Нетрадиционные методы оздоровления детей
И здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Инновационная форма проведения гимнастики пробуждения
(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)
«Здоровье детей – это будущее нашей страны» - в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня в эпоху XXI века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармонично развитые, активные и творческие.
За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Понимая огромный объем ответственности, мы, педагоги, в свою очередь изучаем, подбираем, находим новые, инновационные, нетрадиционные методы физкультурно-оздоровительной работы по оздоровлению детей.
Такой поиск привел меня к изучению авторской программы – «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» кандидата педагогических наук, доцента Николая Николаевича Ефименко.
Одна из форм работы– гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая в условиях спальни, на кровати. Нетрадиционная форма проведения гимнастики пробуждения после дневного сна, имеет оздоровительный и лечебный эффект. Игра – основной вид деятельности дошкольников, а гимнастика пробуждения после дневного сна по системе Н.Н.Ефименко это театр, ежедневная захватывающая сказка, дарящая детям радость и приносящая пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений по принципиально новой системе оздоровления, коррекции, профилактики.
Создание педагогом двигательно - игровых условий, при которых естественным образом могли бы вывести организм ребёнка из состояния сна способствует:
- подъёму мышечного тонуса;
- улучшениею настроения;
- профилактике простудных заболеваний;
- укреплению дыхательного аппарата;
- предотвращению развития проблем с осанкой, плоскостопия;
- воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно.
Есть ещё несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, лёгкую обещающую радость музыку. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:
Младшая группа 4-5 минут
Младшая группа 5-6 минут
Средняя группа 6-8 минут
Старшая группа 8-10 минут
Подготовительная группа 10-12 минут
Ещё один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.
Этапы пробуждения
- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
- начинаете будить детей нежным голосом, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и начинается действие (сказка, игра и т.д.)
- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, можно использовать спокойную ходьбу.
И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных или продолжить тематику предыдущих мероприятий.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ №1
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Дарит осень радость нам.
Вот и к нам в город пришла Волшебница Осень. И я приглашаю вас на прогулку в осенний парк. Посмотрите как красиво вокруг, Осень одела деревья в красивые разноцветные наряды.
Упражнение № 1 «Красота вокруг»
И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища, медленный поворот в одну сторону, затем в другую.
Упражнение № 2 «Осенние листья»
И.п. лежа на спине, руки с листиками вдоль туловища, поочередное поднимание рук вверх
Осенний ветерок, пролетая, играет с листочками, раскачивает
И шуршит ими.
Упражнение № 3 «Ветер играет с листочками»
И.п. лежа на спине. Одновременное поднятие ног с разведением рук в стороны и дрожанием листиков.
Упражнение № 4 «Листопад»
И.п. то же. Волнообразные движения двумя руками с поднятием головы.
Вдруг на небе появились тучки
Серенькие тучки -
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили
Упражнение № 5 «Тучка»
И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища.Принять позу группировки, вернуться в и.п.
И закапал осенний дождик-кап-кап-кап, он капает на листики…
Дождик кап, дождик кап!
То сильней, то тише!
Не стучи ты дождик так -по листочкам-слышишь?
Упражнение № 5 «Дождик».
И.п. тоже. Махи прямыми руками и ногами, имитируя дождь Повторить 4-6 раз.