У. Слово вам, исследователи (выступление детей).
Магматические горные породы
Слайд2
Глубинные излившиеся
Гранит габбро базальт
Из крупных кристаллов из мелких кристаллов
V.Практическая часть. Знакомство с гранитом и его свойствами.
Идет работа в группах.
У. Рассмотрите образец гранита. Найдите на нем кристаллы разных минералов.
/Используется лупа, коллекция «Гранит и его состав», определительная карточка/.
Запишите свои исследования на определительную карточку
Гранит | |||
состав | свойства | цвет | Где применяется |
Из 3 минералов кварца полевого шпата слюды | твердость постоянная форма прозрачность трудно расколоть, разъединить на части | Серый Красный белый зеленый очень красивый цвет зависит от его составных частей | В строительстве, при постройке домов, украшают здания, памятники, станции метро |
Делается учениками вывод
1) Под лупой видно, что гранит состоит из 3 минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Видны отдельные каменные зерна. Они прилегают друг к другу.
2) Вывод о цвете, о свойстве, о применении
3) Осадочные горные породы
Неорганические (Известняк, песчаник) органические (каменный уголь, нефть)
У. Чтобы узнать, так ли это, исследуем осадочные горные породы и минералы (идет работа в группах)
Опыт 1. Песок.
В стакан опустите песок, перемешайте ложкой. Сделайте вывод: Мы видим, что песок не растворяется, оседает на дно. Песок продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. Из песка образуется кварцит. Кварцевый песок используется в стекольном производстве. Без песка не сделаешь кирпич. Кварцит используется в качестве строительного щебня. Это обломочная горная порода.
Опыт 2. Поваренная каменная соль
В стакан опускается поваренная соль. Ученики делают вывод: соль растворяется, но оседает дольше. Любая вода в реке содержит соли и поэтому вода в море становится соленой. Даже 1 крошка соли состоит из 1 минерала галит (хлористый натрий). Соли относятся к химической породе.
Опыт 3.
Перемешивается мел с водой. Делается вывод: мел не растворяется, и с течением времени оседает на дно. Мел содержит кальций, который так необходим нашему организму.
Вывод: Исследования показали, что все эти горные породы действительно относятся к осадочным породам.
VI. Динамическая пауза.
Б) Органические горные породы образуются от остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов.
Известняк из коралловых риф, из ракушек
Мел из раковин моллюсков, из раковин мельчайших планктоновых водорослей
Нефть образовалась в местах скопления динозавров
Каменный уголь образовался из древних папоротников
Торфгорит, намокший торф тяжелее) в болотах от отмерших частей болотных растений частично сгнивших
3)Метаморфические горные породы
Слайд 3
Образуются из магматических и осадочных, когда они попадают в условия высоких температур и давления. Они приобретают новые свойства, начинают изменяться, превращаться, какими бы не были прочными. Известняк превращается в мрамор. Мрамор используется в строительстве и в скульптуре.
Глина – в глинистый сланец
Песчаник – в кварцит
Гранит – в щебень, гальку
(Дети находят горные породы и минералы в коллекции и показывают их)
VII. Работа с картой РТ (выступают исследователи)
Исследовав карту РТ мы узнали, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые (горные породы). Мы пришли к выводу, что больше нефти в Альметьевске, Бугульме, чем у нас в Мамадыше. Нефть добывается у нас возле деревни Кирменей, Кумазана. В Чистополе делают часы, кварцевый песок используют в качестве основы для часов (кварц колеблется под воздействием элект.поля). Наша Республика богата природным газом, строительным материалом. В 60-80 годы 19 века в Красной горке, Омарском Починке, в Усалях крестьяне занимались кирпичным промыслом.
Вывод. В Татарстане есть полезные ископаемые: нефть, природный газ, строительный материал
VIII. Творческий отчет 3 группы
Слово аналитикам. Вывод.
Исследовав горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а минералы однородные.
Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.
Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе - мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге)
Люди не рационально используют недра земли. При переработке немалая их часть попадает в отходы, то есть пропадает зря. Значит, надо экономно расходовать земные богатства, чтобы хватило их другим поколениям.
Рекомендация. Относитесь к природе бережно!