Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.




Он относится к вокальной музыке, обозначает «пение без слов».

Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?

Да

 

Сегодняшний урок мы посвятим портрету скрипки в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века.

 

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

 

Почему Её голос часто сравнивают с человеческим?

Потому что Скрипка может петь, плакать, говорить…

Рассмотрим 3 Картины и определим к какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?

Внимательно посмотрите на первую иллюстрацию – это фрагмент из картины Франческо Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах»

К какому жанру можно ее отнести?

Портрет

Какую музыку можно представить глядя на играющего ангела?

Ангельскую, нежную, Мелодичную, светлую…

 

Также я предлагаю рассмотреть фрагмент из второй картины Яна Ван Эйка «Музицирующие ангелы»

Здесь чем отличается от предыдущей картины?

Здесь намного больше ангелов

А музыка какая звучит?

Более насыщенная, т.к. инструментов больше

А к какому жанру теперь будет еще относится, не просто портрет, а?

(жанровые сценки с музыкантами)

И последний фрагмент представлен перед нами Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист».

Мы видим что музыкант здесь играет один, его окружают неодушевленные предметы Это…

Растения, стол, футляр, окно…

Если в картине присутствуют растения и другие неодушевленные предметы, значит это какой жанр?

Натюрморт, а в данный момент натюрморт со скрипкой

Музыка здесь звучит более современная музыка верно?

Но мелодичность и нежность инструмента сохраняется?

 

Скрипка появилась

В Европе в конце 15 века

 

И.С. Бах

«Чакона»

18 век

величаво, взволновано, торжественно

-Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога)

-Главный принцып развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

«чакона »: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения.

 

П.И. Чайковский «Мелодия»

19 век

мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано

дугообразные линии.

 

-Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.

-В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности.

-В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой.

-На протяжении всей пьесы - мажорный лад.

-«Мелодию» можно сравнить с картиной Жилинского «Альтист» Есть ли общие черты в музыке и живописном полотоне? Что различает эти два художественных образа?

 

 

А. Шнитке«Concerto grosso»

20 век

тревожный, напряженный, отчаянный

ломаные линии

 

«Concerto grosso №1» - большой концерт - произведение инструментального жанра.

Старинная это музыка или современная?

-Сравните это звучание с главной мелодии «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? (страстность, взволнованность, драматизм)

 

-Шнитке противопоставляет другой мир - злобный, враждебный. Звучание тембров скрипки воспринимается как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.

 

Лучшие скрипки были созданы скрипичными мастерами Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери

А Знаете ли вы имена великих скрипачей?

Это Антонио Вивальди, Николо Паганини

 

Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.

(слайд 17)

Родился 27 октября 1782 г. в Генуе в семье мелкого торговца. Отец первый заметил в сыне способности к музыке и стал обучать его игре на скрипке и мандолине. Эти уроки стали для мальчика настоящей пыткой, так как Паганини-старший отличался необузданным характером, Никколо доставалось за малейшую ошибку, и любой другой на его месте возненавидел бы музыку. Тем не менее талант взял своё: в восемь лет Паганини написал первую сонату, а с девяти начал концертировать в Генуе.

С 16-летного возраста, освободившись наконец от опеки отца, он выступал самостоятельно с неизменным успехом как скрипач-виртуоз. Необыкновенный, доселе невиданный талант быстро сделал Паганини знаменитостью.

 

Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. Такие приёмы, как игра на одной (4-й) струне, техника двойных нот, разнообразные штрихи для создания колористических эффектов, — всё это он не только применял сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.

Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы.

Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А. Страдивари. Свой инструмент работы Гварнери он завещал родной Генуе, где скрипка хранится до сих пор.

Личность Паганини, его необыкновенные способности, считавшиеся «сверхчеловеческими», порождали многочисленные легенды о нём. Так, например, говорили, что свой талант он получил от дьявола в обмен на душу. Паганини не оспаривал эти домыслы и даже сам иногда подпитывал их, что прибавляло некий ореол таинственности к его громадной популярности величайшего скрипача.

Умер 27 мая 1840 г. в Ницце.(во Франции)

 

На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.

Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.

Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.

 

Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».

(«Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз,).

Давайте послушаем с вами фрагмент этого каприса:

 

 

Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах, очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.

Вопросы:

 

1. О каком величайшем мастере скрипичной игры вы узнали? Как его имя?

2. Что такое каприс?

3. Почему голос скрипки сравнивают с человеческим?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: