили на дорогих машинах, сорили деньгами, «круто» одевались и, конечно же, были кумирами для очень многих мальчишек.

Проводившиеся в то время социологические опросы показывали, что огромное количество детей и подростков хотят быть бандитами. Даже в детских садах дети играли в бандитов.

Сегодня социологические исследования говорят о том, что большинство юношей и девушек хотят стать бюрократами, работать на государство. Они хорошо понимают, что частная фирма может разориться, из частной фирмы могут в любой момент уволить, а государство сегодня - самый надежный работодатель. Кроме того, юноши и девушки видят, как живут государственные чиновники. Получая официально не самые большие зарплаты, современные российские чиновники разного уровня демонстрируют, пожалуй, самый высокий материальный уровень жизни. Прибавьте к этому власть и авторитет - и Вы получите кумиров современной российской молодежи.

Стоит учитывать и то обстоятельство, что современные средства массовой информации, особенно телевидение, создают образы крайне сомнительных героев. Помните, не так давно на экраны телевизоров вышел, к сожалению, очень талантливый фильм «Бригада», главные роли в котором сыграли горячо мной любимые и очень одаренные актеры. После выхода этого сериала «Бригада» наши дети в детских садах и школах играли в новую игру «бригаду». Мгновенно всю российскую молодежь охватила бригадомания. Я лично этот сериал просмотрел за один присест. Полдня я смотрел диск за диском, восхищаясь сценарием, музыкой, актерским мастерством. В этом фильме меня привлекли не бесконечные убийства, разборки, драки — меня привлекла дружба главных героев. Вместе с героями сериала я заново пережил безумные 90-е. Этот фильм — как машина времени — перенес меня в мою молодость, я вспоминал своих школьных, дворовых, институтских друзей, которые погибли в криминальных разборках. Просматривая серию за серией, я вспоминал невероятные истории, которые происходили со мной и моими друзьями. Для взрослого, думающего человека фильм «Бригада» — это гимн дружбе. Но дети, молодые люди не могут отделить зерна от плевел. Молодежь в то время искренне верила, что фильм «Бригада» воспевает бандитизм, жестокость, насилие. Каково было мое удивление, когда мой друг пришел из детского садика и рассказал мне, что его 5-летний ребенок в детском садике играет в «бригаду»!

Российское телевидение с невероятным упорством, с изощренной последовательностью с утра до ночи штампует лжегероев. Единственно правильный совет, который можно дать в данной ситуации: «Дорогие родители, выкидывайте все телевизоры из своего дома, защищайте своих детей от бесконечного потока мерзкой кроваво-жестокой информации!» Не зря умные люди телевизор называют «зомбоящиком», потому что он действительно с утра до ночи зомбирует наших детей, внушая им бездуховность, безнравственность, предательство, трусость, подлость, жестокость.

К счастью для нас, для мудрых родителей, главная фабрика грез — Голливуд — штампует настоящих героев. Героев, которые порой в одиночку защищают закон, справедливость, честь. Яркое доказательство — последний шедевр Джеймса Кэмерона «Аватар» — невероятно красивый, умный фильм, посвященный вечным человеческим ценностям. В большинстве случаев герои популярных актеров — таких как Арнольд Шварцнеггер, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Мэл Гибсон — защищают закон, защищают добро, защищают вечные человеческие ценности.

Мне 45 лет, но и у меня, как у миллионов мальчишек на земле, есть свои кумиры. В моей спальне на самом видном месте ровными рядами висят фотографии моих кумиров — это Сергий Радонежский, Сергей Королев, Юрий Гагарин, Антон Макаренко, Михаил Скобелев, Александр Покрышкин, Константин Станиславский, Лев Гумилев, Анатолий Тарасов, Махатма Ганди, мать Тереза, Мартин Лютер Кинг, Коносуке Мацусита, Соичиро Хонда, Акио Марито. О каждом из своих кумиров я могу страстно рассказывать часами. У каждого из них я чему-то учусь.

Мои кумиры незаметно стали героями моих учеников. Каждый день рождения героя мы обязательно отмечаем. У нас уже сложилась многолетняя добрая традиция: дежурный ученик в день рождения героя на видном месте в офисе вывешивает большой портрет героя, перед портретом ставятся живые цветы. Вечером, после тяжелого трудового дня, мы обязательно проводим семинар, конференцию в честь героя-именинника. А один из нас готовит серьезный доклад. Несмотря на то, что мы живем и работаем на разных континентах, не обращая внимания на разницу во времени, мы с помощью современных средств связи обязательно проводим школу. После того, как докладчик рассказал о жизненном пути нашего кумира, все участники по очереди рассказывают о том, чему они научились у этого героя. Очень важно помнить героев! Ведь когда мы их вспоминаем, частичка их храбрости, мудрости, величия поселяется навечно в наших сердцах. Мы становимся еще сильнее!

Чтобы нагляднее продемонстрировать Вам роль кумиров в нашей жизни, в жизни наших детей, я расскажу, как великий Чингисхан изменил мою жизнь. Но прежде чем начать свой рассказ, я хочу предупредить Вас, что истинная история Чингисхана ничего общего не имеет с той лжесказочкой, которую нам навязали советские историки. Я родился в 1964 году в маленьком таежном поселке Ерофей Павлович, который находится в глухой безлюдной тайге на расстоянии семь тысяч километров от Москвы. Я вырос в бедной рабочей семье. В молодости папа крепко выпивал, и когда он приходил с работы пьяным, нам часто с мамой приходилось ночевать у соседей. В моей квартире не было ни одной умной книги. Среди моих соседей и друзей не было ни одного мудрого, умного человека.

Я рос в абсолютно серой, абсолютно бескультурной, абсолютно безинтеллектуальной среде. Если бы не Чингисхан, наверное, моя жизнь прошла бы впустую. Может быть, я бы спился, как и многие мои друзья детства, может быть, я попал бы в тюрьму, но уж точно человеком, личностью в той среде стать было невозможно. От пустоты рождается пустота, от злости рождает злость. Когда я закончил Тольяттинский политехнический институт, я уже хорошо понимал, что ни о какой справедливости говорить не приходится. Дети больших начальников после окончания института занимали выгодные должности, у детей тольяттинской элиты были совершенно очевидные, продуманные и созданные их родителями перспективы. У меня не было никаких перспектив. В то время у меня не было никаких предпосылок, надежд, иллюзий, шансов пробиться в жизни. Если бы не великий Чингисхан. После того, как я изучил его жизненный путь, пример удивительной судьбы Чингисхана подарил мне уверенность, что и я, обычный мальчишка из бедной семьи, могу добиться успеха.

Для того чтобы Вы, дорогой читатель, могли по достоинству оценить путь Чингисхана, в начале рассказа я приведу одно важное сравнение, ведь все познается в сравнении. Дела Чингисхана мы будем сравнивать с делами Александра Македонского. Итак, стартовые позиции Александра Великого Македонского. В то время эллинская культура была самой передовой на западном полушарии. Одним из учителей Македонского был Аристотель. Отец Филипп к совершеннолетию сына завоевал практически всю Грецию. После смерти отца Александру Македонскому досталась самая совершенная армия того времени. Александр Македонский завоевал весь мир, создал невероятно огромную империю, которая, к сожалению, сразу же развалилась после его смерти. По одной из версий, Македонский умер от алкоголизма. И после того как он умер, его военачальники растащили, разграбили все его завоевания. То, что Македонский страдал алкоголизмом, доказывает один из случаев, произошедших на пиру. Македонский так сильно напился, что в пьяном угаре убил своего друга, который в одном из сражений спас ему жизнь. После того как Македонский протрезвел и осознал, что он сделал, он хотел убить себя.

В отличие от Александра Македонского Чингисхан, а в детстве его звали Темуджин, родился не в самом передовом государстве. В то время у монголов не было даже письменности, да и государства как такового не было. В бесплодных степях жили племена, которые постоянно воевали между собой, грабили друг друга, угоняли скот и женщин. Отец Темуджина возглавлял улус - маленькое племя. Когда Темуджин был совсем еще мальчишкой (ему было 9 лет), отца отравили татары, улус Темуджина рассыпался, и бедная мать с детьми оказались без средств к существованию. С самого детства Темуджина сопровождали холод, голод и рабство. Великий Чингисхан в молодости попал в рабство и целый год ходил с деревянной колодкой на шее. Он не мог ни читать, ни писать — так же, как и все монголы того времени. Его никто не обучал, его никто не воспитывал, его заставляли работать, избивали, унижали, как всех рабов того времени. Пока Александр Македонский обучался у Аристотеля, у лучших педагогов того времени, учился, например, мастерски владеть двумя мечами, Темуджин выполнял самую грязную работу, получал удар за ударом, плакал по ночам от обиды и боли, голодал. Одинокий, замерзая по ночам от холода, он мечтал создать свой род, свое племя.

Темуджину повезло. Небо, которому он поклонялся всю жизнь, хранило его. Используя удобный случай, мальчишка-раб убежал и чудом спасся от преследователей. Если бы хозяева нашли его, его ждала неминуемая смерть. Следуя своей мечте, Темуджин начал создавать свой улус. Он встретил прекрасную девушку Бортэ, она стала его женой, но радость их была недолгой. На маленькую семью Темуджина напали враги — увели скот, разорили стойбище, захватили его любимую Бортэ. Чтобы остаться в живых, Темуджину ничего не оставалось, как бежать от преследователей. Казалось бы, его мечта о своем доме, о своем племени рухнула навсегда. Но мой герой не сдавался! Он копил силы, он целый год собирал команду.

И вместе со своим названным братом Джамухой через год он отомстил злодеям и вернул свою жену. Его жена, с которой он проживет всю жизнь, которую он будет любить всю жизнь и слушать ее мудрые советы, была беременна не от него. Представьте горе Темуд-жина, горе его жены, ведь она вернулась к нему изнасилованная врагом, нося в своем чреве ребенка врага. Мудрая мать Темуджина настояла на том, чтобы Чингисхан простил свою жену, ведь он сам был виноват в том, что не смог ее защитить.

В то время как Александр Македонский уже создал свою империю, построил несколько красивейших городов по имени Александрия, чеканил монеты со своим изображением и сокрушался о том, что скоро он дойдет до края света, и больше нечего будет завоевывать, будущий Чингисхан терпел поражение за поражением. Он проиграл не одну битву, его много раз могли убить. Как-то раз, в одном из важнейших сражений, стрела, выпущенная Сабудаем, попала в шею Темуджину и пробила аорту. Три дня он провел без сознания, его боевые друзья непрерывно отсасывали кровь из смертельной раны. Все уже думали, что вот-вот наш герой умрет. Но великое небо было и в этот раз благосклонно к будущему повелителю мира. Он проиграл сражение, но остался в живых. Его опять разбили, и ему ничего не оставалось, как с остатками своего войска скрываться в бескрайних холодных степях, пить грязную воду, есть мясо диких лошадей и собирать армию для новых сражений.

Для того чтобы понять величие Чингисхана, необходимо написать не одну толстую книгу. Чингисхану удалось прекратить межплеменную вражду и объединить монголов только тогда, когда ему исполнился 51 год. На знаменитом курултае, собрании всех ханов, Темуджин был провозглашен Чингисханом, то есть великим ханом. Он был великим мудрецом, хотя не умел ни читать, ни писать, и был, по современным меркам, абсолютно неграмотным человеком. Чтобы раз и навсегда прекратить кровопролитные междоусобные войны, на великом курултае Чингисхан каждому хану дал по одной стреле и попросил их сломать. Естественно, они очень легко выполнили его просьбу. Затем Чингисхан каждого хана попросил сломать пучок перевязанных стрел. Ни у кого из ханов не хватило сил сломать пучок стрел. Таким простым, гениальным примером Чингисхан показал неграмотным монголам, что поодиночке их легко победить, вместе же они - великая сила. Только в 51 год Чингисхан приступил к завоеванию мира, став по-настоящему великим мудрецом, полководцем, правителем. Чингисхан создал суперграндиозную империю — чтобы проехать ее на лошади, требовалось полтора года!

Для тех, кто не знает: Чингисхан на всей территории своей империи запретил пытки. В то кровавое время, когда человеческая жизнь ничего не стоила, и человек сам был одним из недорогих товаров, справедливый Чингисхан на всей территории своей империи запретил пытать людей. Даже в наше просвещенное время - вспомним тюрьму Гуантанамо, вспомним пытки в следственных изоляторах разных стран - есть много государств, где до сих пор издеваются над людьми, пытают их.

Чингисхан создал для того времени самую совершенную почту, самую совершенную систему дорог, самую совершенную налоговую систему. Для того чтобы лучше понять величие и мудрость Чингисхана, обратите внимание на его свод законов, первый пункт которого гласил: «Чтобы выразить свою истинную любовь к Богу, мы будем уважать все религии в мире».

В нашей исторической памяти Чингисхан остался жестоким кровавым злодеем. Но как мы с Вами, дорогие друзья, можем подходить к оценке исторической личности, находясь в совершенно другом социально-культурном времени? В то время жизнь человека ничего не стоила. Один из самых миролюбивых российских князей Владимир Мономах в своем послании к потомкам писал так: «За свою жизнь я провел более 200 крупных сражений, а мелких и не счесть». В то время русские князья непрерывно воевали друг с другом. Сколько в этих междоусобных войнах было убито людей — невозможно посчитать. Так что по кровожадности наши князья ничуть не уступали Чингисхану.

Я ни в коем случае не хочу брать пример с него с точки зрения нравственности, культуры, религии. Я не монгол, и живу не в 12, а в 21-м веке. Для меня судьба Чингисхана была всегда интересна другим. Я всегда себе говорил: «Если этот неграмотный раб смог создать величайшую империю, значит и я, неграмотный мальчишка из рабочей семьи, смогу чего-то добиться в жизни». Нравственности, духовности я учусь у Сергия Радонежского, Махатмы Ганди, матери Терезы, Христа. Великий Чингисхан меня вдохновлял только в одном — что даже у неграмотного, не имеющего никаких шансов раба есть возможность стать великим, возможность сделать свое имя бессмертным.

Когда я был мальчишкой, меня считали безнадежным дураком, тупым двоечником. Меня три раза чуть не выгнали из школы. Я запомнил на всю жизнь, что когда мне было 14 лет, учительница математики при всех в классе многократно повторяла: «Довгань, ты — идиот, ты дурак, таких, как ты, надо гнать из школы, ты позоришь наш класс!» Когда я приходил домой, униженный, расстроенный, мой отец любил «вдохновлять» меня следующими словами: «У всех дети как дети, мой же — дурак. Нет, ты не дурак, ты — полудурок, ты позоришь семью. Вот посмотри, твой старший брат Валентин приносит домой пятерки, похвалы учителей, мы им гордимся, ты же позоришь семью. Ты — ничтожество, ты — придурок...» В то время я действительно верил, что я лузер, идиот, ничтожество, придурок, дебил. Мне внушили это учителя, мои родители, и доказательством моей абсолютной неполноценности было мое полное непонимание школьной программы. Вот почему пример Чингисхана давал мне надежду, силы, веру в то, что и я, неграмотный лузер, могу чего-то в жизни добиться.

У каждого из своих героев я обязательно учусь чему-то очень важному, крайне необходимому. И когда я думаю о великих героях, когда я читаю о великих мудрецах, когда я смотрю фильмы о великих людях, я реально ощущаю, что частичка мудрости, частичка величия, храбрости моих героев наполняет мое сердце, мою душу еще большей уверенностью и еще большим оптимизмом, энтузиазмом и страстью.

Скажите мне, кто кумиры у Ваших детей - и я скажу, кем вырастут Ваши дети. Эту главу я хочу закончить одним исследованием, которое недавно провели европейские ученые. Они точно определили: количество прямых потомков Чингисхана превышает 11 миллионов человек. В точности генетической экспертизы уже никто не сомневается. У меня есть друзья, которые после себя хотят оставить очень много детей, внуков и правнуков. Берите пример с великого Чингисхана — он и в этом деле всех обскакал. В современной Монголии живут не больше трех миллионов монголов, а наследников у Чингисхана - более 11 миллионов. Это не шутка, это исторический факт.

Моему сыну семь лет, и его герои мне нравятся: Железный Человек, черепашки-ниндзя, Человек-Паук, Супермен — все они храбрые, справедливые и сражаются на стороне добра. Вместе с ними на подоконнике стоит бюст Юрия Гагарина. Я с нетерпением жду, когда мои дети подрастут. Я постараюсь им рассказать о величайших людях, создавших наш мир. Я расскажу Лизе и Саше о величии их душ, веры, о великом трудолюбии, воле, несгибаемости и смелости.

 

Глава 2

Наказание и преступление

 

 

На моих тренингах родители часто задают мне вопрос, как наказывать детей: жестко, строго или не наказывать вообще?

Японцы вообще не бьют своих детей и до 5 лет разрешают им делать все, что они хотят. Тот, кто был в Японии, подтвердит, что это одна из совершенных и богатых стран с высочайшим уровнем жизни и культуры.

Дорогие родители, если мы с Вами говорим о физической стороне дела, то отвечу Вам древней притчей: «Если сильно сожмешь птицу — ты ее задушишь, если слабо — она улетит». Но внешняя сторона педагогики нас с Вами интересует меньше всего. То, что мы трогаем, видим, это всего лишь 5% от огромного внутреннего душевного мира. Мы же не переживаем с Вами по поводу царапины или синяка, потому что мы знаем, что очень скоро царапина заживет, синяк на теле исчезнет, а вот моральные, душевные раны остаются с нами на всю жизнь.

Мне 45 лет, я уже стал дедушкой, я очень многого не помню из того, что со мной происходило в детстве, школе, институте, но я хорошо помню, и, к сожалению, буду помнить всю жизнь, до последнего удара моего сердца, отцовские побои. Мой отец - очень хороший человек, порядочный, я его искренне люблю и уважаю, у него большое сердце. Но я никогда не смогу простить те побои, порки, избиения, которым он подвергал меня ради воспитания. Он очень любил и любит меня, я думаю, сегодня даже гордится мной, но в то время, когда я был непоседливым мальчишкой, когда получал одни «двойки» и «тройки», был не таким, как все, мой папа искренне верил, что любовь к знаниям можно привить через порку, через страх. Он порол меня за двойки, за непослушание, как в той шутке про воспитание: «Знания от отца к сыну передавались при помощи ременной передачи».

Прошло уже более 30 лет, а я не могу забыть тот случай, когда я однажды с мальчишками во дворе заигрался в футбол. Было уже поздно. В то время наши дворы и подъезды были совершенно безопасны, каждый ребенок мог забежать к соседям попросить воды, мы не боялись бегать по улицам до самого позднего времени. Заигравшись допоздна, забывшись, как это часто бывает с детьми, потерявшись во времени, я получил такой удар палкой по моей детской попе от отца, что боль у меня не проходила целый вечер, я орал, кричал, визжал от неимоверной физической боли, а еще больше - от страха, обиды и боли душевной. И душевные раны от побоев отца до сих пор кровоточат в моем сердце, в моей душе. Прошли уже десятилетия, а я до сих пор страдаю, я до сих пор чувствую обиду и боль. Страх перед отцом, перед избиением постепенно перерос в страх перед жизнью. Я вырос самым неуверенным, закомплексованным человеком, с самооценкой ниже плинтуса. Мне потребовались годы и десятилетия, чтобы победить комплексы, страхи, которые вбил, в прямом смысле слова, в меня мой любящий отец.

Своим личным примером я только хочу показать Вам, дорогие родители, что физическое насилие оставляет в наших сердцах кровоточащие раны на всю оставшуюся жизнь. С каждым Вашим ударом Вы на всю жизнь делаете своего ребенка слабей. Еще удар - еще слабей. Невозможно дать одинаковые советы всем родителям, нет одинаковых ситуаций, родителей, детей. Точно также, как не бывает единого размера обуви для всех людей на Земле. Но есть единые правила, которые опираются на генетику, на историю рода человеческого. Есть один очень важный вопрос: «А справедливо ли наказание?» Прежде чем спрашивать, сильно или не сильно наказывать ребенка, спросите себя: «А справедливо ли наказание?!»

На эту тему есть прекрасные исследования, которыми я хочу поделиться с Вами.

Ученые давно доказали, что справедливость — чувство врожденное и генетическое. Во многих университетах и лабораториях мира прошли исследования, суть которых сводилась к простому испытанию: одному из испытуемых давали десять долларов, и он по своему усмотрению мог какую-то часть из этих десяти долларов отдать второму испытуемому. Второй испытуемый не мог повлиять на его решение, но, если он считал, что сумма несправедливая, он мог лишить себя и первого испытуемого всех денег. Обратите внимание, дорогие читатели: если первый испытуемый выделял второму два доллара (а на эти деньги можно купить банку колы, гамбургер или еще что-то) - с точки зрения здравого смысла и логики, какая разница второму испытуемому, сколько денег осталось у первого? Возьми эти деньги, поблагодари судьбу и радуйся жизни! Но нет! В 87 случаях из 100 люди отказывались от маленькой суммы, потому что считали ее несправедливой. Они говорили так: «Пусть мне не достанутся деньги, но та сумма, которую предложил первый испытуемый, несправедлива».

Люди готовы отказаться даже от халявных денег, если считают, что они поделены несправедливо.

Этот эксперимент доказывает, что чувство справедливости у нас с Вами врожденное. И не только у нас - у обезьян тоже есть врожденное чувство справедливости. Интересный эксперимент поставили над обезьянками-капуцинами. Несколько обезьянок мотивировали с помощью кусочков моркови выполнять простую работу. Они с удовольствием выполняли требуемые задания, и каждая из них получала по кусочку морковки. Но как только одной из обезьянок дали вместо моркови сладкий персик, все остальные сразу прекратили работать.

Когда Вы собираетесь наказывать своего ребенка, задайте себе главный вопрос: «А справедливо ли наказание?» Естественно, не с Вашей точки зрения, а с точки зрения Вашего ребенка. Одно из самых вредных Ваших действий в воспитании детей — это несправедливое наказание. Шишки, синяки, ссадины зарастут, заживут, о них дети забудут очень быстро. А вот Ваше несправедливое наказание останется болью на всю жизнь, сформирует в Вашем ребенке комплексы, неуверенность, страхи, слабость.

Внимание, родители! Еще одна опасность! Я абсолютно уверен: одним из глобальных преступлений, совершаемых устаревшей методикой обучения наших детей, является следующее: современная школа полностью убивает у большинства детей стремление к саморазвитию. Большинство школьников и студентов после окончания учебного заведения не желают учиться, развиваться, познавать мир. И родительские наказания порой отбивают всякую охоту к познанию, к исследованию окружающего мира.

На своих семинарах и тренингах я часто слышу: «Я потерпел неудачу и теперь боюсь начинать новое дело из-за страха перед провалом, из-за неуверенности». И я, как тренер успеха, трачу очень много сил и времени на то, чтобы залечить у взрослых страх перед провалом, перед неудачей. И все это потому, что родители (конечно, из самых благих побуждений) вместо того, чтобы похвалить ребенка за попытку (пусть и неудачную) познать мир, отбивают в детях всякую охоту к познанию. Мы с Вами слышим сплошь и рядом: «Дай сюда, неумеха!», «Ты опять все разбил!», «Отойди, я сама сделаю!», «Ах ты, дурак!», «Ничего-то ты не можешь!»

Для того чтобы нам с Вами чему-то научиться, нам необходимо экспериментировать, ошибаться. Ведь когда дети учатся ходить, они часто падают, разбивая локти и коленки. Но Вы же, дорогие родители, не наказываете своих детей за эти падения, а, наоборот, успокаиваете и подбадриваете их. А умение ходить — один из простейших навыков, который необходимо усвоить ребенку. В дальнейшем Вашему ребенку предстоит освоить более трудные умения, но отношение к неудачам и поражениям закладывается в самом раннем детстве именно Вами, родителями. К сожалению, современная методика преподавания в школах не только России, но и Европы, Америки построена так, что неудача (плохая оценка) всегда наказуема школьным учителем и родителями. И у большинства школьников вырабатывается страх перед двойкой, перед наказанием, перед родителями, страх быть худшим. К большому сожалению, современный подход школы к неудачам отбивает у детей желание исследовать.

Я абсолютно уверен: наказание за ошибки, за неудачи - одно из самых вреднейших наследий. Прежде чем наказать своего ребенка, задайте себе простой вопрос: «Не отобьет ли наказание у моего ребенка желание учиться дальше, познавать мир, быть исследователем?» Если Вы понимаете, что Ваш ребенок подверг свою жизнь опасности, что-то разбил, сломал в доме, но при этом он стремился познать мир, проявите терпение и мудрость, сделайте все возможное, чтобы защитить ребенка и себя от неприятностей, но в то же время не убить в нем желание учиться, познавать, экспериментировать. Неудачу, провал, огорчения во взрослой жизни Ваш ребенок будет воспринимать как полезный опыт, как урок, как новые возможности - и легко переносить. Знаю, дорогие родители, по себе: говорить и писать об этом легко, но проявить выдержку, терпение очень и очень сложно, особенно если ребенок испортил дорогой компьютер, а Вы, чтобы купить его, работали и копили деньги не один месяц. Постарайтесь посмотреть на ситуацию глазами Вашего ребенка. Система наказаний учебного заведения, в котором учится Ваш ребенок, отбивает у него охоту самостоятельно думать, задавать вопросы, быть настоящим исследователем, мыслителем. Однозначно принимайте сторону Вашего ребенка!

Мир сегодня очень быстро меняется. Знания, которые наши дети получают в школе, в университете, мгновенно устаревают. Вся современная методика образования построена на том, чтобы дети запоминали большие объемы информации, чтобы они не думали. В современных методах образования полностью исчезли упражнения на развитие способности думать самостоятельно. Поймите, осознайте, дорогие родители, что знания, которыми пичкают Ваших детей, можно легко найти в интернете. Они сегодня ничего не стоят, но они мгновенно устаревают. Поэтому самая большая польза, которую Вы можете принести своим детям, потому что школа такой пользы точно не принесет, - это научить своих детей думать самостоятельно, задавать вопросы и любить на них отвечать. Самые близкие друзья и помощники Ваших детей - это вопросы «Зачем?», «Почему?», «Что?», «Где?», «Когда?»

Следующее глобальное заблуждение родителей: когда родители считают, что их дети поступили крайне плохо, им даже не приходит в голову, что дети смотрят на мир по-другому, дети не могут контролировать свои чувства, они не могут справиться со своими эмоциями. Еще Аристотель говорил две тысячи лет назад: «Нельзя быть рабом своих эмоций». Так вот, утверждаю, что огромное количество родителей вокруг нас являются рабами своих эмоций, мыслей. Посмотрите вокруг: сколько хмурых, грустных неудачников. Совершенно очевидно, что они не могут управлять своими эмоциями, они стали рабами негативной ментальности и негативных эмоций: жадности, злости, ненависти, уныния. Так почему же Вы, дорогие родители, требуете так много от детишек, у которых физиологически, психологически нет возможности контролировать свои поступки, эмоции и чувства? Дети просто не могут справиться сами с собой! Если Вы хотите наказать ребенка, задайте вопрос себе: «А мог ли мой ребенок контролировать свои эмоции, чувства и мысли?» Скорее всего, ответ будет: «Нет, не мог». Так почему Вы порой наказываете своих детей за то, что они в принципе не могут сделать? Они не могут справиться со своим поведением, с чувствами и мыслями. Разве за это можно наказывать? Конечно же, нет.

Я Вас не призываю к тому, чтобы Ваши дети были бесконтрольны, играли со спичками в доме и подвергали опасности свою жизнь и жизни близких и родных людей. Я лишь Вас призываю понять, что дети не понимают и не могут физиологически, по природе своей, контролировать эмоции. Попробуйте дать своему пятилетнему ребенку уголовный кодекс РФ и потребуйте от него понимания законов. Это невозможно. Пройдут годы терпеливого педагогического труда, и ребенок сможет прочитать, понять, осознать, что такое уголовный кодекс РФ, но нельзя от ребенка требовать того, что он не может сделать, и - самое страшное - наказывать его за то, что он не может контролировать, понимать, выполнять и соблюдать.

Пример мудрого общения с детьми в своих притчах продемонстрировал великий Будда. Послушайте одну - и Вам многое станет понятно. Загорелся дом, в котором играли двое маленьких детей. Будда увидел смертельную опасность и крикнул им: «Бегите быстрей ко мне, у меня есть интересная игра для вас!»

Пишу эту главу и понимаю, насколько мне тяжело ее писать, потому что несправедливые наказания, которые я пережил в детстве, до сих пор вызывают у меня боль и страдания. Мне, действительно, тяжело об этом вспоминать, но чтобы спасти беззащитных, слабых и ранимых детей от глупых, жестоких, вреднейших наказаний, я еще раз хочу обратиться к Вам, дорогие родители. Прежде чем наказать ребенка, задайте себе три вопроса:

1) справедливо ли наказание?

2) не отобьет ли наказание охоту у моего ребенка к познанию?

3) понимает ли мой ребенок, за что я его наказываю; может ли он справиться со своими чувствами, мыслями и поступками?

Если Вы, уважаемые родители, не бьете своих детей, пожалуйста, не читайте этот абзац. Следующими словами я хочу защитить беззащитных детей, потому что дети - самые лучшие жители нашей планеты, дети - это ангелы. Если Вы бьете детей, Вы бьете ангелов. Значит, Вы в прямом смысле дебилы, уроды, сволочи. Если Вы не прекратите бить детей, я приду к Вам ночью в Вашем самом страшном ночном кошмаре, вырву Ваши поганые мозги и брошу их в горящее пламя ада. Вырву ваше поганое жестокое сердце и брошу его в адский котел с кипящей смолой, если Вы не прекратите бить своих детей, я каждую ночь буду приходить к Вам во сне, кричать на Вас так, что у Вас лопнут перепонки. В самом страшном сне тысячу раз я буду кричать Вам: «Не смейте, тупые твари, бить беззащитных детей! Не смейте калечить детские души!»

Если Вы думаете, что без побоев невозможно воспитание, съездите в Японию, посмотрите своими глазами. В Японии родители не бьют своих детей, поэтому в этой стране, как ни в одной стране мира, дети уважают стариков. В Японии живет 140 миллионов человек, на сегодня в Японии самая большая продолжительность жизни. В данный момент времени в Японии проживает более 40 тысяч человек, которым уже более 100 лет, а к 2020 году жителей Японии, достигших возраста 100 лет, будет более миллиона. Японцы не бьют своих детей, поэтому японские машины - самые лучшие в мире, японские кроссовки - самые лучшие на всем белом свете, японская одежда и техника - самые качественные в мире. Поэтому Япония - самая духовная страна на Земле. В России тоже 140 миллионов жителей, и самые фиговые дороги, автомобили и одна из самых маленьких продолжительностей жизни. И очень много, к сожалению, несчастных, бедных, больных, неосознанных людей. Я понимаю, что мы с Вами никогда не станем японцами. Пример с Японией я привожу лишь с одной целью: я хочу показать Вам, что есть целые страны, самые лучшие страны в мире, в которых родители не бьют своих детей!

 

Глава 3

Ранняя работа

 

 

Вот уже много лет я изучаю биографии выдающихся людей. Приступая к изучению новой судьбы, новой интересной личности, я неизменно задаю себе один и тот же вопрос: что общего в биографии, в судьбе величайших людей нашего времени? Что объединяет Вольфганга Моцарта, Генри Форда, Билла Гейтса, Уолта Диснея, Стивена Спилберга, Соичиро Хонду, Стива Джобса и других выдающихся людей? Несмотря на то, что у всех великих людей своя судьба, свои стартовые условия, совершенно разная среда обитания, разные культуры, разные религии, разные страны и разные родители, совершенно точно можно сказать, что в большинстве случаев их объединяет ранняя работа. Все они очень рано начали трудиться.

Очень жаль, что большинство родителей не могут понять простой истины: чем раньше Ваш ребенок приступит к работе, к изучению настоящей жизни, настоящих трудностей, настоящих испытаний, тем быстрее он добьется успеха, тем более конкурентоспособным он будет в жизни относительно своих сверстников. Обратите внимание, дорогие родители: до десяти лет Ваш ребенок получает семьдесят процентов всей информации, которую он получит за всю жизнь. До десятилетнего возраста ум Вашего ребенка, как губка, впитывает в себя семьдесят процентов информации, а за последующие шестьдесят-восемьдесят лет жизни тот же ум Вашего ребенка впитает всего лишь тридцать процентов. Это доказывает, что именно в раннем возрасте способности к познанию мира, к обучению, к прогрессу - самые максимальные. Многие родители, к сожалению, не могут понять, что самый простой, быстрый, а иногда и единственный способ что-то научиться делать, что-то познать — это действие. Как можно научиться плавать, если ты не прыгнешь в воду? Как можно научиться защищать себя в драке, если ты не будешь драться?

Даже такие простые навыки, как плавание и бокс, невозможно освоить по учебникам. Необходима практика. Необходимо прыгать в воду, необходимо надевать боксерские перчатки, если Вы хотите научиться плавать и драться. Но плавание и бокс — это всего лишь очень маленькая грань жизни. Это очень простые задачи. Когда мы говорим с Вами об успехе, о конкурентоспособности наших детей, конечно, мы говорим о более сложных, многогранных, многослойных навыках и умениях. Возникает справедливый вопрос: почему большинство родителей не могут понять этой простой истины, почему они не могут заставить работать своих детей с самого р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь