II. Проблемно-деятельностный этап




I. Мотивационный этап

Проблемная ситуация: педагог «расстраивается», что его любимая чашка разбилась (варианты: не такая нарядная, как увиденная в музее, не подходит к блюдцу и другой посуде), уточняет, что «приглашена» в гости на «чай» к необычным персонажам (братьям месяцам из известной сказки «12 месяцев» или другим близким детям героям (Незнайки, Буратино, Принцессе на горошине, Дяде Федору из Простоквашино); обыгрывает ранее освоенную информацию (в предыдущих проектах) и оформленное панно–Посудную лавку, сетует на то, что «обычные» чашка и тарелка не такие красивые и возможно не подходят к праздничному столу («не королевские», «не нарядные»), в обсуждении вопросов-провокаций, подводит детей к тому, что «о привычных на первый взгляд предметах (чашка, тарелка) мы многого не знаем», предлагает «провести исследование, узнать секреты росписи и украсить свой необычный сервиз».

Варианты вопросов для активизации деятельности: «Какая посуда самая необычная в мире?», «Какой формы бывают чашки, тарелки?», «Чем тарелка отличается от блюдца?», «Кто придумал самую первую тарелку и чашку?», «Какой материалы для изготовления посуды самый прочный, красивый, необычный?», «Может ли быть посуда из дерева, бумаги, стекла, ткани, снега и льда?», «Что такое фарфор, фаянс и какие их секреты известны?», «Какая форма тарелки самая популярная и самая необычная?», «Где находится самая большая и маленькая в мире чашка и тарелка?», «Какие традиции и легенды, связаны с посудой?», «Царская и крестьянская посуд: чем отличается, а чем похожа?», «Какие еще предметы входят в чайный (кофейный) сервиз?», «Зачем посуда украшают?», «О чем рассказывает орнамент на посуде?», «Какие секреты росписи посуды используют народные мастера и современные декораторы?», «Как украсить посуду, не расписывая её?(что такое декупаж)».

Обсуждение вариантов результата: оформление выставки посуды в мини-музее по теме «Секреты расписной посуды» («О чем поведали нам узоры на посуде?»), составлении коллекции декорированных предметов, сюжетные игры по теме.

II. Проблемно-деятельностный этап

Образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями
Образовательная ситуация «Большая история маленькой чашки» (возникновение посуды, посуда разных стран, материалы и традиции декора, обычаи гостеприимства). Образовательная ситуация «Традиции со всего света» (легенды, сказки, мифы, обычаи по данной теме: возникновение фарфора в Китае, обычаи чаепития в Китае и Японии, секреты Гжели, традиции изготовления посуды разных стран (Чехии, Германии и др.). Проводится в форме «путешествия» по миру и рассматривания коллекции чашек со всего света, чтения и пересказ фрагментов сказок, легенд, разыгрывания эпизодов «чаепития». Образовательная ситуация «Гжельское чудо»(уточнение названий предметов посуды, рассматривание особенностей орнаментов и узоров, роспись заготовок). Образовательная ситуация «Самый правильный узор»(рассматривание и уточнение видов орнаментов и узоров (растительных, геометрических, зоо – и, антропоморфных орнаментов), систематизация представлений о некоторых Российских промыслах изготовления посуды (Гжель, Хохлома, Оятская, Скопинская посуда), установление связи между особенностями орнаментов и природно-климатическими условиями и традициями, формой расписываемой основы; роспись заготовки «фантазийным» узором (варианты: «отважный узор», «добрый узор», «орнамент-веселушка»). . Исследование свойств разных материалов(опыты с материалами (дерево, стекло, фарфор, фаянс, ряд природных объектов, используемых для изготовления посуды (ракушек, камней, прочных листьев, кокосов, скорлупы)): прочность, легкость обработки, вес, особенности сохранения пищевых продуктов и поддержания чистоты). Творческая мастерская «Секреты народных умельцев и современных дизайнеров»(уточнение представлений об истории и технологии изготовления посуды, народных промыслах, рассматривание предметов, уточнение названий некоторых предметов посуды, рассматривание и «копирование» ряда способов декорирования и приемов (расположение по периметру, «от центра», «заполнение» основы, «разживка», «сеточка»). Творческая мастерская «Посудная лавка: узоры для необычного сервиза»(роспись сервиза - контурное изображение 10-15 разных по форме заготовок чашек (тарелок или других предметов сервиза), которые предстоит расписать в течение 1-2 недель; поиск интересных решений, раскрывающих образ персонажа). Предлагается придумать интересные способы раскрашивания, декорирования, изменения формы заготовки с учетом характера персонажа (например, для Братьев-месяцев: «Какие зимние месяцы вам, ребята, больше всего нравятся? Какого цвета снег (небо, закаты) в эти месяцы? Подберите интересные выразительные слова для каждого месяца. Для студеного января, снежного декабря, переменчивого февраля какие формы чашек бы выбрали? Какова палитра (цвета) зимних месяцев? Как цвет и узор может передать «настроение» и особенности месяца? Как передать в узоре снежные сугробы (скользкий лед)? Подумайте, чем бы вы украсили чашки каждого месяца, но так чтобы они рассказывали о хозяине»). Рассматривание в тематическом альбоме, наборе открыток, коллекции предметов, многообразия форм чашек и тарелок. Копирование узоров в тематический блокнот «Расписные узоры и орнаменты со всего света». Сюжетно-ролевые игры с предметами посуды (сюжеты «В посудной лавке», «Оформляем стол к приходу гостей», «Выставка крестьянской и царской посуды»). Дидактические игры и рассматривание тематических альбомов по разным промыслам (Хохлома, Гжель, Скопино). Лепка предметов посуды (ленточным способом) по схемам изготовления. Рассматривание «коллекции» (фотографии или предметов посуды), зарисовка «паспорта» предмета (по сенсорной модели указание свойств чашек: размера, цвета, пропорциональных особенностей, декора, используемого материала и т.п.). «Чайное путешествие» на кухню(рассматривание праздничной и повседневной чайной посуды, «зарисовка» (фотографирования) необычных или красивых чашек, семейных реликвий; обыгрывание вечернего торжественного семейного «чаепития». Задание «Я сам забочусь о своей чашке» (правила хранения и вымывания). Экскурсия (или виртуальное посещение с опорой на материалы сайтов музеев) в Этнографический музей (предметы быта), Императорский фарфоровый завод, Чайный домик Летнего сада или Петродворца.

 

Информация к проекту: сюда поместить можно информацию о посуде, видах…… то, что можно использовать в рассказах с детьми….

Методические рекомендации: можно описать интересные приемы, находки, поместить конкретные конспекты……

 

 

III. Творческий этап

Оформление совместно с детьмивыставки расписанных сервизов, презентация материалов для родителей в форме мастер-класса. Мастер-класс для детей и родителей проводится по росписи посуды либо в стилистике традиционных промыслов, либо «знакомства» с росписью посуды в разных этносах или национальностях (с приглашением «носителей» культуры – родителей), либо росписи «современных» объектов посуды (одноразовых стаканов и тарелок разными материалами и техниками (в зависимости от интересов и возможностей детей группы и родителей).

 

Дополнительная информация: литература, подборки стихов, игры и т.п.

 


Проект«Самая красивая …пуговица!»

(для детей 5-7 лет)

Продолжительность проекта: 2 недели. Проект интегрирует содержание разных образовательных областей.

Продукт: выставка продуктов детской дизайн–деятельности (декорированных пуговиц) в мини-музее.

Цель: художественно-творческое развитие дошкольников в процессе приобщения детей к традициям декорирования одежды и активизации дизайн-деятельности.

Задачи: стимулировать самостоятельные «занятия» дизайном (в декорировании предмета-пуговицы и использовании их для украшения других объектов); воспитывать уважительное отношение к художественным традициям и культуре России и мира; обогащать представления о дизайнерском искусстве: особенностях изготовления и декорирования пуговиц (как аксессуара одежды), соответствие данных аксессуаров образу и назначению костюма, некоторых национальных и мировых традициях в одежде; расширять и систематизировать представления об истории изготовления аксессуаров (применяемые и вариативные материалы, способы их обработки, традиции праздничной и повседневной одежды) и некоторых особенностях декорирования (единство формы основы и используемых элементов декора, цветового решения, количества данных аксессуаров); показать символичность некоторых цветов, элементов декора, орнаментов и узоров, выбора формы от назначения и обычаев; расширять представления детей о некоторых веществах и материалах, инструментах (название материалов, элементов декора, материалов для крепления, предметов одежды и т.п.); развивать дизайн-деятельность детей (комбинаторных способностей и умений, умений ставить творческую задачу, проводить поиск способов декорирования, освоение и применение разных способов украшения основ, создание интересного и соответствующего задуманному оформления); развивать познавательно–поисковую деятельность (экспериментирование, целепологание, суждение, познавательные операции: сравнение, обобщение, классификацию и др.); стимулирование развитие художественных и творческих способностей и проявлений (в выборе гармоничных решений в декоре, обыгрывании и оригинальное декорирование предметов), проявления субъектной позиции (в выборе материалов, способов декора, предпочтений).

Организация предметно-пространственной среды: оформление временной выставки в игровом уголке (куклы–персонажи, предметы костюмов, аксессуары, материалы и инструменты ткачества, вышивки, шитья). По мере проекта среда «пополняется» предметами по теме (коллекцией пуговиц, фотографиями с процессом вышивки, ткачества, пошива одежды, рисунками и фотографиями с изображением национальных костюмов, предметами одежды).

Основная идея проекта:активизироватьпоиск интересных дизайнерских решений в оформлении предмета (пуговицы) в соответствии с творческой задачей; стимулировать умения использовать предмет (пуговицу) в декорирование разных предметов и других творческих заданиях.

I. Мотивационный этап

Проблемная ситуация: педагог «приглашает» детей помочь Золушке закончить украшать платья для бала, подобрать аксессуары, пришить пуговиц или «демонстрирует» костюм без пуговицы (костюм для карнавала или детского праздника, кукольную кофточку); в обсуждении с детьми обращает их внимание на необходимость «починки» предмета, выслушивает детские советы, вопросами–провокациями активизирует их внимание к теме, предлагает выбрать самую «правильную», красивую пуговицу из мешочка с коллекцией пуговиц. В ходе подбора воспитатель обращает внимание на разнообразие пуговиц, их соответствие или не соответствие одежде, предлагает подобрать пуговицу к «своей» одежде и по - фантазировать о том, какую историю могла бы рассказать каждая из них, «если бы могли говорить, как предметы в сказках Андерсена».

Варианты вопросов для активизации деятельности: «Какая форма пуговицы самая «правильная»?», «Какая форма пуговицы самая необычная?», «Кто придумал пуговицу?», «Бывает ли музей пуговиц?», «Какой костюм самый нарядный?», «Бывают ли костюмы без пуговиц?», «Кто придумывает украшение для пуговиц?», «Какая пуговица самая дорогая?», «Какая пуговица самая большая / маленькая в мире?», «Какие материалы используют для изготовления пуговиц?», «Как пуговица рассказывает о хозяине?», «Чем отличается царская и крестьянская пуговица?», «Как правильно подобрать пуговицу, чтобы было красиво?», «Для чего еще можно использовать пуговицы?».

Обсуждение вариантов результата: составление коллекции пуговиц «На все случаи жизни» и использование пуговиц в декорировании разных предметов («пуговичный дизайн»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: