Для чего и как изучать конфликты?




Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно

сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то до-

стичь. но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем

неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы

не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то род-

ственники или те, с кем мы вместе работаем, полагают, что вы

сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами не-

верно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны

неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуа-

цию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непо-

нимание, которое постепенно перерастает в недовольство, созда-

ется обстановка неудовлетворенности, социально-психологичес-

кого напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать

какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть се и

вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не

нужно этого делать: просто не следует обращать внимание на то,

как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно

знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы

проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько

иного рода: и вы, и ваш коллега претендуете на определенное бла-

го, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Та-

кая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования,

соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и

просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли

компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут разви-

ваться отношения между людьми в момент состязания или кон-

курса. и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-

что о конфликтах, о том, что такое конфликт.

Третий пример приведем из отношений между большими груп-

пами людей. Открыто крупное месторождение газа. Освоение его

даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нане-

сет огромный ущерб окружающей местности, экологическому рав-

новесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни

местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мне-

ния людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апелли-

руют к прогрессу и экономическим интересам, другие - к эколо-

гическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и куль-

туру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко пре-

вращается в групповой и личностный конфликт, который в конце

концов получает какое-то разрешение. Чтобы найти оптимальное

решение, нужно обладать не только знанием экономических рас-

четов, но и знанием того, как развиваются подобные конфликты.

Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение

точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производ-

ственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода

конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Что-

бы выработать верную линию поведения в различных конфликт-

ных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как

люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культу-

ру общения и делает жизнь человека не только более спокойной,

но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными

группами концентрируются в сфере политики. Политика есть не что

иное как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству кон-

фликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого

сообщества наблюдается соединение в одном лице функций прави-

теля и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный

защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и

кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и

должником, продавцом и покупателем, претендентами на наслед-

ство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих роди-

телей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика - не только область примирения кон-

фликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством про-

воцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти

стремятся не все, но очень многие, в особенности социально ак-

тивные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено.

Если эти властные позиции не определяются нормами наследова-

ния, как это имеет место при монархическом политическом уст-

ройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто.

некоторые шансы и возможности занимать те или иные влас.

ные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распростра-

нена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического

режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического режима заключается имен-

но в том, что он определяет формы политического конфликта в

борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, поль-

зуясь которыми участники политической борьбы или конкурен-

ции юбиваются своих целей, главная из которых - победа над

своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться пони-

мать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в

политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических дей-

ствий и направлений и участвовать в политической жизни - даже

если это участие ограничивается выборами в Государственную

думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеаль-

ных правителей быть не может, что все избираемые или назначае-

мые на государственные посты люди - обычные смертные. Их

качества и политические, и человеческие во многом определяются

тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие сторо-

ны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны.

Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприни-

матель получает сведения о том, как развивается конкуренция в

условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты

интересов своей профессиональной группы. Политический дея-

тель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для пред-

ставителей этих родов деятельности особое значение. Они получа-

ют здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в общест-

ве развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают

отношения как внутри государства, так и между государствами.

А <простому человеку> изучение конфликтов нужно для того,

чтобы избавиться от своей <простоты> и получить те сведения, без

которых невозможно быть гражданином своей страны, своего оте-

чества и действовать сообразно принципам гражданственности в

различных, подчас весьма сложных общественно-политических

ситуациях.

Что значит - изучать конфликты?

Что значит изучать конфликты и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что, на

.ервыи взгляд, здесь вообще нет предмета для какого-либо особо-

го изучения. Мы как бы интуитивно знаем, что есть конфликты и

есть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем

бесконечные споры, препирательства и тем более, чем враждеб-

ность людей друг к другу. Русская пословица гласит: <худой мир

лучше доброй ссоры>, а наш практический разум и обыденное со-

знание говорят о том. что конфликтных ситуаций лучше избегать,

тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.

Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных

выше истин люди не могут жить без конфликтов. Исторический

опыт свидетельствует, что многие из народов прошли через разру-

шительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем

правилом. При этом сами эти войны были результатом конфлик-

тов между народами, странами и государствами. Особенный ущерб

народам приносили гражданские войны, когда <брат шел на брата,

а сын на отца>. И эти войны возникали в результате конфликтов.

Накануне военных столкновений и в ходе их всегда находились

люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.

Но голос этих людей не был услышан правителями, революционе-

рами, полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами

примирители попадали в такую ситуацию, когда их примирен-

ческие высказывания рассматривались как пособничество врагу,

измена государственным и национальным интересам.

Эти факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в

жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хоте-

лось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к

нему по-своему, и в результате этого <по-своему> возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыс-

лителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным.

Войны описывались и анализировались в исторической литерату-

ре, и многие историки выделяли в качестве причин военных столк-

новений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление

одних захватить территорию и покорить население и стремление

других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Но не только историки описывали и изучали причины кон-

фликтов и вооруженных столкновений. В XIX и XX вв. проблема

конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в

рамках социологии сложилось специальное направление, которое

ныне обозначается как <социология конфликта>. Изучение кон-

фликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма бога-

той и многообразной литературой по этой проблематике, усвое-

ние теоретических и практических знаний, накопленных в рамках

данного направления социологической мысли. Разумеется, дру-

гие области обществоведения внесли свой вклад в изучение кон-

фликтов. Речь идет о психологии, политической науке, истории,

об экономических теориях, об этнологии. Мы будем обращаться

по мере надобности и к этим областям знания. Но в первую оче-

редь нас будет интересовать социология конфликта, в рамках

которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические

проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа

и разрешения конфликтов разного рода.

Практические, методы анализа конфликтов социологами заклю-

чаю: ся прежде всего в том, чтобы выяснить, как сами конфлик-

тующие стороны воспринимают конфликт и как они его оценива-

ют. В этих целях используется метод экспертного интервью как с

теми людьми, которые хорошо знают историю вопроса, так и с

лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.

Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всег-

да мотивы конфликта лежат на поверхности и адекватно осознают-

ся участниками конфликта с той и другой стороны. Сбор материа-

ла на месте конфликта предполагает опрос свидетелей столкнове-

ний, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного сторонами

друг другу. Необходимо также выяснить были ли попытки прими-

рения в конфликте и чем они закончились, на какой стадии нахо-

дится переговорный процесс, кто в нем участвует, каков статус

посредников и лиц, участвующих в ведении и организации перего-

воров: могут ли они обеспечить выполнение тех решений, к кото-

рым придут конфликтующие стороны? Практически социолог, ис-

следуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей

совокупностью традиционных и нетрадиционных методов. Надо

при этом заметить, что именно в разработке проблематики кон-

фликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического

характера здесь не дадут больших результатов, другое дело - изуче-

ние менталитета противостоящих сторон с помощью интервью,

включая подчас и повторные обращения к респонденту.

По поводу обнаружения пристрастий со стороны исследова-

теля среди социологов, изучающих конфликты, нет единой точки

зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как

это отразится на достоверности информации и на возможности

получения материалов от обеих сторон конфликта. Другие - опи-

рающиеся на так называемую активистскую социологию, разраба-

тываемую французским социологом Аланом Турэном и его шко-

лой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать

на стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содей-

ствовать тому, чтобы участники конфликта постоянно рефлекси-

ровали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе

отчет в том, как они формулируют цели своего движения и каки-

ми средствами они собираются пользоваться и пользуются на са-

мом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна

принадлежит группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовив-

шая целый ряд публикаций по современному демократическому и

рабочему движению в России. Что касается сбора первичного ма-

териала по национальным конфликтам, то наилучшие результаты

дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к

конфликтам производственного характера следует обратить вни-

мание на методы инновационных и деловых игр. Успешная разра-

ботка таких методов осуществляется В.С. и Л.А. Дудченко.

Короче говоря, социологу, желающему участвовать в изучении

конфликтов, нет необходимости начинать с пустого места. Среди

российских авторов, разрабатывающих методы исследования

конфликтов, следует назвать Ф.М. Бородкина (Новосибирск) -

автора одной из первых книг по этой проблематике - и А. К. Зай-

цева - директора Калужского социологического института, спе-

циализирующегося на изучении производственных и региональ-

ных конфликтов.

Настоящая книга опирается на огромный опыт изучения кон-

фликтов в России и за рубежом. Традиционный вопрос, с кото-

рым сталкивается любой исследователь в этой области, состоит в

следующем: можно ли использовать методы, разработанные в за-

падной литературе, для изучения российской действительности?

Ответ здесь достаточно прост. Использовать методики и наработ-

ки при сборе и анализе материала в принципе не запрещается, но

это надо делать, как говорится, с умом, имея в виду специфику

российской действительности и российского менталитета. А глав-

ным образом нельзя забывать о том специфическом этапе развития

России, который переживает страна сейчас и который сказывается

на психологическом состоянии каждого человека. Вместе с тем наша

позиция в этом вопросе состоит в следующем. Социология пред-

ставляет особое направление знания, которое имеет определенную

классику, традиции, накопленные знания, теоретические разра-

ботки. Все это составляет мыслительный арсенал человечества.

Не освоив этого арсенала, не овладев теоретическими концеп-

циями, разработанными в мировой науке, нельзя ничего понять

и в российской действительности. Ни одна страна и ни один на-

род Не изобретает заново для сугубо своих целей научное знание.

Эта истина справедлива не только для технических областей зна-

ния и естественно-научных направлений, но и для социальных,

и для гуманитарных дисциплин. Социология находится на стыке

последних, то есть она обеспечивает переходные мосты между

гуманитарным знанием и социальными науками. Тем более важно,

чтобы она опиралась на практику развития контактов между наци-

ональными школами, обогащая тем самым мировую культуру.

Эта книга предлагается в качестве учебника для студента, ко-

торый готовится быть профессиональным социологом. Но по-

скольку она рассматривает конфликты по преимуществу на рос-

сийской почве, постольку она может заинтересовать и более ши-

рокий круг читателей. Учебники, как известно, пишутся на осно-

ве курсов прочитанных лекций. При поготовке этой книги был

использован специальный курс лекций, прочитанный несколько

раз слушателям социологического колледжа, действовавшего при

Институте социологии РАН.

Книга состоит из трех разделов, каждый из которых подразделя-

ется на главы и параграфы. В первом разделе - пять глав, в которых

последовательно рассматриваются фундаментальные проблемы со-

циологии конфликта. Первая глава носит вводный характер. В ней

рассматриваются исходные мировоззренческие установки на при-

роду человека и характер отношений сотрудничества и конфликта

между людьми. Благодаря анализу двух противоположных тради-

ций социального мышления - аристотелевской и гоббсовской -

выявляется основной вопрос социальной философии, заключаю-

щийся в обосновании либо приоритета индивида по отношению к

обществу, либо приоритета общества по отношению к конкретно-

му человеку. В первой главе рассматриваются особенности развер-

тывания конфликтов в разных культурных контекстах и выявляет-

ся специфика конфликтов в российской истории. Предлагается

авторская трактовка причин нынешнего российского кризиса.

Во второй главе показывается, какое место проблематика кон-

фликта занимает в структуре современного теоретического знания

в социологии. В этих целях детально рассматриваются взгляды

Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Талкотта Парсонса, Нейла Смел-

сера и Ральфа Дарендорфа. При этом имеется в виду, что взгляды

К. Маркса по этому вопросу уже изложены в контексте первой

главы. В третьей главе мы переходим к более специфическим во-

просам теории конфликтов и устанавливаем различие между со-

циологией конфликта и конфликтологией. В четвертой главе пред-

лагается и обосновывается основная аналитическая схема изуче-

ния конфликтов, основанная на выделении потребяс-

ресов, ценностей и норм в составе причин разй?рту6аттргя-.,Й.

фликтов. Соответственно, конфликты подразля1бтс..а,вторл

на три основные группы - конфликты по гЬрду й-адёяьт >

средств, конфликты как столкновения интернов и -иейностныа;|

конфликты. Это тройственное членение замфявтАйхотомйчес.

2-690 /

кий подход, наиболее часто встречающийся в литературе: кон-

фликт по поводу ресурсов и ценностный конфликт. Заключи-

тельная глава первого раздела посвящена взаимодействию кон-

фликтов на макро- и микроуровне.

Во втором разделе выделяются ключевые сферы развертыва-

ния конфликтов - сфера ценностей или духовной жизни, об-

ласть столкновения экономических интересов, национальные кон-

фликты и конфликты в организациях.

Содержание третьего раздела целиком посвящено анализу по-

литического конфликта. В первой главе дается определение по-

литического конфликта; детально рассматривается проблема власти

в современной социологии. Для анализа динамики политической

ситуации в России используется концепция политического про-

странства, предложенная французским социологом П. Бурдье. Вы-

членение четырех полей политического пространства в россий-

ской политике принадлежит автору. В остальных главах рассмат-

риваются некоторые наиболее важные эпизоды политической ис-

тории бывшего СССР и нынешней России. При анализе этих

эпизодов и взаимосвязи между ними используется событийно-

конфликтный подход, методологические принципы которого раз-

рабатываются известным польским социологом П. Штомпкой.

В заключении кратко резюмируются новые методологические

установки, которые являются результатом предшествующего из-

ложения. Усвоение этих установок позволяет студенту прибли-

зиться к пониманию специфики проблем, которые находятся в

центре внимания современной социологии.

ВОПРОСЫДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Для чего нужно изучать конфликты? Назовите по крайней мере

три обоснования.

2. Что значит изучать конфликты?

3. Охарактеризуйте трудности, с которыми столкнется социолог

при сборе эмпирического материала при изучении конфликта?

3. Каковы основные методы, предлагаемые для преодоления этих

трудностей?

4. Назовите российских и зарубежных авторов, упомянутых в дан-

ном Введении. Вспомните, что о них сказано.

Домашнее задание

Найдите основные публикации упомянутых здесь российских

авторов. Дайте собственную характеристику тем работам, с ко-

торыми вам удастся ознакомиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: