Основные определения курса «Микроэкономика».




Экономика – это общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания – цена и объем производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цены и инфляция.

Экономические потребности – это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Домохозяйство – это экономический агент (физ. лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получающий за них деньги и расходующий их на потребление благ.

Фирма – экономический агент, выполняющий три функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта и продает продукт.

Благо экономическое – это средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.

Экономические ресурсы – необходимые элементы для производства экономических благ.

Экономический выбор – это выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов.

Альтернативные издержки – издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Кривая производственных возможностей – это альтернативные варианты при полном использовании ресурсов (возможный выпуск продукции).

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Командная экономика – описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность, коллективное принятие экономических решений и централизованное планирование.

Смешанная экономика – это система, в которой механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Рынок – система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товаров и услуг.

Величина спроса – количество товара, которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.

Закон спроса – это обратная зависимость между ценой и величиной спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот).

Кривая спроса – это кривая, показывающая, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Величина предложения – количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.

Закон предложения – прямая связь между ценой и величиной спроса (чем выше цена, тем больше предложение).

Кривая предложения – это кривая, которая показывает, какое количество товара готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Функция предложения – определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Рыночное равновесие – состояние, когда стимулов к изменению нет.

Эластичность спроса относительно цены – показывает, на сколько % изменится объем спроса при изменении цены на 1%.

Спрос эластичный – спрос растет или падает быстрее цены.

Спрос неэластичный – спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены.

Перекрестная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо (эластичность спроса на товар Х при изменении цены товара Y на 1%).

Эластичность спроса относительно дохода – показывает, на сколько % изменится объем спроса, если доходы покупателей уменьшатся на 1%.

Эластичность предложения по цене – показывает, на сколько % изменится объем предложения, если цена товара изменится на 1%.

Мгновенный период в деятельности фирмы – это такой период, в течение которого производитель не может изменить объем использования ни одного ресурса.

Краткосрочный период – это период, когда производитель не может изменить объем использования хотя бы одного ресурса (т.е. часть факторов производства переменны, а часть постоянна).

Долгосрочный период – это период, в течение которого производитель может изменить объем использования любого ресурса (т.е. все факторы производства переменны).

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание предельной полезности с ростом его количества.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функциональный спрос – это такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому товару или услуге.

Нефункциональный спрос – такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими товару или услуге качествами.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Ординалистская, или порядковая, теория предполагает предпочтение потребителя или ранг потребляемого товара. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ.

Кардиналистская теория предполагает абсолютное измерение полезности.

Кривая безразличия – показывает различные комбинации двух экономических благ, одинаковую полезность для потребителя

Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия

Зона замещения (субституции) – это участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения – это количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно купить за данную сумму денег.

Кривая «доход – потребление» - луч, исходящий из начала координат под 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага Y.

Номинальный доход потребителя – это сумма денег, которую он получил.

Реальный доход потребителя – то количество товаров, которое он может на эту сумму купить.

Эффект замещения – снижается цена товара Х относительно цены другого товара.

Эффект дохода – реальный доход потребителя возрастает.

Малоценный или низкокачественный товар – это товар, спрос на который растет при росте цен и падает при их снижении.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Взаимодополняемость благ – это свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом, например, автомобиль и бензин, ручка и бумага, стол и стул).

Взаимозаменяемость благ – это свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга (например, розы и гвоздики, кино-театр-цирк).

Затраты – это все, что производитель закупает для пользования в целях достижения необходимого результата.

Выпуск – это любое благо (продукция или услуга), изготовленная фирмой для продажи.

Деятельность фирмы – производственная или коммерческая деятельность, например, транспортировка, хранение и даже покупка продукции с целью последующей перепродажи.

Совокупный продукт – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению объемов выпуска продукции.

Изокванта, или кривая постоянного продукта – кривая, показывающая все комбинации использования факторов производства (например, труда и капитала), которые позволяют получить одинаковый выпуск продукции.

Карта изоквант – совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции.

Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить; где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).

Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

Отношенческий контракт (или имплицитный) – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой сам ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие (то есть, это общество, основанное на паях).

Неприбыльные (некоммерческие) организации – это профсоюзы, клубы, церкви, госпитали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли.

Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды.

Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками.

Совокупный доход – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.

Средний доход – это доход, приходящийся на единицу проданного блага.

Предельный доход – это приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

Постоянные издержки – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

Общие издержки – это совокупность постоянных и переменных издержек.

Предельные издержки – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства.

Совершенная конкуренция – это такая форма организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями (при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель).

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Чистая монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции, то есть случай, когда «много конкуренции и мало монополии» (возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен).

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшой число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Равновесие Курно – каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Теория игр – это наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: