Субъекты и объекты муниципально-правовых отношений, принципы муниципального управления и местного самоуправления




Вопросы для подготовки к экзаменационному зачету по дисциплине «Организация местного самоуправления»

Муниципальное управление: понятие и сущность.

 

Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Представляется актуальным рассмотреть сущность муниципального управления с разных позиций, а именно: правовой, социологической, управленческой.

С правовой позиции муниципальное управление представляет собой форму деятельности, посредством которой реализуются функции государства. Социологическая позиция (общая теория управления) означает взаимодействие субъектов и объектов отношений. Целенаправленное воздействие компетентных органов на жизнь людей.

Управленческая позиция позволяет рассматривать управление как управление коллективом и менеджмент путем планирования, организацией, контролем и руководством. В данной позиции осуществлен отход от правовых аспектов, и рассматривается лишь менеджмент и организация управления. Таким образом, муниципальное управление – это сложное правовое явление, которое тесно связано с менеджментом.

 

 

Субъекты и объекты муниципально-правовых отношений, принципы муниципального управления и местного самоуправления

 

Муниципально-правовые отношения носят локально-территориальный характер. Они возникают, развиваются и прекращаются исключительно на территории муниципального образования. Согласно ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Основным субъектом муниципально-правовых отношений является население муниципального образования, которое непосредственно решает вопросы местного значения (путем прямого волеизъявления), или органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению этих вопросов.

Муниципально-правовые отношения носят комплексный характер. Задачи и функции местного самоуправления реализуются во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социально-культурной, в сфере строительства, транспорта, охраны общественного порядка и др. Через муниципально-правовые отношения реализуются функции местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения в значительной степени предопределяются нормами муниципального законодательства, являющегося первичным элементом правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления местного самоуправления. При отсутствии муниципального законодательства невозможно существование и развитие муниципально-правовых отношений, которые выступают в качестве обязательного условия реализации прав граждан на местное самоуправление.

Под субъектами муниципально-правовых отношений понимаются физические и юридические лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами муниципального права, и в-третьих, большинство субъектов муниципально-правовых отношений способны принимать решения властного характера. Властными полномочиями наделены как население, так и органы местного самоуправления.

принципы следующие:

1. Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялись на основе и в рамках закона. Тем самым государство признает и обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, то есть речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве решений, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуществляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

2. Единоначалие и коллегиальность. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса муниципального управления.

Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.[3]

В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельности в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочиями. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управления сотрудники должны получать приказания от одного руководи- теля, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.[4]

3. Гласность. Деятельность органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов. Принцип гласности способствует демократизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправления.

4. Государственная гарантия. Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных органов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция РФ обеспечивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает запрет на их ограничение.

5. Участие населения в процессе управления муниципальным образованием. Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, расширять гласность.

Население участвует в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании социальноэкономического развития муниципальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и использовании средств, предназначенных для социально-экономического раз- вития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.

6. Комплексность. Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муниципального образования и разработки рекомендаций по управлению им. Он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого используются исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же явления.

7. Удовлетворение потребностей населения. Сущность этого принципа заключается в обеспечении условий жизнедеятельности населения муниципального образования и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения.

8. Сочетание отраслевого и территориального управления определяет требования к организации управления хозяйственными системами на территории муниципального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: