Культовая и внекультовая деятельность




 

Структуру культовой деятельности в Саентологии составляют: таинства (одитинг, имянаречение, брак, погребение, священство), религиозная служба.

Основным таинством в Церкви Саентологии является одитинг («слушать»), состоящий из ряда точных, тщательно систематизированных процедур, направленных на устранение записей прошлых переживаний (инграмм) в реактивном разуме. Саентологи считают одитинг своеобразной исповедью, где человек освобождается от негативных воздействий прошлых воспоминаний, накапливаемых в течение всех периодов жизни тэты (духа). [40, с. 27]

Л. Рон Хаббард рассматривает одитинг как терапевтическую процедуру, с помощью которой записи пошлых переживаний (инграммы) выводятся на сознательный уровень и становятся объектами «аналитического разума». Последний, согласно саентологическому Писанию, обладает способностью к анализу и способен лишать инграммы возможности препятствовать рациональному, продуктивному мышлению и поведению. По мнению саентологов, это в свою очередь, ведет к уничтожению инграмм в реактивном уме и духовному очищению тэтана. Эта религиозная практика зиждется на том принципе, что человек должен понять свое глубинное естество и духовную сущность.

Человека успешно прошедшего процедуру одитинга Л. Рон Хаббард предложил именовать словом «клир» или ОТ («оперирующий тэтан») (Клир - «чистый», «ясный» человек, у которого полностью уничтожен реактивный ум. Это неаберированный человек. Он не имеет инграмм, которые могли бы быть «рестимулированы»). [42, с. 16]

По мнению саентологов, клир обладает ярко выраженными «способностями ощущать, творить, способностью разрешать собственные проблемы. Это человек разумный». [31]

Другой, более высокий уровень духовного осознания тэтана заложен в понятии «оперирующий тэтан». Для саентологов оперирующий тэтан (ОТ) - это «духовное существо, являющееся причиной над жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем», т.е. такое состояние духовного существа, при котором достигнуто «состояние полной духовной свободы, свободы от круга рождения и смерти». ОТ в отличие от клира не зависит от тела, которое в настоящее время занимает, обладает «способностями действовать и управлять». Такие люди в саентологии считаются не только духовно свободными, но и отвечающими высоким этическим требованиям. Достижение состояния оперирующего тэтана приближают индивида к полной духовной свободе, к Всевышнему, обещает человеку идеальное состояние, которое позволит ему достичь личного счастья на земле и личного спасения после смерти.

В Саентологии различают дианетические и саентологические одитинги. Дианетический одитинг обращается к тем моментам жизни человека, которые оказывают на него подавляющее воздействие. С помощью такого одитинга, как считают саентологи, можно распознать скрытые источники боли, нервозности, нежелательное поведение, психосоматические заболевания, иррационального поведения и устранить их. Он, по мнению саентологов, охватывает и стирает в реактивном уме картинки прошлых болезненных воспоминаний. С точки зрения саентологов, дианетический одитинг позволяет человеку достичь духовного состояния «клир». В этом состоянии индивид освобождается от своих прежних травм, записанных на его траке времени (точная запись переживаний в прошлом), и становится способным к ведению разумной и более духовной жизни.

Проведение саентологического одитинга позволяет тэтану обрести полную духовную мощь, независимость, достичь полной духовной свободы, стать причиной над материей, энергией, временем, пространством.

Обязательным предметом для проведения саентологического одитинга является так называемый «электропсихометр» или Е-метр. По мнению саентологов, Е-метр играет очень важную роль в одитинге. Считается, что этот прибор способен улавливать электрическую энергию образов-картинок, хранящих прошлые переживания, и помогает определить момент исчезновения «вредной энергии», «боли или эмоциональных расстройств», находящейся в инграммах. В то время, когда инграмма в банке памяти реактивного ума уничтожается, одитор фиксирует это состояние тэтана по шкале вышеуказанного прибора. [13, с. 154]

Процесс освобождения человеческого ума от инграмм и достижение им состояния полной духовной свободы состоит из нескольких уровней. Переход от ступени к ступени, от уровня к уровню в Саентологии признано называть «продвижением по Мосту к полной свободе».

«Каждый человек по своей природе уникален», - утверждает Л. Рон Хаббард. Поэтому существуют разные пути для того, чтобы достичь полной духовной свободы. В Саентологии существует целый ряд специальных курсов, которые необходимо пройти прихожанину, чтобы достичь состояния клир или ОТ. По имеющимся сведениям стоимость саентологического одитинга в количестве 12,5 часов составляет 1400 долларов, полного курса достижения духовного спасения составляет от 500 до 700 тысяч долларов. Очевидно, что двери спасения остаются закрытыми для тех, кто не может оплатить курсы духовного исцеления на пути продвижения по Мосту к полной духовной свободе. Таким образом, учение JI. Рона Хаббарда представляет собой причудливое сочетание религиозной практики с современными рыночными формами. [31]

Как указывается в Писании, достижение духовного спасения в Саентологии осуществляется путем не только очищения реактивного разума от вредных воздействий прошлых переживаний, но и обучения (изучения Писания).

Обучение в Саентологии можно условно разделить на два вида. К первому относится обучение прихожан. Ко второму - служителей церкви.

Для прихожан изучение фундаментальных истин, содержащихся в Писании, ведет к полному пониманию духовной природы человека, условий гармоничного существования личности в семье, коллективе, в обществе. Поэтому обучение для саентологов - это тропа «личного откровения» и неотъемлемая часть движения индивида на пути к полной духовной свободе.

Обучение для служителей церкви является способом, с помощью которого приобретаются не только знания Писания, но и навыки проведения одитинга, т.е. освобождения реактивного ума от вредных переживаний прошлого.

Религиозное служение в Саентологии осуществляется через четырех связанных между собой священнослужителей церкви. Это - одитор, кейс-супервайзер, супервайзер и капеллан. Их функциональные обязанности строго обозначены. [42, с. 17]

Человек, обученный и имеющий квалификацию в применении одитинга, называется одитором. Роль одитора в одитинге является основной. Все одиторы должны быть посвященными священниками. Они обязаны пройти курсы обучения, квалифицирующие его для проведения «очищения» преклиров (т.е. прихожан, не достигших состояния «клир»). Одитор не действует согласно своим собственным духовным представлениям в оценке преклира. Он имеет право следовать только предписанным Л. Роном Хаббардом процедурам во время одитинга.

Ответственность за применение процедур одитинга лежит на кейс - супервайзерах, которые следят за проведением одитинга в соответствии с предписанными стандартами и правильным использованием методик.

Супервайзер курса является священником и специалистом в методиках обучения, разработанных Л. Роном Хаббардом. Он следит за тем, чтобы обучающийся понимал теоретические основы Писания, технологии Л. Рона Хаббарда и умел применять их на практике.

В каждой Саентологической церкви и миссии есть капеллан. Это квалифицированный одитор, который должен пройти курс священника.

Кроме знаний теоретического наследия, он должен хорошо владеть знаниями истории мировых религий, знать Кредо Саентологии, методики одитинга, уметь проводить религиозные службы и церемонии, пасторские консультации. Капеллан выполняет ритуальные и воскресные службы.

Саентологическая церковь является для прихожан центром как духовной, так и общественной жизни. Характерная особенность Саентологической церкви состоит в том, что она также является центром изучения саентологической технологии. Здесь прихожане изучают Писание церкви, учатся одитировать (проводить одитинги) и получают пасторские консультации.

Воскресенье традиционно является днем службы для прихожан. Посетить церковь могут люди, которые не являются саентологами. Воскресная саентологическая служба состоит из чтения «Кредо Церкви Саентологии» и проповеди, составленной на основе работ Л. Рона Хаббарда или же прослушивании записанных на пленку лекций основателя религии. Проповедь призывает к поведению, способствующему выживанию во всех динамиках (в качестве индивида - тэтана, в составе группы, семьи, нации, обществе, вселенной, бесконечности). В ходе службы делаются объявления о предстоящих церковных мероприятиях. Служба завершается молитвой.

Религиозные церемонии описаны в книге «Книге церемоний Церкви Саентологии». Церемония крещения, именуемая в саентологии «церемонией наречения» отвечает принципам саентологической системы верований. В соответствии с верой в бессмертие тэтана, саентологи проводят обряды с тем, чтобы дать имя новому телу прибывшего существа, приветствовать тэтана в новом теле, в его новой семье, познакомить его с новыми родителями (в прошлой жизни у тэтана были другие родители) и крестными родителями, которые будут помогать ему выживать в новой жизни. [14]

Существует несколько саентологических свадебных церемоний, различающихся по степени торжественности. Так, например, имеет место обычная свадьба, где жених и невеста обмениваются кольцами и публично подтверждают свой союз и верность друг другу. Наряду с этим практикуется нетрадиционная свадьба, где используется один из символов саентологии - треугольник АРО (Аффинити, Реальность, Общение), принцип которого заключается в том, что выживание и существование индивидов возможно при условии мирного существования, взаимного понимания, дружеского общения, в полной гармонии человеческих отношений.

Принимая во внимание существующее в Саентологии убеждение, что человеческое тело не вечно, а дух бессмертен, церемония похорон служит способом для оказания помощи тэтану завершить цикл жизни прошедшей и перейти к следующей. По мнению саентологов, тэтан в течение своей жизни, привыкает к своему индивиду и процесс экстериоризации для него становится тяжелым и болезненным. Поэтому тело индивида в Саентологии подлежит кремации для того, чтобы устранить все связи тэтана с его умершим телом.

В духовный сан священника в Церкви Саентологии посвящают одиторов, окончивших специальный курс священника. Существует специальный разработанный ритуал посвящения в священники. Церковь предъявляет повышенные требования к тем, кто изъявил желание стать священником. Священниками в Саентологии также, как и в христианстве становятся те, кто преуспел в вере. Они должны иметь хорошую репутацию, уметь на практике применять технологии Л. Рона Хаббарда. Их знания проверяют по этике, кодексам, вероучению, способности проводить пастырские консультации и религиозные службы. После курса обучения священник получает сертификат.

Проводится церемония официального посвящения в духовный сан. Теоретические знания священника должны быть закреплены в интернатуре, где молодые священнослужители под руководством опытных священнослужителей осваивают приобретенные на практике.

Посвященные священники в Саентологии имеет право совершать таинства: имянаречение, поминовение, покаяние (одитинг), венчание. Отличие саентологического священника от христианского заключается в том, что они не получают какой-либо сверхъестественной божественной силы (благодати) для совершения таинств, обрядов, воспитания прихожан. Кроме того, их общение с прихожанами должно следовать точным инструкциями (технологиями) Хаббарда в вопросах брака, освоения образовательных программ, взаимоотношений людей, оказания помощи больным, душевных переживаний человека. Все технологии, используемые священнослужителями в работе с прихожанами, основаны на действии треугольников «Аффинити, Реальность, Общение» (АРО) и «Знание, Ответственность, Контроль» (ЗОК). Это значит, что разрешение любой проблемы сводится к точному пониманию предмета конфликта, знания о возможных вариантах его разрешения, методов улучшения общения, дружеского расположения между людьми.

Международная Церковь Саентологии (Лос-Анджелес) важное место отводит точному соблюдению религиозных практик. С этой целью используется своеобразная терминология, символы, четко отработанные технологии. Слова «дианетика», «саентология», другие наименования и символы, связанные с саентологической религией, во всем мире зарегистрированы в качестве торговых марок. Каждая церковь и миссия саентологии вступает с Международной Церковью Саентологии в соглашение, которое позволяет использовать им эти знаки при условии, что эти церкви и миссии точно будут следовать Писанию.

В 1988 году Церковь Саентологии создала Международную благотворительную некоммерческую организацию «Ассоциацию за улучшение жизни и образования» (ABLE) со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе, «не ставящую своей целью извлечение прибыли» Целью ABLE является освобождение общества от «самых свирепых болезней: наркомании, преступности, безграмотности и аморальности». В круг задач этой организации входит «использование технологий Л. Рона Хаббарда исключительно в нерелигиозных благотворительных и образовательных целях». Это, в частности, включает: внедрение «технологий обучения Хаббарда в области образования, распространение Кодекса нравственности в обществе, создание центров реабилитации преступников и наркоманов, организацию профилактической работы по предотвращению распространения алкоголизма и наркомании.

Организация ABLE осуществляет свои программы как напрямую, так и посредством сети континентальных и национальных офисов. ABLE и подчиненные ей офисы курирует также деятельность международных организаций «Нарконон», «Криминон», «Прикладное образование» и фонда «Дорога к счастью». Все эти организации существуют независимо друг от друга, имеют свои уставы, финансовые счета и, по утверждению саентологов, не входят в церковную структуру. Вместе с тем, их работа находится в тесной связи с местными церквями и регулируется принятыми соглашениями. Каждая из перечисленных международных организаций имеет свою собственную сеть континентальных офисов, которые оказывают им непосредственную помощь и финансовую поддержку, а также отвечают за соответствующую программу по реабилитации от наркотиков, преступников, образованию и повышению уровня нравственности в обществе.

К «общественно-полезным программам» Саентологии относят: программы «Нарконон», «Криминон», «Прикладное образование». [33, с. 121]

Цель программы «Нарконон» - реабилитация людей, зависящих от наркотиков и алкоголя. Под реабилитацией саентологи подразумевают возвращение индивиду способности контролировать свою жизнь после отказа от употребления наркотиков или алкоголя, прекращение криминальной активности, восстановление нравственно-этических норм поведения.

Программа рассчитана на прохождение восьми ступеней и получение пациентами полного контроля за своими действиями и поступками, своей собственной жизнью, осмысление понятий чести, нравственности, преодоление синдрома зависимости. В основном - это специальные курсы, которые саентологи проводят в строгой последовательности и в соответствии с технологиями Л. Рона Хаббарда.

Вся программа Нарконон состоит из следующих шагов:

. Прекращение приема наркотиков, не сопровождаемое заменой их лекарственными препаратами;

. Проведение профилактического курса «Терапевтические тренировочные упражнения», которые направлены на повышение способности и усилий человека находиться в условиях критической ситуации, выдерживать сопротивления подавляющих личностей;

. Организация процедуры по детоксикации организма, которая помогает очистить тело человека от отложений наркотиков и других токсических веществ при помощи бега, сауны и пищевых добавок;

. Проведение курса «Повышение способности к обучению», способствующее повышению потенциальных возможностей человека в получении и сохранении знаний, распознавании и преодолении препятствий в обучении;

. Проведение тренировочных упражнений по курсу «Общение и восприятие», предоставляющему возможность человеку научиться умению общаться, переключать свое внимание со своих проблем на окружающий мир;

. Проведение курса «Как справляться с превратностями судьбы» позволяет получить знания о том, как определять антисоциальные личности в обществе, улаживать конфликты, выбирать друзей и партнеров;

. Проведение курса «Достоинство и целостность личности» дает возможность получать знания об увеличении потенциальных возможностей человека;

. Прохождение курса «Изменение состояний жизни» позволяет человеку получить знания в области этических норм, восстановить свое самоопределение;

. Обучение по курсу «Дорога к счастью», как считают саентологи, есть путь, пройдя по которому человек может обрести настоящее счастье

Срок обучения по программе «Нарконон» в среднем составляет 4-4,5 месяца.

Саентологи утверждают, что с помощью технологий Л. Рона Хаббарда от наркотической зависимости им удалось освободить более четверти миллиона человек в мире.

В настоящее время в 20 странах мира таких, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Колумбия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Россия, США, Украина, Франция, Швейцария и Швеция действуют 50 центров «Нарконон», где осуществляется реабилитация наркоманов и предоставляются услуги в их обучении. [41, с. 169]

Саентологи твердо убеждены, что в современных условиях чрезвычайно важна профилактическая работа с детьми, школьниками, студентами по предупреждению наркотической зависимости. Поэтому ими организуются акции «Наркотикам нет», «Я против наркотиков», «Угроза будущему». [28, с. 14]

Другая общественная международная организация, действующая под покровительством Церкви Саентологии, называется «Криминон» («без преступности») нацелена на помощь гражданам, находящимся в местах лишения свободы или освободившимся из них.

Программа «Криминон» появилась как результат работы программы «Нарконон». По мнению саентологов, Л. Рон Хаббард достаточно точно увидел зависимость этих двух социальных бед. Ключевым элементом программы «Криминон» является курс «Дорога к счастью». Этот заочный курс задуман так, чтобы дать заключенным знания о правильном и неправильном поведении. «Дорога к счастью» - нерелигиозный моральный кодекс, он написан очень простым и доступным языком, и представляет собой основы правил поведения. Саентологи называют его «надежным моральным фундаментом, построенным на честности, моральной целостности и доверии». [32]

Программа «Криминон» включает следующие курсы:

. Курс «Повышение способности учиться»;

. Курс «Общение», увеличивающий способность заключенного налаживать контакты, общаться, правильно реагировать на конфликтные ситуации;

. Курс «Как справляться с подавлением», помогающий справляться с подавляющими личностями и не подвергаться влиянию антисоциальных людей;

. Курс «Целостность личности» позволяет заключенному изучить восемь динамик, этику и человеческую целостность, избавиться от тяжести переживаний совершенных ранее дурных поступков.

По мнению саентологов, программа «Криминон» - единственная альтернатива существующим методам работы с преступниками, которые используются в современном мире и не дают реальных результатов.

Работа по программе «Криминон» осуществляется заочно, без прямого контакта с лицами, отбывающими срок наказания. Заключенные выполняют практические упражнения и отсылают их на проверку сотрудникам Криминона или саентологам - добровольным священникам. После завершения программы «студенты» получают сертификаты.

Головная организация Криминон располагается в Лос-Анджелесе. Как утверждают саентологи, в настоящее время ее центры и программы действуют в Великобритании, США, Мексике, Аргентине, Венгрии, Польше, Швеции.

Третьей важной, по мнению саентологов, общественно-полезной программой является программа «Прикладное образование». Л. Рон Хаббард изложил свой взгляд на методику обучения, описал препятствия, которые блокируют возможности человека к восприятию информации, предложил методы для устранения этих недостатков.

Всю трудности обучаемого Хаббард связывает с тремя причинами.

Первая - отсутствие у обучающегося понимания самого изучаемого предмета;

Вторая - нарушение принципа последовательности и постепенности в

обучении;

Третья - непонимание терминологии. [14]

С точки зрения Хаббарда, последняя причина - самая главная. Методы преодоление препятствий в обучении описаны в учебном курсе «Шляпа студента». «Шляпа» - обозначает в саентологии «обязанность, задача или обучение». Курс «Шляпа студента» охватывает технологию того, как эффективно изучить любой предмет, дисциплину. Значительная часть технологий содержится в девяти лекциях Л. Рона Хаббарда по обучению.

Дополнительно в Саентологии используются и ряд других курсов, таких как: «Прояснение слов», «Руководство по основам обучения», «Как чему-то научиться», «Практические навыки в обучении», «Грамматика и общение для детей». [6, с. 68]

Саентологи широко пропагандируют технологию Хаббарда по улучшению образования и жизни, предлагают свои услуги всем людям независимо от возраста, расы, занимаемой должности, уровня образования финансового положения.

Особенно активно их деятельность проявлялась в 1993-1995 гг. в России. Созданные Хаббард-колледжи приглашали к обучению руководителей предприятий и организаций, учителей, бизнесменов, банковских работников, государственных служащих и работников муниципальных органов управления.

Международная организация «Прикладное образование» - это некоммерческое, общественное объединение. Ее цель - предоставлять государственным служащим, педагогам, репетиторам, общественным группам, родителям и детям методы обучения, необходимые для осуществления собственных жизненных целей. Центр Международной организация «Прикладное образование» находится в Лос-Анджелесе. Ее филиалы открыты в Австрии, Австралии, Бельгии, Канаде, странах СНГ, Дании, Франции, Германии, Голландии, Венгрии, Японии, Мексике, Южной Африке, Швеции, Великобритании, Новой Зеландии.

Таким образом, разработанное и сформулированное в начале 1960-х годов вероучение Церкви Саентологии дополнилось в 1970-е годы «общественно-полезными программами», которые стали неотъемлемой частью деятельности добровольных священников, миссий, церквей и дочерних нерелигиозных организаций Международной Церкви Саентологии. Социальные мероприятия в соответствии с Саентологическим писанием стали неотъемлемыми программами саентологами, способствующими, по их мнению, сохранению индивидов, вселенной и, своего рода, мерой ответственности перед Всевышнем. Обращение к Саентологии и реализация «общественно-полезных программ» представляется для ее последователей единственно возможным способом утверждения в обществе здорового образа жизни, высокой образованности и нравственности. Успешность моральной, социальной и гуманитарной деятельности в Саентологии ставится в прямую зависимость от способности исцеления индивидов и духовного возрастания ее членов. Преображение общества и самосовершенствование людей для саентологов является необходимым условием достижения конечной цели - восьмой динамики, которая ассоциируется с пониманием и осознанием Всевышнего и достижением состояния «бесконечности», т.е. духовного спасения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: