Министерство образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический институт
Кафедра филологии и методики преподавания
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
____________________ ФИО
"_____"_________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Бурятский язык
Направление подготовки/специальность
050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки/специализация
Психология образования
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Улан-Удэ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели освоения дисциплины: обеспечить подготовку специалистов, владеющих бурятским языком как средством межкультурной коммуникации в устной и письменной форме в повседневном общении и при выполнении профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП. Основаниями для введения курса «Бурятский язык» в основную образовательную программу подготовки бакалавра является Рабочий учебный план направления 050700.62. Педагогика (Бакалавр), по которому названный курс входит в блок ГСЭ.Р.1. и представляет собой курс вузовского компонента. Основное назначение предмета «Бурятский язык (Начальный курс бурятского языка)» в вузовском обучении состоит в овладении студентами умениями общаться на нем. т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо).
1.2. В результате освоения дисциплины студент должен:
Иметь представления:
- о государственных символах Республики Бурятия, о ее общественно-политическом устройстве;
- о культуре, культурных ценностях бурятского народа;
- об обычаях и традициях, обрядах и др. бурятского народа;
- о праздниках бурятского народа;
- об истории бурятского народа;
- о природе Бурятии;
- достопримечательностях и выдающихся личностях бурятского парода;
- о бурятском искусстве;
- о религии бурятского народа;
- о языковых структурах бурятского языка и формулах речевого и неречевого поведения бурятского народа;
- о механизмах межкультурного взаимодействия.
Знать:
- национально-маркированную лексику: реалии, коннотативную и фоновую лексику;
- реалии: географические, этнокультурные, общественно-политические, реалии современной культуры;
- коннотативную лексику: группы лексических единиц;
- фоновую лексику: отдельные слова, словосочетания, и элементы фольклора;
- государственные символы Республики Бурятия;
- историю Бурятии;
- географию Бурятии;
- традиционную культуру бурят;
- сведения о религии бурят;
- искусство Бурятии;
- языковую структуру бурятского языка;
- формулы речевого и неречевого поведения;
- специфику артикуляции бурятских звуков;
- интонации вопросов, переспросов, согласия несогласия, выражение восхищения, удивления, волеизъявления;
- акцентуацию бурятских слов и ритм нейтральной речи;
- основные особенности полного стиля произношения;
- слова минимумом в объеме 800 лексических единиц общего и терминологического характера по темам «Моя семья», «Моя работа», «Моя родословная»;
- своеобразие грамматических форм, речевых клише обеспечивающих коммуникацию без искажения смысла при общении общего характера.
Уметь:
- использовать структуры бурятского языка для общения на нем;
- использовать этикетные функции языка;
- вступать в общение;
- строить акт общения;
- завешать общение;
- анализировать результат общения;
- использовать бурятский речевой этикет;
- представлять вербальное поведение: использовать несколько вариантов приветствий, прощаться, благодарить, извиняться, знакомиться, правильно обращаться к собеседнику (учитывая возраст, родственные связи, пол, диалект, должность), выражать согласие/несогласие, начать и закончить беседу, выражать просьбу, выражать свое мнение, утешать, сочувствовать, исполнять авторские и народные песни, говорить благопожелания, отвечать на них)
-представлять невербальное поведение: уметь передать акцентную особенность, тональность, мелодику бурятской речи; передавать жесты, мимику, контакт; передавать позы, телодвижения, соблюдать дистанцию при общении;
- понимать и принимать различие в культурах народов;
- проявлять эмпатию по отношению к другому народу и его культуре;
- проявлять доброжелательное отношение к народам и их культуре.
Владеть: по видам речевой деятельности:
Говорение
- обмениваться своими мыслями в вопросно-ответной, диалогической и разговорной, монологической форме в стилистически нейтральном регистре сферы повседневного общения;
- вести беседу в условиях повседневного общения с соблюдением правил речевого и неречевого этикета для ведения переговоров и разговоров по телефону;
- научить делать краткие сообщения на заданную тему, по предложенной ситуации.
Аудирование
- понимать на слух аутентичные тексты с не более 3% незнакомой лексики, значение которой должно быть раскрыто на основе умения пользоваться языковой и логической догадкой;
- передавать основное содержание услышанного текста;
- воспроизводить прослушанный текст и т.д.,
Чтение
- читать тексты с культурно-бытовой тематикой и извлекать из текста информацию разной степени полноты (с полным пониманием текста, с поиском нужной информации).
Письмо
научить писать письма, краткое сообщение на тему с использованием ключевых слов и выражений;
- письменный перевод с бурятского языка на русский и с русского языка на бурятский.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
- владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК – 2);
- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК – 3);
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК – 5);
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК – 8);
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК – 9);
Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы и учебника, представляющего начальный курс обучения бурятскому языку как второму «Мэндэ-э!», ''Здравствуйте!" и рабочей тетради к учебнику под коллективным авторством О.И. Богомоловой, Г.-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, С.А. Дашисвой, Б.Д. Цырендоржиевой, Б.Д. Шожоевой.
II. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Название блоков (разделов, модулей) дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Оценочные средства | ||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | СРС | Тип контроля | Форма контроля | |||
1. | Блок 1. Вводно-фонетический курс. | текущий | Фонетический диктант | |||||
2. | Блок 2. Наша семья | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
3. | Блок 3. Деятельность. Профессия. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
4. | Блок 4. Моя родословная. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
5. | Блок 5. Одежда. Продукты питания. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
6. | Блок 6. Мой день. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
7. | Блок 7. Моя биография. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
8. | Блок 8. Наш дом. Наша малая Родина. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
9. | Блок 9. Наш университет | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
10. | Блок 10. Республика Бурятия. | текущий | ЛГТ, диалог, беседа, чтение | |||||
ИТОГО ЧАСОВ: | итоговый |
III. Тематическое планирование курса