ЧЕЛОВЕК – НУЖДАЮЩИЙСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ – ДИНАМИКА ПОЗНАНИЯ.




ТСР

К теме № 17

Тема: ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ЦЕЛЬ: Существуют различные трактовки понимания человека, как в научной картине мира, так и в религиозных традициях. Этот вопрос имеет свою основу и в социальной работе.

 

П Л А Н:

1. Человек – нуждающийся в социальной работе – динамика познания.

2. Антропологические подходы к пониманию человека – нуждающегося.

 

Фундаментальный вопрос философии: «Что есть человек?», имеет свою постановочную основу и в социальной работе. Специфика теорий социальной работы заключается в том, что основной упор в них делается на инструментальный аспект, где технологическая сторона, процесс взаимодействия, актуализируется, по сравнению с бытием человека. Технологический аспект социальной работы выдвигает определённые требования: осознание перспектив развития ситуации клиента, оценивание возможностей вмешательства, уяснение границ поддержки и т.д. И в этом ключе социальные работники используют философские, социальные, психологические модели видения человека, которые позволяют им определять некие образцы, к которым необходимо стремиться в своей деятельности. Однако тема человека является предметом специального осмысления в социальной работе. Специфика её заключается в том, что она существует в дихотомическом единстве, в системной пропозиции, где человек рассматривается как человек – нуждающийся и как человек – помогающий, в их взаимообусловленности и взаимозависимости. С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такой человек в социальной работе определяется как клиент. С другой – существование клиента, человека – нуждающегося, в познавательном пространстве, априори предполагает наличие другого субъекта, человека – помогающего, чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации.

 

ЧЕЛОВЕК – НУЖДАЮЩИЙСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ – ДИНАМИКА ПОЗНАНИЯ.

Социальная работа в процессе своего становления формирует определённое знание о человеке – нуждающимся и его проблемах. Это знание складывается из различных факторов: из практики конкретных людей, их имплицитных концепций; развития теоретической мысли об обществе, группе, человеке; научно-исследовательской практики.

Предметный язык социальной работы определённым образом группирует смыслы, понятия, реальные феномены, т.е. мы, можем говорить о том, что процесс формирования понятийного поля осуществляется в определённой структуре и логике.

Теоретизированные подходы реализуются в структурных сценариях, которые, в свою очередь, вырабатываются в процессе развития парадигмы знания, через традиции, заимствования, классиков (научные авторитеты, основателей направлений), научные школы.

Структурный сценарий – это понятийно-логический конструкт, определённая модель, в котором интерпретируется тот или иной феноменологический познавательный ряд. Структурные сценарии – это форма донаучного мышления, которая нам осталась от мифологизированного сознания, когда мышление было связано с устойчивыми формами интерпретации, не требующими их верификации на истинность или ложность. Являясь предысторией области познания, структурные сценарии органически изменяются в системе научных подходов в области знания, в логике предметного языка познания.

Динамика изменения структурных сценариев связана с появлением парных концепций, т.е. восприятием и осмыслением феноменологического ряда в логике своих «субъективных», научных представлений. Парные концепции – это концепции противопоставления, типа «субъективизм-объективизм», «материализм-идеализм», «капитализм-социализм» и т.д.

Феноменологический ряд – это явления объективного и субъективного мира, доступные для интерпретации и понимания. Открытие и переосмысление этого ряда и вызывает к жизни парные концепции.

Структурные сценарии и парные концепции соотносятся как целое и часть, и в той мере, в какой структурные сценарии определяют концепции, в такой и концепции определяют структурные сценарии. Для одних, как и для других характерен принцип случайности-закономерности. Появившись стихийно, спонтанно, дальше они начинает развиваться в логике своих закономерностей. И в этом отношении структурный сценарий является для концепций парадигмой, определённой моделью, где находят своё выражение парные концепции.

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается человек – нуждающийся: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к человеку – нуждающемуся.

Для каждого сценария характерна определённая система осмысления человека – нуждающегося, феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

 

Структурный сценарий Человек – нуждающийся Базовое понятие
Конфессиональный Субъект – спасающийся Спасение, милосердие, при– зрение
Социальный Субъект – страдающий (классовые детерминанты) Справедливость, гарантии, страхование, бедность, пау– перизм
Медицинский Субъект – дезадаптирован– ный Дезадаптация, девиация, ле– чение, диагноз, помощь, вмешательство
Социально-психологический Субъект – социетальный Полиструктурный субъект, отношения, интервенция, субъект в ситуации, про– цесс, оценка

 

Современный этап осмысления предметно-объектных связей, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. Человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Это новый тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Традиционно для социальной работы рассматривать проблематику клиента на фоне общественных и социально-экономических проблем. В данных же случаях проблемы, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности и связаны с вопросами его существования как социобиологической формой жизни. В этом отношении проблематика, формы помощи носят не локальный социо-экономический, социо-психологический, а макро-экологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Вот почему жизненный сценарий становится базовым понятием социальной работы при таких подходах к теории и практике помощи и изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в этой связи является вопрос адаптации субъекта к новым формам, способам жизни и социального функционирования в результате «пандемического» воздействия (термин отечественного учёного И.Якобий), т.е. воздействия, после которого в состоянии стресса находится или находилось достаточно большое количество субъектов. Вопросы «пандемического» воздействия, «пандемической» среды, общности и система помощи и поддержки в этих обстоятельствах – вот то новое проблемное поле теории и практики социальной работы рубежа веков ХХ столетия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: