Создаются государственные и общественные организации, которые занимались обучением самоучек, рассмотрением и критической оценкой их работ, а также организацией выставок их произведений. Создание специальных институций художественных кружков, студий и других структур — способствовало встрече специалистов, представлявших разные профессиональные школы и разные взгляды на самодеятельность, и людей, имевших лишь начальное образование, но желавших овладеть основами рисунка и живописи. В сфере непрофессионального художественного творчества 1920-1930-х гг выделяются следующие наиболее значимые институции такого рода художественную студию при Институте народов Севера (1926-1941), Изо мастерские рабочей молодежи (1925-1932), всесоюзное Объединение художников-самоучек (1927-1931).
Возникновение этих специализированных организаций не было спонтанным и случайным, а являлось частью государственной программы масштабных реформ всей системы художественного образования в нашей стране.
Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач.
Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.
К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.
Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.
На практике художественная самодеятельность вновь стала обращаться к опыту и традициям фольклора, уходить от вульгаризаторского толкования его наследия. Все более активно она стала осваивать пласт танцевального, песенного, изобразительного, инструментального фольклора. Из городской молодежи создавались разнообразные коллективы фольклорной ориентации. Однако эта тенденция вылилась в известном смысле в отрицание самой художественной самодеятельности (духовых, эстрадных оркестров, театров, агитбригад, академических хоров и т.д.).
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся.
Если до 90-хгодов вся народная культура ассоциировалась с художественной самодеятельностью, со всеми ее особенностями, о которых говорилосьвыше,то начиная, с 90-х годов наблюдается противоположная тенденция: вся народная художественная культура стала идентифицироваться лишьсфольклорными формами, традиционным творчеством.
Фольклоризм, неофольклор, современное любительское художественное творчество, все жанры художественной самодеятельности народного плана стали считаться фольклором (сценические ансамбли народной песни, народной музыки, народного танца). Таким образом, повторилась ситуация 1920-х годов, но как бы наоборот. Понятие "художественная самодеятельность" подверглось критике, была сделана попытка вывести его из обихода и заменить термином "любительское творчество".
В течение полувека художественная самодеятельность состыковала "высокое" искусство и искусство народных масс, вводила массу в поэтику и мир художественного осмысления новых социальных явлений, формировала первичную базу профессионального искусства. В этом причина его бурного развития в 20-60-е годы. В последующем, в 80-е годы стали замедляться темпы роста, шло расслоение по уровню исполнительства и жанровому составу, снижение социальной престижности. Однако в официальных документах эти тенденции и вопросы игнорировались. На государственном уровне раскручивался маховик искусственной поддержки самодеятельности, вкладывались огромные (чаще всего не учитываемые) средства в ее парадно-показательные мероприятия (смотры, фестивали, праздники, поезда дружбы и т.д.) Это, в частности, нашло отражение в выступлениях на Всесоюзном совещании по развитию народного творчества, проходившем в апреле 1988 г. в Москве. На совещании отмечалось, что бесследно исчезают многие промыслы и ремесла, народная музыка, песни в городах и селах умолкают, клубы пустуют, лишь от смотра к смотру собираются многие коллективы, молодежь не идет в самодеятельность по причине падения ее престижности. В качестве противовеса этим фактам назывались только что проведенный Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября, и подготавливаемый третий Всесоюзный фестиваль народного творчества.
Художественная самодеятельность оказалась заложницей ошибок, допущенных на государственном уровне в руководстве ею. Она формировалась и развивалась как крайне упрощенное явление, как аналог профессионального искусства.
Как форма народного творчества художественная самодеятельность в своих наиболее жизнестойких формах и проявлениях заняла в его ряду свое конкретное место. Выявить логику ее развития, сделать прогноз на будущее, понять необходимые механизмы включенности в общий художественный процесс можно при условии подлинно научного представления о всей совокупности факторов, породивших художественную самодеятельность, обусловивших конкретные формы ее бытования.
Классификация художественной самодеятельности может быть осуществлена по разным признакам:
1) по ориентации на освоение различных пластов художественной культуры;
2) по типам художественного исполнительства (авторская, исполнительская);
3) по видам искусства или жанровой принадлежности (музыкальная, театральная, хоровая и т.д.);
4)по институциональной принадлежности (клубная, школьная профсоюзная, воинская);
5) по региону ее развития (художественная самодеятельность Поволжья, Сибири, области);
6) по возрастному и социально-демографическому составу (детская, ветеранов, смешанная).
В современной художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанрово-видовая структура, которая прошла длительный путь развития как за счет расширения массы участвующих в ней, их мастерства, так и формирования новых направлений, жанров, использования выразительных средств, освоения новых 'эстетических явлений в широком культурологическом контексте. Народные и академические хоры, народные эстрадные и духовные оркестры, танцевальные и театральные жанры претерпели существенную эволюцию в плане репертуара, концертных форм, организации учебно-творческого процесса и т.д.