Сущность здоровьесберегающей концепции Владимира Филипповича Базарного.




Владимир Филиппович Базарный [14] родился 04.05.1942 года. Русский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской Академии творческой педагогики.

Окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом в детской глазной больнице. Руководил краевым детским глазным отделением. Сделал более 6 тысяч операций. В 1977-91 годах руководил Отделением органов чувств НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АН СССР.

С 1991 года – руководитель Московской областной Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (г. Сергиев Посад).

Более 25 лет посвятил решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Вместе с учениками создал целостную систему здравоохранительных педагогических технологий «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», которые не просто укрепляют здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дёшевы и не требуют больших финансовых затрат. Они применяются в ряде регионов России и ближнего зарубежья.

В.Ф.Базарный проводит большую пропагандистскую работу, является членом Попечительского Совета общественного просветительского фонда «Знание – народу!».

В своей книге «Школьный стресс и демографическая катастрофа России» [5] Владимир Филиппович пишет: «Известно: изначально ребёнок устремлён стать таким, каким его хотят видеть взрослые. А дома и в школе с утра до вечера ему внушают: самым важным делом твоей жизни является учёба. Учёба и ещё раз учёба, знания и ещё раз знания! И чтобы стать успешным учеником и знать всё то, что требует школа, он должен с утра до вечера «высиживать» на «седалищах» эти самые знания, игнорируя требования природы самой жизни – чувства, движения и усилия тела, игнорируя требования природы «вочеловечивания» - живые ощущения, рукотворчество, эмоциональное одухотворение красотой естественной и преображенной жизни, словотворчество и т.д. И вот наступает время, когда никого не волнует: всё то, во что с таким трудом «вчитывается» ребёнок уже давно вне его воображения, вне его мотивов, вне его интересов, а отсюда всегда вне его воли и вне его возможностей!»

Далее автор пишет, что постепенно все свыклись с вечно сидящим и склонённым над книгой и тетрадью замученным ребёнком. За такой образ жизни его ещё и хвалят, как усидчивого, старательного, примерного, послушного. Ни родители, ни школа не замечают, как год от года вянут и сохнут их дети. А незаметность и постепенность нарастания трагедии в поколениях на фоне текущих неурядиц не позволяет подавляющему большинству людей распознать и осознать истинные истоки неумолимо надвигающейся катастрофы – гибели «от познания».

Телесно и духовно незрелые молодые люди оставят после себя ещё более болезненное, слабо-жизнеспособное потомство. Фундаментальной наукой доказано: все важнейшие формы хронической патологии, которые стали ныне определять в России сверхзаболеваемость и сверхсмертность народа, или, по утверждению демографов, демографическую катастрофу, берут своё начало от школы!

Владимир Горячев [14], анализируя работы Базарного пишет: «Существует название ситуации, сложившейся в нашей стране, - «Русский крест». Если наложить друг на друга два графика – увеличивающейся год от года смертности и уменьшающейся рождаемости, - мы получим названную фигуру. Сегодня на этом кресте распинается народ России. На наших глазах разворачивается и набирает силу демографическая трагедия – угасание жизнеспособности народа в череде его поколений. Ещё одно поколение – и этот процесс может стать необратимым.

Далее автор пишет, что раньше, когда не было приспособлений цивилизации, с помощью которых родители «облегчают» себе и своему ребёнку жизнь (коляски, каталки и т.д.), дети очень много двигались, причём большей частью на воздухе, на открытых природных пространствах. Именно в постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность, развивалось телесное чувство пространства – начало психической сути человека. Ведь природа за миллионы лет эволюции создала наш организм так, что движение – основной принцип его бытия, главный момент в жизни. Недостаток же движения ведёт к задержке телесного и психического развития. А что делаем мы – родители, детсад, школа? Делаем всё, чтобы дети с раннего детства двигались как можно меньше. Таким образом, растим поколение «расслабленных». Наша «расслабленность» важнейший, хотя и не единственный фактор нездоровья новых поколений России.

Лаборатория Базарного В.Ф.пришла к выводу: то, на чём столетиями держалась школа, оказалось опаснейшим разрушителем здоровья детей. Существующая система воспитания и обучения сориентирована против природы ребёнка, поэтому она и есть главный похититель его здоровья.

Какие же условия и факторы школьной жизни, оказывающие наиболее разрушающее воздействие на здоровье детей, выделил Базарный В.Ф.?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: