Рыцарство и крестьянство.




Учитель: Период возникновения рыцарства датируется VIII веком, когда у франков возник переход от пешего к конному войску. Рыцарь – конный воин, принадлежавший к высшему сословию – к феодалам.

Ученый-архивариус: Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого «риттер» - всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феода. Сначала рыцарем мог стать любой человек, даже несвободный, лишь бы он был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже считалось, что рыцарем может стать только человек благородного происхождения, потомок рыцарей. Главным занятием рыцаря была война. Уже вооружение рыцаря давало ему огромное преимущество перед простонародьем. Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с XIV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, также защищённых доспехами. Основным наступательным оружием рыцаря были меч и длинное (до 3,5 м) тяжёлое копьё. Применять рыцарское вооружение позволяли стремена, которые в Западной Европе переняли с Востока еще в раннем Средневековье. Когда рыцарь, с головы до ног защищённый доспехами, на боевом коне с копьём наперевес мчался в атаку, казалось, нет силы, способной выдержать его удар. Несколько веков рыцари господствовали в сражениях, которые часто протекали как череда рыцарских единоборств. В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен. Во-первых, потому, что убийство равных осуждалось церковью, и моралью самих рыцарей. Во-вторых, за пленного можно было получить большой выкуп. Поэтому даже в крупных сражениях часто гибли всего несколько рыцарей, зато в плен попадали десятки и сотни. Иное дело – «неблагородные» противники: их в плен не брали и беспощадно убивали. Они, в свою очередь, ненавидели рыцарей и наводили на них ужас, поскольку сражались «не по правилам»: длинными крючьями стаскивали рыцарей с коней, а потом добивали их, беспомощных, через щели в латах.

В ранее Средневековье война представлялась людям нормальным состоянием. Рыцари грабили не только соседних феодалов, но и крестьян, иногда – церкви и монастыри. Но с конца X века церковь стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в крупные церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов, в изобилии появившихся в это время по всей Европе. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание. Направляя воинственность рыцарства на врагов христианства, церковь усиливала своё влияние на верующих.

Ученый-архивариус: Мир турниров и гербов. В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями, максимально похожими на войну. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя, позволявшая проявить отвагу и ловкость. Популярна была охота на птиц с соколами. Добытая дичь украшала стол феодала.

Любимым развлечением рыцарей были турниры – военные состязания в силе и умении владеть оружием. турниры – военные состязания в силе и умении владеть оружием. Зрители и участники собирались на них издалека. Успех в турнире приносил славу, не говоря уже о выкупе, полученном с побеждённого. Турнир был запоминающимся зрелищем; им наслаждались и сеньоры, и простонародье. Наряду со схватками отдельных пар устраивались сражения целых отрядов.

Затупленное оружие и прочные доспехи делали смерть рыцаря во время турнира редким явлением.

Организацией турнира занимались герольды. Часто им было достаточно одного взгляда на закованного в броню рыцаря, чтобы определить, кто он такой и достаточно ли знатен для участия в турнире. Ведь своего рода визитной карточкой любого рыцаря был нанесённый на щит отличительный знак его рода – герб. Первые гербы появились именно в средневековой Европе – сначала как личные знаки рыцарей, затем как родовые. Герб украшал печать и знамя рыцаря, его одежду и попону коня, красовался над входом в дом феодала. Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В геральдике использовались всего 5 цветов (алый, голубой, зеленый, чёрный, пурпурный), а также золото и серебро. Геральдика - искусство составлять и описывать гербы Существовали разные формы щита и много способов делить щит на части. Цвет и расположенные на щите фигуры имели символическое значение. Так, алый цвет мог соответствовать любви, смелости и великодушию, а также крови, пролитой за церковь или государя. В состав герба наряду со щитом входил и девиз – краткое изречение, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков. Часто наследник двух знатных родов принимал герб, в котором сочетались гербы отца и матери. Со временем гербы становились всё сложнее и разнообразнее, но опытный глаз почти всегда мог определить, кто владелец герба, чем знамениты его предки, с какими семьями он в родстве. Обычай пользоваться гербами оказался столь заразительным, что их стали заводить и духовные лица, и города, и объединения горожан. А из гербов правителей позже появились гербы государств.

Воспитание рыцаря. Рыцарями не рождались. Это тяжёлое занятие требовало храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки. С семи лет мальчики из знатных семей обычно покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться. Они усваивали изысканные придворные манеры, учились петь и танцевать. Им немало рассказывали о христианской вере, гораздо меньше – об истории и географии. Читать и писать учили не всегда – считалось, что рыцарь может обойтись и без этого. И только к концу Средневековья положение стало меняться. Со времён Каролингов существовала поговорка: «Кто ни разу не вскочив на коня, до 12 лет остаётся в школе, не годен ни на что более путное, чем стать священником». Обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем рыцаря: прислуживал, всюду сопровождал его, помогал в сражении. Лишь после нескольких лет такой службы оруженосец мог стать рыцарем. Для этого надо было пройти церемонию посвящения в рыцари. Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в часовне. Он посвящал своё оружие Богу, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановления справедливости, борьбы с неверными. На следующий день ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом. Церемония завершалась показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен бы на скаку пронзить мишень копьём.

В замке. «Мой дом – моя крепость». Не тогда ли возникла эта поговорка, когда надежное жилище действительно должно было быть крепостью? Замок – воплощение духа Средневековья с его постоянными войнами. Вся Европа покрылась тогда густой сетью каменных твердынь; в одной только Франции их насчитывалось не менее 40000. Сначала замок представлял собой деревянную (реже каменную) башню – донжон, возведённую на холме. Башня и соседние постройки были окружены рвом, валом и частоколом. (Частокол – забор из тесно вбитых кольев.) С развитием военного дела частокол сменился двумя-тремя кольцами каменных стен с угловыми башнями и бойницами. (Бойница – отверстие для стрельбы в оборонительном сооружении, в стене.) Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Преодолев ров, осаждавшие оказывались у стен – под обстрелом защитников. Подъёмный мост и единственные въездные ворота в замок были самым уязвимым местом, а потому укреплялись наиболее тщательно. Если нападавшим удавалось захватить внешнюю стену или прорваться через ворота, они оказывались в нижнем дворе замка, где были расположены конюшни, кладовые и мастерские. Чтобы попасть отсюда в верхний двор, где находились дом феодала и замковая часовня (капелла), предстояло захватить ещё одну линию укреплений. Последним рубежом обороны был могучий каменный донжон. Запасы воды и продовольствия позволяли замку выдержать многомесячную осаду. Если удержать его не удавалось, то по подземному ходу можно было выбраться в соседний лес или овраг. Замок редко брали штурмом: чаще успех нападавшим приносили внезапность, хитрость или измена. Часовня – маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.

Предоставляя столь ценимую в те времена безопасность, замок, однако, не был уютным. Капелла – в католической и англиканской архитектуре: домашняя церковь или часовня. Нередко в его комнатах было темно и холодно, ведь оконных стёкол Европа ещё не знала, а немногочисленные камины не прогревали каменную громаду замка. И в будни, и в праздники замок был центром общественной жизни всей округи. Здесь жили сеньор с семьёй и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. Сюда заглядывали бродячие торговцы, рассказывали новости зашедшие переночевать паломники. Хозяин замка принимал своих гостей в парадном зале. Стены его часто были украшены оружием, доспехами, охотничьими трофеями. Здесь давали пиры, звучали стихи и песни странствующих певцов и поэтов. Хозяев и гостей развлекали карлики и шуты. Рыцарская культура. В рыцарских замках, при дворах сеньоров блестящего расцвета достигла культура, известная под названием рыцарской. В основе её лежала особая система ценностей, то есть совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Любой рыцарь подчинялся определённым правилам поведения (так называемый кодекс рыцарской чести); в противном случае другие рыцари его осуждали. Кодекс рыцарской чести отличал рыцарей от остальных членов общества, особенно от простолюдинов. Рыцарь должен быть храбрым в бою и верным сеньору, защищать христианскую веру и покровительствовать слабым. Самым страшным пороком рыцаря считалась трусость, честь же оценивалась, безусловно, выше, чем жизнь. На войне рыцари часто грабили мирное население, но богатства нужны были им только для того, чтобы их демонстративно потратить. Сеньоры давали роскошные пиры, устраивали празднества, наделяли вассалов богатыми подарками. Все знали: чем сеньор щедрее, тем больше вассалов он соберёт под свои знамёна в следующем походе; а значит, у него больше шансов захватить богатую добычу, опять-таки чтобы щедро раздать её вассалам.

Важным проявлением рыцарской культуры было умение вести себя при дворе, в особенности по отношению к дамам. Это умение принято называть куртуазностью (от французского слова court – двор). Считалось, что настоящий рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму, прославлять её своими подвигами и добиваться её любви. Далеко не всегда он испытывал те чувства, о которых слагал стихи, часто это была просто изящная придворная игра, но она воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов. Зато в отношениях с другими членами общества рыцарь часто позволял себе и грубость, и жестокость, и ложь. Будучи воином, рыцарь неизбежно привыкал к крови и насилию, грабил крестьян и купцов.

Рыцарская культура складывалась из многих компонентов. Это и замки, и гербы, и турниры, и пиры. Многие рыцари были прекрасными поэтами. Особенно славились трубадуры – странствующие рыцари-поэты южнофранцузской области Прованс. Они сочиняли изысканные стихи о любви и о рыцарских доблестях. В северной Франции рыцарей-поэтов именовали труверами, в Германии – миннезингерами (то есть «певцами любви»). Наряду с лирическими стихами при дворах часто звучали эпические поэмы о героях былых дней: французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моём Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах». Обычно в основе их сюжета лежали реальные события, но сильно изменённые фантазией сказителей. Сочинялись и рыцарские романы, в которых рядом с рыцарями и прекрасными дамами действовали колдуны, карлики, драконы. Особой популярностью пользовались романы о короле Артуре и рыцарях круглого стола.

ИЗ СИРВЕНТЫ(ПЕСНИ) ПРОВАНСАЛЬСКОГО ТРУБАДУРА, РЫЦАРЯ БЕРТРАНА ДЕ БОРНА (ОКОЛО 1140-1215) Лишь тот мне мил среди князей, Кто в битву ринуться готов, Чтоб пылкой доблестью своей Бодрить сердца своих бойцов, Доспехами бряцая. Я ничего за тех не дам, Чей меч в бездействии упрям, Кто, в схватку попадая, Так ран боится, что и сам Не бьёт по вражеским бойцам. Вот, под немолчный стук мечей О сталь щитов и шишаков, Бег обезумевших коней По трупам павших седоков! А стычка удалая Вассалов! Любо их мечам Гулять по грудям, по плечам, Удары раздавая! Здесь гибель ходит по пятам, Но лучше смерть, чем стыд и срам!

Учитель: Рыцарство и рыцарская культура, расцвет которых приходится на XII-XIII века, стали яркой страницей истории Средневековья.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: