Особенности становления самодеятельностного художественного творчества в России в XIX (19) в.




Создаются государственные и общественные организации, которые занимались обучением самоучек, рассмотрением и критической оценкой их работ, а также организацией выставок их произведений. Создание специальных институций художественных кружков, студий и других структур — способствовало встрече специалистов, представлявших разные профессиональные школы и разные взгляды на самодеятельность, и людей, имевших лишь начальное образование, но желавших овладеть основами рисунка и живописи. В сфере непрофессионального художественного творчества 1920-1930-х гг выделяются следующие наиболее значимые институции такого рода художественную студию при Институте народов Севера (1926-1941), Изо мастерские рабочей молодежи (1925-1932), всесоюзное Объединение художников-самоучек (1927-1931).

Возникновение этих специализированных организаций не было спонтанным и случайным, а являлось частью государственной программы масштабных реформ всей системы художественного образования в нашей стране.

Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач.

Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

На практике художественная самодеятельность вновь стала обращаться к опыту и традициям фольклора, уходить от вульгаризаторского толкования его наследия. Все более активно она стала осваивать пласт танцевального, песенного, изобразительного, инструментального фольклора. Из городской молодежи создавались разнообразные коллективы фольклорной ориентации. Однако эта тенденция вылилась в известном смысле в отрицание самой художественной самодеятельности (духовых, эстрадных оркестров, театров, агитбригад, академических хоров и т.д.).

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся.

Если до 90-хгодов вся народная культура ассоциировалась с ху­дожественной самодеятельностью, со всеми ее особенностями, о которых говорилосьвыше,то начиная, с 90-х годов наблюдается противоположная тенденция: вся народная художественная культура стала идентифицироваться лишьсфольклорными формами, традиционным творчеством.

Фольклоризм, неофольклор, современное лю­бительское художественное творчество, все жанры художествен­ной самодеятельности народного плана стали считаться фолькло­ром (сценические ансамбли народной песни, народной музыки, народного танца). Таким образом, повторилась ситуация 1920-х годов, но как бы наоборот. Понятие "художественная самодея­тельность" подверглось критике, была сделана попытка вывести его из обихода и заменить термином "любительское творчество".

В течение полувека художественная самодеятельность состыковала "высокое" искусство и ис­кусство народных масс, вводила массу в поэтику и мир художест­венного осмысления новых социальных явлений, формировала первичную базу профессионального искусства. В этом причина его бурного развития в 20-60-е годы. В последующем, в 80-е годы ста­ли замедляться темпы роста, шло расслоение по уровню исполни­тельства и жанровому составу, снижение социальной престижно­сти. Однако в официальных документах эти тенденции и вопросы игнорировались. На государственном уровне раскручивался махо­вик искусственной поддержки самодеятельности, вкладывались огромные (чаще всего не учитываемые) средства в ее парадно-показательные мероприятия (смотры, фестивали, праздники, по­езда дружбы и т.д.) Это, в частности, нашло отражение в выступ­лениях на Всесоюзном совещании по развитию народного творче­ства, проходившем в апреле 1988 г. в Москве. На совещании от­мечалось, что бесследно исчезают многие промыслы и ремесла, народная музыка, песни в городах и селах умолкают, клубы пустуют, лишь от смотра к смотру собираются многие коллективы, молодежь не идет в самодеятельность по причине падения ее пре­стижности. В качестве противовеса этим фактам назывались толь­ко что проведенный Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября, и подготавливаемый третий Всесоюзный фестиваль народного творчества.

Художественная самодеятельность оказалась заложницей оши­бок, допущенных на государственном уровне в руководстве ею. Она формировалась и развивалась как крайне упрощенное явле­ние, как аналог профессионального искусства.

Как форма народного творчества художественная самодеятель­ность в своих наиболее жизнестойких формах и проявлениях за­няла в его ряду свое конкретное место. Выявить логику ее разви­тия, сделать прогноз на будущее, понять необходимые механизмы включенности в общий художественный процесс можно при усло­вии подлинно научного представления о всей совокупности фак­торов, породивших художественную самодеятельность, обусло­вивших конкретные формы ее бытования.

Классификация художественной самодеятельности может быть осуществлена по разным признакам:

1) по ориентации на освое­ние различных пластов художественной культуры;

2) по типам ху­дожественного исполнительства (авторская, исполнительская);

3) по видам искусства или жанровой принадлежности (музыкальная, театральная, хоровая и т.д.);

4)по институциональной принадлеж­ности (клубная, школьная профсоюзная, воинская);

5) по региону ее развития (художественная самодеятельность Поволжья, Сиби­ри, области);

6) по возрастному и социально-демографическому составу (детская, ветеранов, смешанная).

В современной художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанрово-видовая структура, которая прошла длитель­ный путь развития как за счет расширения массы участвующих в ней, их мастерства, так и формирования новых направлений, жанров, использования выразительных средств, освоения новых 'эстетических явлений в широком культурологическом контексте. Народные и академические хоры, народные эстрадные и духовные оркестры, танцевальные и театральные жанры претерпели сущест­венную эволюцию в плане репертуара, концертных форм, органи­зации учебно-творческого процесса и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: