Механика и природа звука.




Живой звук.

Примером живого звука является концерт. Так что каждое мероприятие, которое сопровождается живым звуком это своего рода концерт. Даже скромная пиар-акция посвящения того или иного факультета.

"Живой" звук является категорией повышенной сложности. Ведь работая "вживую", вы имеете всего один шанс для реализации своей идеи - нет повторов, пауз, а порой даже и репетиций. Иногда приходится микшировать абсолютно незнакомую композицию. Причем это происходит на фоне постоянно возникающих проблем: искажение звука, самовозбуждение и т.д. При этом управление мониторингом сцены, корректировка звука в зале, предотвращение перегрузки аппаратуры, традиционные пререкания с барабанщиками и гитаристами по поводу громкости звучания их инструментов, да и просто сложность получения чистого прозрачного звука, позволяющего различать нюансы исполнения. Музыканты на сцене хотят иметь студийный звук при отсутствии специальных акустических помещений, дублей и бесконечной редакции. Работа под дождем или палящим солнцем, бесконечные переезды, горы тяжелой аппаратуры. Когда все идет хорошо, вас не замечают и все лавры выпадают на долю исполнителей. Но надо быть готовым к тому, что в любой ситуации найдется множество "профессионалов", которые "могли бы сделать что-либо лучше",даже если они не в состоянии отличить "черное" от "белого". И если что-то не заладилось, так это, естественно, ваша вина: ведущий не слышит себя – виноват звукооператор, музыканты не могут поймать настроение опять вы "крайний". Звукооператор - крайне неблагодарная работа. А в довершение ко всему вы должны зорко следить за тем, чтобы никто не повредил или нечаянно не прихватил с собой какую-либо аппаратуру.

 

Механика и природа звука.

Для того чтобы мог возникнуть звук, необходима среда, обладающая некоторой плотностью.

Звук – это явление основанное на колебании частиц (воздуха), не может распространяться в условиях вакуума. В первую очередь звук это колебательный процесс. Колебания упругой среды с частотой (Границы диапазонов: низкие, средние, высокие) от 20 Hz до 20 kHz называют звуковыми. Для звукорежиссера основной интерес представляют законы распространения звука в воздухе.

 

Энергия звука при падении на поверхность физического тела, распределяется на две составляющие: на отраженную от поверхности энергию и на поглощенную энергию данным телом. В составе поглощенной энергии есть также две составляющих: энергия, превращенная в тепло (непосредственно поглощенная, потерянная) и энергия, перешедшая в препятствие, и распространяющаяся в данном физическом теле. Схема отражения звукового луча волн аналогичен оптическому закону отражения световых лучей. Можно сказать что, угол падения равен углу отражения.

Поглощение звука — это преобразование энергии звуковых колебаний в тепловую энергию. Человечеству известно с давних времен, что при деформации физических тел или при трении выделяется тепло. По закону сохранения энергии эти процессы представляют собой преобразование механической энергии в тепловую. Звуковые волны обладают кинетической энергией (энергией движения). Когда звук распространяется в какой либо среде, происходит деформация этой среды, а также трение внутренних структур данной среды. Особенно эффективно такие процессы происходят в мягких телах с волокнистой и вязкой структурой. Например, различные ткани, ковровые покрытия, вязкие смолы, поролон и другие. В тканях поглощение звука осуществляется за счёт трения волокон. В смолах и поролоне — за счёт высокой вязкости. Необходимо обратить внимание на то, что материалы, предназначенные для поглощения звука должны быть мягкими и податливыми. В противном случае, при высокой жесткости и твердости таких материалов, значительная часть звуковой энергии будет эффективно отражаться от поверхности этих тел. Для учёта доли звуковой энергии, которая будет превращена в тепло, из общей энергии звуковой волны, падающей на поглотитель, применяют коэффициент поглощения.

Акустический резонанс — это явление, которое оказывает значительное влияние на результирующее звуковое поле в помещениях. Суть этого явления заключается в накоплении звуковой энергии при многократной суперпозиции звуковых волн.

 

Физиология звука.
Для того чтобы можно было полноценно анализировать работу систем озвучивания и звукозаписи, а также на основе этого их проектировать, необходимо учитывать физиологические свойства слуха человека.

Слуховой нерв оканчивается 23 500 тысячами тончайших нервных окончаний. Каждое окончание начинается от определенного участка улитки и передает информацию о сигналах определенной звуковой частоты. Низкочастотные звуки — например, шум машины или поезда, передаются по волокнам, исходящим из верхушки улитки, а высокочастотные — например, щебет птиц, — по волокнам, связанным с ее основанием. Таким образом, различные звуки вызывают электрическое возбуждение различных волокон слухового нерва. Именно эти различия способен воспринимать и интерпретировать мозг. Разрыв волосковых клеток приводит к необратимой потере слуха. По мере увеличения возраста человека, количество разрушенных волосковых клеток увеличивается. Особенно активно происходит их разрушение в условиях повышенного уровня шумов. Необходимо сделать риторический вывод, что звукооператор или звукорежиссёр должен особенно трепетно заботиться о своем профессиональном инструменте — слухе. Больше склонны к разрывам волокна, передающие сигналы о высокочастотных звуках. Поэтому с возрастом у человека ухудшается слух в первую очередь на высоких частотах. В таких случаях звуки слышны приглушенно, как будто уши закрыты ватой.

Из ряда закономерностей восприятия звука по амплитуде колебаний можно выделить две основные: дискретность и логарифмическую зависимость ощущения уровня громкости от интенсивности.

 

 

Тембр – Окраска звука
На сегодняшний день не существует абсолютно однозначного определения такой характеристики звука, как тембр. Много известных ученых–исследователей давали свои определения, но со временем, с развитием науки и техники эти определения в той или иной мере дорабатывались и уточнялись. Поэтому я только попытаюсь выделить из общего ряда наиболее важное. Эту характеристику в большей мере можно назвать субъективной, чем объективной, по той причине, что она связана с достаточно большим числом разнообразных объективных характеристик звука.

 

Маскировка звука

По уровню Одним из параметров звуковых колебаний, влияющим на маскирование, является уровень мешающего звука (маскёра). При повышении уровня маскёра, у слушателя будет повышаться порог слышимости и, как следствие, будет понижаться чувствительность к основному звуковому сигналу.

Бытует такое мнение, что нет ничего проще – бери микрофон и пой, или выходи к микрофону и говори! Но это не совсем так. При неправильной работе выступающего с микрофоном можно легко получить "букет" таких неприятных для всех участников мероприятия последствий, как так называемая " акустическая обратная связь" (свист или вой, обычно на одной частоте), плохая разборчивость вокала и речи, избыточный динамический диапазон (отношение самого громкого звука к самому тихому) и несколько других неприятных моментов, о которых дальше.

О "акустической обратной связи".

Некоторые этот эффект называют по-простому "возбуждение микрофона", "заводка", "свист" и т. д. Наверняка те, кто хоть раз пользовался микрофоном, сталкивался с этим неприятным эффектом. Микрофон "ловит" звук акустических систем, дальше сигнал проходит по всему усилительному тракту вновь до АС и получается некая петля, замкнутый круг. Так и генерируется тон. Эффект намного усиливается в помещениях с хорошо отражающими звук поверхностями – пол, потолок, стены. Даже голова человека, части его тела частично отражают звук. Поэтому, например, никогда не нужно без причин закрывать головку микрофона ладонью, тем более сжимать ладонь с головкой микрофона "куполом" – в этом случае АОС будет почти наверняка обеспечена!

Разумеется, не всегда эффект АОС проявляется на запредельных уровнях громкости, но и на малых уровнях мероприятие она не украсит и её нужно избегать любыми способами. Самый действенный способ в случае такого "форс-мажора" – резко понизить громкость микрофона регулятором на микшерном пульте и вернуть обратно с небольшой поправкой, сделать чуть тише.

Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, часто во время поклонов, вокалисты опускают руку с микрофоном вниз так, что он как раз получается направленным в монитор! Это абсолютно недопустимо! Если так откровенно направлять микрофон в сторону недалеко находящейся АС, то никакие технические средства не помогут, а звукорежиссёр может просто и не успеть убрать или заглушить микрофон на пульте.

Никогда и ни при каких обстоятельствах, не направляйте микрофон на АС! Если есть необходимость у артиста или докладчика пройти с радио микрофоном со сцены "в народ" мимо порталов – во время следования в непосредственной близости от АС радиосистема должна быть заглушена или звукорежиссером на пульте, или кнопкой "вкл/выкл" или mute на самом микрофоне! Если это не будет сделано, последствия не заставят себя долго ждать!

Другая, не менее важная проблема, и это касается, конечно, исполнителей-артистов-докладчиков – угол и расстояние между ртом и микрофоном. Казалось бы, не может быть ничего проще - взял микрофон в руку и пой в него! Но на практике это для некоторых просто высшая математика! Чтобы избежать подобных проблем, разумеется, просто необходимо петь и говорить непосредственно в микрофон! Он обязательно должен быть направлен на источник звука – рот человека!

Когда микрофон в непосредственной близости от рта, выигрывают все – звукорежиссёр, исполнитель и, в конечном итоге, зритель! Когда микрофон близко – лучше передаётся артикуляция, разборчивость речи исполнителя, лучше соотношение снятой микрофоном полезной и нежелательной информации, у звукорежиссера гораздо больше поле для творчества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: