Петербург как новая концепция идеальной столицы




В начале 1716 года Петр во время поездки во Францию заказал уже тогда знаменитому архитектору Жан-Батисту Александру Леблону проект новой столицы. Архитектор составил генплан, или «Генеральный чертеж Санкт-Питербурху» на основе фиксационного плана, выполненного Д. Трезини, и, возможно (по Е. В. Анисимову), видовых гравюр А. В. Зубова.

Он предполагал расположить город на трех островах: Васильевском (главная часть города), Адмиралтейском и Городовом. В основу конфигурации застройки легла прямоугольная планировка, но, в отличие от достаточно простого плана Трезини с однообразной прямоугольной сеткой, Леблон подчинил направления планировки движению реки и выделил в застройке композиционные группы, которые Л. М. Тверской и вслед за ним другие исследователи условно называли «микрорайонами». Отличительной особенностью плана Леблона является обилие каналов, которые пронизывают весь город. Они обрамляют каждый квартал и присутствуют на каждой площади. Центральное место в композиции города должен был занять царский дворец, от него в разные стороны Васильевского острова расходились диагонали главных, наиболее широких улиц. На четырех перекрестках этих улиц, образуя в планировке острова центральный квадрат, располагались церкви. На плане зафиксированы наиболее важные постройки существующего города: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Галерный двор, церковь Исаакия Далматского, дворец Петра и пр. Этот план, не будучи реализован, оказал заметное влияние на образ Петербурга как европейского города. Он был награвирован и распространен в Европе и послужил созданию неких мифологических представлений о новой русской столице, а также стал определенной вехой в развитии градостроительного искусства страны. Развитие концепции трехлучия в европейском градостроительстве на протяжении нескольких столетий прошло определенное развитие. Римские расходящиеся лучи въездной площади дель Попполо имели своей исходной точкой обелиск, стоявший в центре площади. От обелиска как в театре начиналось парадное вхождение в барочный город. Версальские аллеи сходились к памятнику королю в парадном дворе королевского дворца. Укрупненный масштаб подчеркивал культ грандиозного дворцово-паркового комплекса эпохи классицизма. Новая концепция города периода просвещенного абсолютизма в Санкт-Петербурге усилила роль фасада здания в качестве организующей площадь основы. Исходящей точкой трехлучия стал парадный шпиль главного промышленного здания новой столицы, что отражало наступление Нового времени и наступающие новые, более крупные масштабы основной застройки. «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии Наук и Художеств». Составитель академик И. Ф. Трускотт и др., гравер И. Соколов и другие. Издан в Гравировальной палате Академии наук и художеств под руководством И. Соколова к 50-летию Санкт-Петербурга, им же по портрету Л. Каравакка гравирована фигура императрицы Елизаветы Петровны в правом нижнем углу, а также в правом верхнем углу – картуш с гербом Санкт-Петербурга и атрибутами наук, художеств, торговли и военного дела. План был издан в 1753 году тиражом 100 экземпляров (53х38 см, гравюра на меди, М 1:3350, ориентирован на юг) и отправлен во все основные библиотеки и многие правящие дворы европейских государств. При плане было сделано приложение с 12 различными видами города, главным исполнителем которых был известный художник–рисовальщик М. И. Махаев, поэтому план часто называют «Махаевским». Эти рисунки были исполнены в основном с натуры с использованием «камеры-обскуры»[1]. Работой этого устройства руководил художник Г. Валериани. Этот план стал признанным шедевром русского гравировального искусства (по Гисиной Е. Ф., Меньшиковой Е. В. и Киселеву И. В.). На этом плане видна складывающаяся в районе Адмиралтейства лучевая композиция, заложенная П. М. Еропкиным, жесткие регулярные районы на остальных островах и два многоугольных центра, вокруг которых группируется остальная застройка – Петропавловская крепость на Заячьем острове и Адмиралтейство на Адмиралтейском острове.

Облик Санкт-Петербурга в конце XVIII века. К последней трети XVIII века набережные города приобрели репрезентативный характер. Нева и другие реки стали получать парадное оформление, застройка вдоль них шла «сплошною фасадаю». В конце 60-х лет Екатерина II решила соорудить новый памятник первому русскому императору, Петру Великому. Авторами памятника стали французские скульпторы Этьен Морис Фальконе (1716–91) и Мари Анн Коло (1748–1821), которые работали в России в1766–78 гг. Для пьедестала была доставлена в Петербург гранитная скала массой 1600 тонн. Доставкой камня, его установкой, а затем и планировкой всей Сенатской площади занимался Ю. Фельтен. Бронзовая конная статуя Петра на огромном куске скалы была официально открыта в 1782 году. Памятник получил поэтическое имя «Медный всадник» и очень быстро стал одним из главных символов Санкт-Петербурга. Большую роль в образе города играли элементы благоустройства набережных. В 1770 – 80-х годах по проектам Ю. Фельтена были созданы гранитные набережные Невы, а чуть позже каменное благоустройство получили Мойка, Фонтанка и Крюков канал. Индивидуальный подход к озеленению, большое количество скульптуры как созданное специально, так и привезенное из дальних стран, например, скульптуры египетских сфинксов из древних Фив, специальное оформление спусков к воде, индивидуальные мосты и пешеходные мостики – все это сделало облик Петербурга неповторимым и уникальным. При общем достаточно строгом, классицистическом решении основных массивов застройки элементы благоустройства набережных и площадей придали городу необычно поэтический и монументальный облик новой северной столицы непохожей на другие города. В области градостроительства в начале XIX века продолжались процессы, начатые в эпоху «просвещенного абсолютизма», но постепенно они сменялись новыми требованиями, выдвигаемыми наступающей индустриализацией городов.


[1] Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1— 5 мм) создают перевёрнутое изображение на экране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: