Закрепление изолированного произнесения поставленного звука




Пояснительная записка

 

Методическое пособие предназначено молодым логопедам, начинающим свою профессиональную деятельность в дошкольном образовательном учреждении и на школьном логопедическом пункте общеобразовательной школы.

Опыт показывает, что молодые логопеды, приступая к практической деятельности, владеют преимущественно теоретическими основами коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию. Однако при разработке индивидуальных занятий и написании конспектов возникают затруднения, касающиеся использования игровых приемов. Очень часто, подобрав речевой и наглядный материал для занятия, логопеды затрудняются в качественном преподнесении этого материала детям в ходе занятия. Задания часто дублируются, повторяются на протяжении ряда занятий. Это снижает интерес детей, их речевую активность.

Данное пособие поможет начинающим специалистам разнообразить свои занятия, сделать их непохожими друг на друга. Предлагаемые игровые приемы – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую логопеды пополнят свою педагогическую копилку собственными разработками.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Чаще выделяют следующие этапы:

1. Подготовительный этап

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации звука

4. Этап дифференциации звуков

Эти этапы определяются целями и задачами коррекционной работы.

При составлении индивидуальных занятий надо помнить, что занятие должно быть четко структурировано. Оно должно включать в себя:

· развитие артикуляционной моторики;

· формирование воздушной струи;

· развитие фонематического восприятия;

· отработку произносительного навыка (в зависимости от этапа работы над звуком);

· отработку лексико-грамматических конструкций;

· развитие неречевых психических процессов;

· развитие мелкой моторики.

Составляя конспект занятия, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а затем в словах.

Лексический, грамматический материал, игры и упражнения на развитие психических процессов подбираются с учетом речевых возможностей ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевая работа строится на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения включают в себя отрабатываемый звук.

Особенностью индивидуального занятия на этапе постановки звука является то, что подходы к постановке звука проводятся в течение занятия неоднократно (не менее 3х раз). Эти подходы чередуются с заданиями по реализации других целей.

Кроме того, следует принимать во внимание и ведущую деятельность дошкольника – игру. Это значит, что индивидуальные логопедические занятия, как и любые другие занятия с дошкольниками (а также и с младшими школьниками), должны включать в себя сюрпризные моменты, увлекательные задания и упражнения, в ходе выполнения которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

Приведем некоторые игровые приемы, которые можно использовать при составлении индивидуальных занятий на различных этапах работы над звуком.

Этапы работы над звуком

 

Подготовительный этап

 

Артикуляционная гимнастика

Сказка о Веселом Язычке

Жил - был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался. (Вот так!) Открыл он однажды широко двери своего домика. (Вот так широко!), вышел, погрелся на солнышке. (Вот такой плоский, ленивый!) Потом пошел дальше, дальше. (Вытянулся вперед вот так!) Посмотрел Язычок на солнышко, посмотрел под ноги, потянулся вверх, наклонился вниз. (И еще разок, вот так!)

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часы: маятник на часах бегал из стороны в сторону. (Вот так!) «Пора пить чай» - подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку. (Вот такую!) На чай к Язычку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка. (Вот такая!) Индюк выпил чай и весело заболботал. (Вот так!)

Потом друзья вместе пошли к Лошадке. Она весело скакала и цокала копытами. (Вот так!) Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать. (Вот так!)

Устал Веселый Язычок, вернулся домой, лег спать, а во сне увидел Индюка, Лошадку и новый барабан. (При необходимости эти упражнения можно повторить для закрепления)

История «Про Машу»

В одном домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красивым забором. (упр-е «Забор») Чтобы зайти во двор, нужно открыть ворота.(упр-е «Ворота») Домик у Маши красивый, с круглыми окошечками.(упр-е «Окошко») Сегодня Маша печет блины. (упр-е «Блинчик») Блины горячие, их нужно остудить. (упр-е «Подуй на блинчик») К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку. (упр-е «Чашечка») Чай горячий, Маша дует на чай. (упр-е «Фокус») Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку. (упр-е «Вкусное варенье») Выглянуло солнышко и Маша прикрыла окошко шторкой. (упр-е «Парус») Ветерок дует на шторку. (упр-е «Подуй на парус»), а Маша слушает, как шторка шуршит: шшш.

Игрушки - дразнилки

В комплект к игрушке прилагаются широкий и плоский языки. Логопед манипулирует игрушкой, объясняя ребенку артикуляционное упражнение.

Гимнастика в стихах

«Чашечка»

Язык широкий покажи

И края приподними.

Получилась чаша

С очень вкусной кашей.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть опущу.

«Вкусное варенье»

Дала мама в воскресенье

Очень вкусное варенье.

Мы все кушали, старались,

Наши губки замарались

«Красим потолок»

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Маляру мы помогаем,

Ниже челюсть опускаем.

Что мы видим - покажем

«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр». Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») небо.

«Чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать языком (как цокает копытами лошадка)

Фонематическое восприятие

Веселые стихи. Логопед читает ребенку стихи, насыщенные звуком, произношение которого нарушено у ребенка и подготовка к постановке которого ведется.

Свистящие стихи

Слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат.

Немного покатался

И … самокат сломался.

Рычащие стихи

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

Шипящие стихи

Для Мишутки – малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И на ушко Маше скажет:

Спасибо!

Гудящие стихи

Мышка мыла мылом нос,

Мыла уши, мыла хвост.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Антошка учится говорить. Ребенок слушает слова и показывает картинку лишь тогда, когда логопед называет ее правильно.

Масына – нашина – машина – мафына – машима – машина

Фамолет – санолет – самолет – самонет – тамолет – самолет

Послушай и покажи. Логопед поочередно называет слова, а ребенок работает с парами соответствующих картинок, показывая ту, название которой он услышал. Картинки подбираются на звук, постановка которого предстоит, и смешиваемые либо сходные по звучанию звуки.

Где ш апки?

А где тапки?

Где Жучка?

А где р учка?

Где л учок?

А где жучок?

Формирование воздушной струи. Используя тот или иной игровой прием, логопед отрабатывает необходимый для конкретного звука способ подачи воздушной струи.

1. «Забей» мяч в ворота.

2. Кто спрятался за ширмой?

3. Листья летят.

4. Веселый султанчик.

5. Помоги бабочке.

6. Послушная катушка.

7. Высушим белье

8. Чей шар выше?

9. Веселые гонки

10. Достань яблочко

11. Сдуй снежинку.

12. Веселая регата.

Игровые приемы постановки. Волшебная палочка, волшебная лопаточка – ими могут оказаться в руках логопеда зонд или шпатель. А чтобы процесс постановки звука не оказался для ребенка однообразным и скучным можно использовать следующие игровые приемы.

1. Бродим в камышах, по лесу (ш)

2. Накачаем колесо (с)

3. Учим змейку шипеть (ш)

4. Каша варится (ш)

5. Веселая пила (л)

6. Отправляемся в полет, дальнее плавание (л)

7. Учим щенка (тигренка) рычать (р)

8. Ремонтируем машину (р)

Примечание: Эти упражнения можно использовать как при постановке звука (механическим способом или по подражанию), так и при закреплении изолированного произнесения звука.

Закрепление изолированного произнесения поставленного звука

 

Звукам подражаем

1. Веселый моторчик (р-р-р)

2. Мышка шуршит в норке (ш-ш-ш)

3. Пила пилит и поет (л-л-л)

4. Чайник закипает (с-с-с)

Какой звук потерялся?

· *ыба

· *ампа

· *апка

· *анки

· *оза

· *ошадь

· *уба

· *умка

Ребенок слушает слова, при необходимости сопровождаемые показом картинок, и называет потерявшийся (пропущенный логопедом) звук.

Доскажи словечко

· забо...

· Его...

· кома...

· помидо...

Ребенок произносит звук, который не договаривает при демонстрации картинки логопед.

Антошка научился рычать (шипеть, свистеть…)

Ребенок демонстрирует правильное произнесение поставленного звука.

Звери в зоопарке (ребенок может рычать, как тигр: р-р-р, трубить, как слон: л-л-л, шипеть, как змея: ш-ш-ш и т.д., закрепляя поставленный звук).

Фонематическое восприятие

Берегись автомобиля (услышав звук р ребенок показывает красный кружок: л,д, р, з, к, р…).

Кораблик в тумане (услышав гудок кораблика: л-л-л, ребенок зажигает маяк – желтый кружок: м, н, л…).

Горшок каши (услышав, что каша плывет из горшка, шипит: ш-ш-ш, ребенок звонит в «волшебный» колокольчик).

Жук в ладошке (услышав, что жук зажужжал в ладошке: ж-ж-ж, ребенок раскрывает ладошку, «выпуская» жука).

Какой шарик лопнул? (ребенок указывает на тот шарик, который выпускает воздух и свистит: с-с-с).

Поймай комарика (услышав комарика: з-з-з, ребенок хлопает в ладоши).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: