№ | Уровень на "3" | Уровень на "4" | Уровень на "5" |
1. 1. | Какие признаки характеризуют человека как индивида, индивидуальность, личность? В чём твоя индивидуальность? Что такое социализация? Какие этапы проходит личность в процессе социализации? Назови группы агентов социализации. Выполни предложенные задания по тексту приложения | Какие признаки характеризуют человека как индивида, индивидуальность, личность? Приведи примеры. Дайте личностную характеристику одного из исторических деятелей нового времени (Наполеона Бонапарта, Джузеппе Гарибальди, Чарльза Дарвина, Отто фон Бисмарка и др.). Каким образом ближайшее окружение человека повлияло на развитие его личностных качеств? | Объясните смысл высказывания «Человек – существо биосоциальное». Составьте схему «Агенты социализации», объясните принцип построения схемы. Дайте личностную характеристику одного из исторических деятелей нового времени. Каким образом ближайшее окружение человека повлияло на развитие его личностных качеств? |
2. | Определите понятие «общество» в широком и узком смысле слова. Что такое общественные отношения? Назови основные сферы жизни общества. Определите понятие «социальные нормы», назовите виды социальных норм. Опираясь на текст приложения, назовите примеры нормы – запрета, нормы – предписания, нормы – дозволения. | Определите понятие «общество» в широком и узком смысле слова. Сравните традиционное общество и индустриальное общество по критериям: ü господствующая форма собственности, ü определяющий тип производственной деятельности, ü основные социальные группы, ü господствующая форма мировоззрения, ü преобладающая форма правления ü преобладающая форма политического режима. | Определите понятие «общество» в широком и узком смысле слова. Используя исторический материал, объясните, каким образом промышленный переворот повлиял на изменение социальной структуры общества. Выскажи свое мнение в отношении утверждения «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Свою позицию аргументируйте социальными, историческими фактами или примерами из литературных произведений. |
3. | Назовите основные сферы жизни общества. Приведите примеры социальных отношений, характеризующих указанные области. Что такое эволюция? Что такое революция? | Объясните понятие "модернизация". Определите основное содержание процесса модернизации в основных сферах жизни общества. Каким образом модернизация повлияла на сферы жизни европейского общества первой половины XIX века? | Объясните понятие "модернизация". Определите основное содержание процесса модернизации в основных сферах жизни общества. Чем можно объяснить неравномерность развития стран в эпоху нового времени? |
4. | Дайте определение понятия "глобальные проблемы". Назовите глобальные проблемы современности. Определите по тексту приложения, о какой глобальной проблеме идет речь. Выполните задания по тексту. | Дайте определение понятия "глобализация". В чём проявляется противоречивость глобализации? Назовите характерные черты глобальных проблем. Какие глобальные проблемы породил XIX век? Охарактеризуйте одну из них. | По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI веке – эпохе Великих географических открытий. Выскажи свое отношение к данной позиции. Свою точку зрения аргументируй. |
5. | Определи понятие культура. Какие элементы включает духовная сфера жизни общества? Что такое культурные ценности? Используя текст Конституции, назови статьи, закрепляющие культурные права человека. | Определи понятие культура. Что представляет собой духовная сфера жизни общества? Одной из конституционных обязанностей граждан России является сохранение культурных ценностей. Объясните важность этой деятельности: а) для личности, б) для государства, в) для развития общества. | Вам поручено подготовить доклад по теме "Духовная сфера жизни общества". Составьте план в соответствии, с которым вы будите освещать эту тему. Подумайте, какие понятия, и какие проблемы должны быть освещены в этой теме? Раскройте один из пунктов вашего плана по выбору учителя. |
6. | Определи понятия: социальные нормы, мораль, право, нравственность, гуманизм. Объясни смысл выражений: «аморальный поступок», «нравственное поведение». Определи, о каких моральных нормах рассказывается в предложенной притче. | Составь схему из предложенных понятий: социальные нормы, мораль, право, нравственность. Объясни составленную схему. Назови отличительные признаки социальных норм. | Составь схему из предложенных понятий: социальные нормы, мораль, право, нравственность, добро, зло, закон, гуманизм. Объясни составленную схему. Объясни одно из предложенных высказываний (с. 44 – 45 учебник «Обществознание»), выскажи свое отношение к изложенной позиции, аргументируй свою позицию. |
7. | Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "долг"? Приведи пример. Что такое объективные обязанности? Приведи пример. Что такое долг общественный и долг моральный? Приведи примеры. Что такое совесть? Приведи пример. В чём заключается моральный выбор человека? Приведи пример ситуации морального выбора. | Каким образом долг связан с совестью. При ответе используй примеры социальной жизни. В чём заключаются объективные обязанности? При ответе используй примеры социальной жизни. В пьесе отечественного драматурга В. Розова есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». На что Володя отвечает «Должен, должен… Никому я ничего не должен!». Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций. | Объясните взаимосвязь общественного и морального долга? Используя исторический материал, объясни, в чём видел свой общественный долг Джузеппе Гарибальди? Объясни одно из предложенных высказываний (с. 52, учебник «Обществознание»), выскажи свое отношение к изложенной позиции, аргументируй свою позицию. |
8. | Что такое образование? Используя текст Конституции РФ, определи, статьи, которые реализуют право на образование. Назови основные элементы образовательной системы РФ и главное назначение каждого из элементов. | Что такое образование? Используя текст Конституции РФ, определи, статьи, которые реализуют право на образование. Назови основные элементы образовательной системы РФ. Чем объяснить необходимость получения основного общего образования? Определи роль самообразования в твоей учебной деятельности. | Составь схему «Образование в РФ». Объясни используемые элементы и порядок их расположения в схеме. Чем объяснить необходимость получения основного общего образования? Объясни, почему число учебных предметов в современной школе больше, чем в школе середины ХХ века. |
9. | Что такое наука? Что такое Нобелевская премия? Кто из наших соотечественников и за что был удостоен Нобелевской премии? | Что такое наука? Как доказать, что роль науки в современном обществе все более возрастает? Расскажи об одном из наших соотечественников - лауреате Нобелевской премии. | Составь схему «Наука». Объясни используемые элементы и порядок их расположения в схеме. Чем объяснить, что наука выходит за рамки отдельных стран? Почему в современном обществе в научной деятельности возникают этические проблемы? |
10. | Что такое религия? Что такое церковь? Назови храмы и церкви нашего города. Перечисли особенности религиозной веры. Назови функции религии в обществе. Используя текст Конституции РФ, назови статьи, закрепляющие право вероисповедания и права верующих. | Что такое религия? Что такое церковь? Охарактеризуй особенности религиозной веры. Определи значение религии в жизни общества. В чем заключается принцип свободы совести? Каким образом он реализуется в нашей стране? Охарактеризуй основные идеи и символы одной из наиболее распространенных в нашем городе религий. | Что такое религия? Охарактеризуй особенности религиозной веры. Определи значение религии в жизни общества. Каким образом принципы свободы совести и свободы вероисповедания реализуются в нашей стране? В чем отличие секты от церкви? Определи свою позицию и выскажи аргументированную точку зрения по одной из представленных ситуаций, описанных в заданиях 2, 3раздела «В классе и дома» на с.82 учебника «Обществознание». |