Рабочая программа
Специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок»
Кафедра Коммерции и логистики
Курс 4 (Д), 4 (З), 2 (с/с)
Количество недель практики 4 (Д), 4 (З), 4 (с/с)
Общий бюджет времени 160 (Д), 160 (З), 160 (с/с) часов
Форма контроля – экзамен
Ростов-на-Дону
2009 г.
Рабочая программа по учебной дисциплине
Производственная практика
Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности или направлению
«Логистика и управление цепями поставок»
(наименование специальности или направления)
Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования специальности 080506 – «Логистика и управление цепями поставок» специализации – «Логистика в торговле».
Рабочая программа составлена профессором Альбековым А.У., профессором Митько О.А., доцентом Грапенко В.В., доцентом Согомонян С.А., ген. директором ОАО «Ростовкомбытоптторг» Белоусовым А.Г.
Рассмотрена на заседании кафедры Коммерции и логистики, протокол № ____ от «____» _______________ 200 г.
Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор А.У. Альбеков
Одобрена советом специальности при профилирующей кафедре или советом по базовому направлению 080506 «Логистика и управление цепями поставок».
Председатель совета
д.э.н., профессор А.У. Альбеков
«___» __________ 200 г.
Согласовано:
Декан факультета Коммерции и маркетинга
д.э.н., профессор Д.Д. Костоглодов
Начальник УМУ
к.э.н., доцент Е.А. Иванова
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Производственная Практика студентов специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" проводится с целью выработки практических навыков по организации и управлению процессами и материальными потоками предприятия, закрепления теоретических знаний, полученных в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» в соответствии с учебным планом.
Основными задачами практики являются:
- изучение организации и управления материальными и товарными потоками в сфере обращения на этапе заготовки материальных ресурсов и в сфере производства;
- изучение организации и управления материальными, информационными потоками на этапе доведения готового товара до потребителя.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Производственная практика может проводиться на промышленных предприятиях, предприятиях оптовой торговли средствами производства, в оптово-посреднических, розничных фирмах и компаниях, коммерческих центрах и на других предприятиях и организациях независимо от формы собственности, имеющих право юридического лица.
РГЭУ «РИНХ» устанавливает конкретные места прохождения практики студентов и заключает договора установленного образца с предприятиями и организациями.
Студентам также предоставляется право самостоятельно найти место практики, которое должно обеспечить возможность выполнения настоящей программы.
На практику студенты направляются по приказу РГЭУ «РИНХ» в сроки, установленные учебным планом. На местах практики студенты полностью подчиняются правилам внутреннего распорядка, установленным на предприятии, при необходимости проходят инструктаж по технике безопасности соответствующих рабочих мест.
Руководство практикой осуществляет преподаватель кафедры Коммерции и логистики (КиЛ) и специалист соответствующего подразделения по месту прохождения практики. Допуск студентов на места практики и назначение руководителем практики специалиста предприятия производится по приказу руководителя соответствующего предприятия.
Руководитель практики от кафедры КиЛ обязан:
- провести организационное совещание со студентами перед началом практики и ознакомить их с содержанием настоящей программы;
- выдать студенту индивидуальное задание и дневник прохождения практики;
- организовать распределение студентов по местам практики и проконтролировать выполнение ими настоящей программы;
- проводить групповые и индивидуальные консультации на базах практики;
- принять от студентов отчеты по практике, проверить их и организовать защиту;
- сдать защищенные отчеты на кафедру КиЛ;
- работая с отчетной документацией не разглашать информацию, которая по действующим правилам является конфиденциальной.
Руководители практики имеют право:
- отстранять студента от прохождения практики в случае нарушения внутреннего распорядка работы предприятия-базы практики (студент, отстраненный от практики с соответствующим представлением направляется в деканат факультета);
- перемещать студента с одного участка практики на другой, если это не повлечет невыполнение программы практики;
- давать представление в деканат о продлении срока прохождения практики студентов, не выполняющих программу практики;
- вносить дополнения и изменения в настоящую программу по согласованию с заведующим кафедрой КиЛ.
Руководитель практики от предприятия обязан:
- вместе с руководителем практики от кафедры согласовать сроки прохождения практики;
- предоставить практикантам рабочее место и ознакомить их с правилами внутреннего распорядка коммерческого предприятия;
- оказать помощь студентам в сборе необходимой информации для написания отчета и курсовой работы;
- проводить индивидуальные или групповые консультации;
- ставить в известность руководство кафедрой о всех нарушениях графика прохождения практики и трудовой дисциплины;
- заполнить дневник, в котором отмечаются деловые качества практиканта, умение самостоятельно анализировать основные показатели деятельности коммерческого предприятия и планировать эти показатели на будущий год, его дисциплинированность, какое участие принимал в практической деятельности предприятия, как использовал приобретенные знания для улучшения работы предприятия и т.д.
- завизировать дневник и отчет о практике.
Студент имеет право:
- самостоятельно найти место прохождения практики;
- выполнять программу практики на рабочем месте и в случае принятия его на временную работу совмещать практику с работой;
- в письменной и устной форме высказывать руководителям практики замечания и предложения по организации практики;
- по согласованию с руководителем практики от кафедры КиЛ поменять место практики.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ
Программа практики включает следующие основные разделы:
3.1. Организация и предмет деятельности предприятия.
3.2. Ресурсы коммерческого предприятия
3.3. Информационное обеспечение деятельности предприятия.
3.4. Логистика производственных процессов и сбытовая (распределительная) логистика.
3.5. Закупочная логистика предприятия - производителя.
3.6. Закупочная Логистика предприятия - сферы коммерческого посредничества.
3.7. Сбытовая логистика предприятия сферы коммерческого посредничества.
3.8. Логистика складирования.
3.9. Логистика запасов.
3.10. Транспортная логистика.
3.11. Маркетинговая деятельность предприятия.
3.12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
При прохождении практики в посреднических организациях в отчет включаются разделы: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Если базой практики является промышленное предприятие, то в отчет о практике включаются разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12.
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
По данному разделу необходимо изучить и отразить в отчете:
-историю создания предприятия, учредительные документы;
-организационную структуру предприятия, состав, задачи и функции его основных и управленческих подразделений, составить организационную структуру управления предприятием;
- цели и стратегии развития предприятия, охарактеризовать основные факторы внешней среды;
- формирование образа, культуры имиджа и фирменного стиля предприятия;
- состояние учета, планирования и анализа на предприятии.
- выполнить анализ основных показателей деятельности, их динамику, структуру за 2 последних года и в результате дать оценку сильных и слабых сторон предприятия. Эти требования обязательны для всех аналитических разделов программы.
3.2. РЕСУРСЫКОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В указанном разделе необходимо изучить и отразить в отчете нижеследующие вопросы:
- основные фонды предприятия, их состав и структура, источники формирования имущества предприятия, возрастной состав основных фондов.
- оборотные средства предприятия, их состав и структура;
- квалификационный и профессиональный состав кадров коммерческого предприятия, штатное расписание предприятия, система найма, основные положения контракта либо договора найма, действующие системы привлечения, отбора и обучения работников, повышения квалификации персонала, стимулирования труда;
- произвести анализ производительности труда (в сопоставлении с темпами роста объема реализации) и оценить возможности повышения производительности труда.
3.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
По данному разделу необходимо выполнить:
-охарактеризовать подразделения, осуществляющие сбор, обработку и хранение информации на предприятии; их обязанности и функции;
-дать оценку информатизации управленческой деятельности, источников и каналов поступления информации, системы сбора, обработки внешней информации и получения внутренней информации;
-дать анализ компьютеризации управленческой деятельности и оценку эффективности использования ЭВМ и Интернет;
-дать предложения по совершенствованию информационного обеспечения предприятия.
3.4. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) ЛОГИСТИКА
Необходимо изучить и отразить в отчете:
- эффективность организационного построения службы сбыта, распределение прав, обязанностей, сложившейся системы взаимоотношений с другими подразделениями предприятия;
-состояние планирования и анализа показателей производства и сбыта продукции;
- состояние производственных мощностей и научно-технического потенциала предприятия;
- дать оценку состояния отрасли, ключевых факторов успеха для отрасли и перспектив ее развития;
- проанализировать производимую предприятием продукцию, выявить ее сильные и слабые стороны.
- проанализировать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции и состояние работы по ее обновлению и усовершенствованию, разработке ассортиментной политики на предприятии;
- определить круг реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать сильные и слабые стороны конкурентов и данного предприятия;
- выполнить анализ структуры, качества, ритмичности выпуска продукции;
- проанализировать выполнение договорных обязательств;
- проанализировать динамику объемов реализации продукции, выполнение плановых показателей, выявить основные факторы изменения объема реализации продукции;
- проанализировать в динамике за 2 года в поквартальном разрезе изменение объемов производства, ассортимента, реализации, остатков готовой продукции, себестоимости, прибыли от реализации продукции;
- оценить сложившуюся систему формирования взаимоотношений с потребителями, поиска новых и закреплению традиционных потребителей;
- проанализировать рынки сбыта, охарактеризовать его сегменты;
- изучить географию сбыта продукции, каналы товародвижения, выявить основных потребителей, классифицировать их по объему, стабильности закупок, формам расчета и т. д.;
- провести оценку эффективности каналов распределения продукции;
3.5. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ – ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
По данному разделу необходимо изучить и отразить в отчете:
- номенклатуру используемых материальных ресурсов;
- провести анализ структуры закупок материальных ресурсов с использованием АВС и ХYZ – анализа;
- оценить используемых при закупке материальных ресурсов поставщиков и посредников;
-оценить состояние организации и планирования закупок на предприятии, управления материальными ресурсами;
- анализ стратегий снабжения;
- анализ организации хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов, поиску и выбору поставщиков;
- анализ состава и динамики затрат на закупочную деятельность и показателей деятельности службы отдела закупок, отдельных работников;
-анализ выполнения плана материально-технического снабжения и обеспеченности производства материальными ресурсами;
-анализ использования материальных ресурсов;
-анализ состояния, динамики производственных запасов и выполнения их норм;
- определить удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, в объеме продаж, динамику этих показателей за 2 года.
3.6. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫКОММЕРЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
По данному разделу необходимо изучить и отразить в отчете следующие основные вопросы:
- организационную структуру и функции группы (отдела) по закупкам товаров;
- анализ конъюнктуры рынка по профилю деятельности предприятия;
- хозяйственные связи по процессу закупки товаров, поиск и критерии выбора поставщиков, оценка их надежности, методы заключения сделок;
- содержание и порядок заключения договора поставки, анализ выполнения договорных обязательств;
- оценка состояния планирования объема закупок;
- определение метода закупок;
- организация завоза товаров, приемки и оформления их на складе;
- дать оценку работы подразделений, занимающихся закупкой товаров;
- провести анализ структуры закупок товаров с использованием АВС и ХYZ – анализа;
3.7. СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СФЕРЫКОММЕРЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
Необходимо изучить и отразить в отчете:
- организационную структуру подразделений по продаже товаров, основные их задачи и функции;
- применяемые методы изучения спроса, прогнозирования продаж торговыми посредниками, разработки ассортиментных планов;
- оценить ассортимент реализуемой продукции: ширину и глубину ассортимента, возможности расширения ассортимента, упорядочение и обновление ассортимента;
- оценить целевые сегменты;
- описать используемые методы установления цены (наценки), действующую политику ценообразования, применяемую на исследуемом предприятии;
- оценить состояние и качество обслуживания клиентов; состояние сервисного обслуживания клиентов (если имеет место);
- состояние учета, отчетности и анализа сбытовой работы предприятия;
- для системы оптовой торговли, помимо вышеперечисленного изучить дополнительно: каналы товародвижения, географии сбыта, характеристику посредников, методы их поиска и выбора;
- описать процесс получения и кодирования поставляемой продукции;
- оценить сложившуюся систему проверки качества и количества полученных товаров;
3.8. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
По указанному разделу необходимо изучить и отразить в отчете:
- структуру товарных запасов предприятия, по товарным (номенклатурным) группам;
- рассчитать показатели товарооборачиваемости (в днях, в числе оборотов) по каждой товарной (номенклатурной) группе;
- дать оценку состояния нормирования товарных запасов, определения оптимальной величины товарных запасов по предприятию в целом и по каждому виду товаров;
- провести анализ соблюдения нормативов товарных запасов по предприятию за один год (в сумме и в днях), при отсутствии нормативов (плановой величины) проанализировать динамику фактических остатков товаров на конец каждого месяца в увязке с динамикой объема продаж (товарооборота);
- изучить условия хранения товарных запасов, действующую систему оперативного контроля;
- изучить методику установления (расчета) общего количества товарных запасов на данном предприятии и определение интервала времени между заказами;
- определить принадлежность к системе управления запасами (с фиксированным размером заказа, с фиксированным интервалом времени между заказами, прочие системы).
3.9. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
По данному разделу изучить и отразить в отчете:
- состояние складского хозяйства предприятия, их техническое оснащение;
- описать организацию логистического процесса на складе: контроль за поставками, разгрузка и прием грузов, внутрискладская транспортировка и перевалка грузов, складирования и хранение грузов, комплектацию заказов и отгрузку:
○ транспортировка и экспедирование;
○ сбор и доставка порожних товароносителей;
○ контроль за выполнение заказов;
○ информационное обслуживание склада;
○ оказание дополнительных услуг клиентам;
- провести оценку системы складирования; оценить оптимальность размещения груза на складе, а также рациональность управления им по следующим показателям:
○ складируемая грузовая единица (поддоны, кассеты)
○ вид складирования;
○ оборудование по обслуживанию склада;
○ система комплектации;
○ управление перемещением груза;
○ обработка информации;
○ конструктивные особенности зданий и сооружений.
3.10. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
В указанном разделе изучить и отразить в отчете:
- виды транспортировки грузов предприятия;
- организация процесса транспортировки;
- состояние транспортного парка предприятия;
- документы, используемые при подготовке к отправке и сопровождению грузов;
- дать оценку: оптимальности грузопотоков всеми видами транспорта;
○ способам распределения перевозок между различными видами транспорта;
○ оптимальности комплектования групп товаров;
○ порядка заключения договоров на перевозку.
3.11. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
По данному разделу выполнить:
- охарактеризовать организацию маркетинговой деятельности, составить организационную структуру управления, оценить выполняемые на предприятии функции маркетинга, распределение задач, прав и ответственности между подразделениями и работниками;
-оценку состояния планирования маркетинговой деятельности и контроля;
-дать предложения по совершенствованию организации и планирования маркетинга на предприятии;
- проанализировать направления и методы проведения маркетинговых исследований;
- оценить использование результатов проведенных исследований для принятия управленческих решений;
- охарактеризовать используемые на предприятии методы маркетингового анализа, пакеты программ;
- описать используемые методы установления цены (наценки), действующую политику ценообразования и используемые ценовые стратегии;
-оценку различных методов стимулирования сбыта продукции и их эффективности;
3.12. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Необходимо выполнить:
-оценить организацию и планирование внешнеэкономической деятельности предприятия;
-дать оценку экспортных возможностей предприятия, экспортной товарной политики, конкурентоспособности продукции, ценовой политики, методов стимулирования сбыта;
-охарактеризовать рынки сбыта и выделить перспективные, выделить круг основных конкурентов и охарактеризовать их;
- отразить специфику работы коммерческого посредника по экспортно-импортным операциям, нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия;
- охарактеризовать содержание и порядок преддоговорной работы и усилий по совершении сделки, условия взаимодействия с таможенными органами, основные таможенно-лицензионные документы и порядок их оформления;
- показать механизм взаимодействия с банками; открытие и ведение валютных счетов, формирование валютного фонда предприятия;
- привести договоры с перевозчиками грузов, выбор перевозчика и условия перевозки;
- страхование сделок и валютных рисков;
- состояние организации международных расчетов со странами дальнего и ближнего зарубежья;
-анализ показателей внешнеэкономической деятельности;
-оценить эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия и использования маркетинга.
4. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Отчет составляется в период прохождения практики. Он должен быть построен в соответствии с разделами настоящей программы. В отчете должны быть даны предложения по улучшению работы коммерческого предприятия.
К отчету прилагаются все документы, заполненные студентами в период прохождения практики. Объем отчета должен составлять не менее 40 страниц рукописного текста без приложений. Отчет должен быть грамотно изложен, четко и аккуратно оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студенческим работам. Отчет брошюруется в папку, лицевая сторона которой является титульным листом отчета (приложение).
Полностью оформленный отчет с отзывом руководителя практики от предприятия представляется руководителю практики от кафедры КиЛ для проверки и защиты. Вместе с отчетом студент должен представить заполненный дневник практики, скрепленный печатью предприятия и заверенный подписью руководителя практикой от предприятия.
На основании полученного отчета руководитель практики от кафедры КиЛ принимает решение о допуске студента к защите отчета. Допуск студента к защите указывается на отчете, который вместе с рецензией руководителя практики от кафедры КиЛ передается студенту для защиты. При отсутствии отчета с соответствующими рецензиями комиссия вправе не допустить студента к защите.
Защита проводится на кафедре КиЛ комиссией в состав которой входят руководители практикой от кафедры и предприятия, а также другие преподаватели и специалисты предприятия.
Защищенный отчет с указанием даты защиты передается руководителем практики от кафедры КиЛ лаборанту кафедры. Отметки о защите отчета по практике проставляются руководителем практики от кафедры КиЛ в зачетной книжке и экзаменационной ведомости.
Студенты, не прошедшие практику в установленные учебным планом сроки, допускаются к прохождению практики только по решению факультета.
5. ЗАПОЛНЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Вместе с отчетом студент представляет руководителю практики от кафедры дневник прохождения практики, заверенный руководителем практики от организации/предприятия (скрепленный печатью).
Основным назначением дневника является отражение в нем работы, проделанной в организации, в период прохождения практики. Записи в дневнике делаются ежедневно.
Дневник практики имеет общепринятую форму.
В дневнике отражаются
- календарный план работы студента в период практики. Он составляется студентом совместно с руководителем практики от предприятия. Календарный план должен охватывать все разделы программы практики. Фактическое выполнение календарного плана выявляется на основании записей в дневнике;
- выполненная работа. Описывается краткое содержание выполненных работ.
- перечень изученной студентом литературы, справочников и отраслевых инструкций. В приложении к отчету следует дать краткую аннотацию изученных источников;
- выводы и предложения. В дневнике студент кратко характеризует, как была организована практика и что она дала студенту. Здесь же записываются замечания руководителей практики от кафедры и предприятия при проверках и консультациях;
- трудовая дисциплина студента в период практики. В дневнике записываются поощрения и замечания, полученные студентом во время практики;
- характеристика (оценка работы студента за период прохождения практики). Дается руководителем практики от предприятия, подписывается и заверяется круглой печатью предприятия;
- правильность своевременность и аккуратность заполнения дневника практики является обязанностью студента и учитывается при оценке. Дневник вместе с отчетом по практике сдается на кафедру при защите отчета;
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА
КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ЛОГИСТИКИ
О Т Ч Е Т
о прохождении производственной практики в
(название предприятия)
Специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок»
Курс
Группа
Студент Ф.И.О.
Руководитель практики от организации Ф.И.О.
Руководитель практики от института Ф.И.О.
Отчет допущен к защите "____" _________ 2009 г.
Отчет защищен с оценкой __________ "____"_________ 2009г.
Ростов-на-Дону
Экспертное заключение
Методического совета по базовому образованию (совета специальности при профилирующей кафедре) о рабочей программе по производственной практике, предусмотренной учебным планом подготовки специалиста 080506 «Логистика и управление цепями поставок».
Рассмотрев структуру, содержание и качество оформления рабочей программы по производственной практике учебного плана подготовки специалиста по направлению 080506 «Логистика и управление цепями поставок» методический совет по базовому образованию (совет специальности) отмечает:
- Рабочая программа производственной практики полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта подготовки 080506 «Логистика и управление цепями поставок»;
- Программа производственной практики полностью обоснована, соотношение объемов ее основных разделов выдерживается;
- Осуществлено согласование бюджета времени, отводимого на различные виды работ, предусмотренной базой производственной практики, с бюджетом на различные формы самостоятельной работы студентов;
- Информационно-методическое обеспечение занятий по направлению практики достаточное.
- На основании вышеизложенного совет предлагает утвердить рабочую программу производственной практики.
Председатель совета __________________________
Члены экспертной группы __________________________
__________________________
__________________________
«___» _________________ 200 г.