Содержание и последовательность выполнения практического занятия
Практическое занятие 6.1
Расчет норм выработки на ручные и механизированные работы
1. Входной контроль.
Задание № 1. (2 уровень). Дайте письменные ответы на вопросы темы:
1. Раскройте понятие - ″нормирование труда″.
2. Какие виды норм труда Вы знаете?
3. Изложите, как классифицируется нормируемое время смены?
2. Задания.
Задание № 2. (III уровень) Рассчитать норму выработки на очистке столовой свеклы за 7-часовой рабочий день.
Исходные данные:
- производительность труда 1,6 +0,??* ц/час;
- время подготовительно-заключительной работы – 5 мин.;
- время на личные надобности - 10 мин.;
- время обслуживание рабочего места после каждого часа работы – 2 мин.
- время отдыха после каждого часа работы – 7 мин.
??* - порядковый номер учащегося в подгруппе.
Задание № 3. (III уровень) Определить норму выработки на обработке почвы и севе культур при продолжительности смены – 8 часов. Состав агрегата: трактор – Белорус - 2522, комплексный агрегат АПП-6.
Исходные данные:
- рабочая скорость движения - 11 км/ч;
- ширина захвата – 6 м;
- подготовительно-заключительное время – 15 мин.;
- время обслуживания агрегата – 10 мин.;
- время отдыха и личных надобностей – 15 мин.;
- время вспомогательной работы – 9 мин.
Задание № 4. (III уровень) Рассчитать норму выработки трактористу-машинисту на уборке картофеля. Агрегат состоит из трактора МТЗ-82, комбайна КПК-2.
Исходные данные:
- рабочая ширина захвата комбайна - 1,4 м;
- рабочая скорость движения – 4,?? км/час;
- время смены - 7 часов;
- подготовительно-заключительное время – 15 мин.;
- время обслуживания агрегата - 20 мин.;
- время отдыха и личных надобностей - 15 мин.;
- время вспомогательной работы - 5 мин.
Задание № 5. (III уровень) Определить норму выработки на ручной уборке капусты.
Исходные данные:
- часовая производительность (П) — 2,?? ц;
- время смены - 7 часов;
- подготовительно-заключительное время – 12 мин.;
- время личных надобностей - 10 мин.;
- время отдыха после каждого часа работы – 6 мин.;
- время обслуживания рабочего места после каждого часа работы - 4 мин.
Задание № 6. (III уровень) Определить норму выработки трактористу-машинисту на уборке столовой свеклы. Агрегат состоит из трактора МТЗ-82 и комбайна КПК-2.
Исходные данные:
- ширина захвата комбайна - 1,4 м;
- скорость движения - 4,5 +0,?? км/час;
- время смены - 8 часов;
- подготовительно-заключительное время - 15 мин.;
- время обслуживания агрегата - 12 мин.;
- время отдыха и личных надобностей - 16 мин.;
- время вспомогательной работы - 8 мин.
2. Выходной контроль.
Задание № 7. (3 уровень) Укажите факторы, которые влияют на выполнение и перевыполнение норм выработки:
а) на ручных работах;
б) на механизированных полевых работах.
Практическое занятие 6.2
Расчет норм выработки на транспортных работах и норм обслуживания в животноводстве.
1. Входной контроль.
Задание № 8. (2 уровень) Дайте письменные ответы на вопросы темы:
1. В чем заключается сущность нормирования труда?
2. Раскройте важнейшие задачи нормирования труда.
3. Изложите основные принципы определения норм труда.
Задания.
Задача № 9. (III уровень) Рассчитать норму выработки трактористу-машинисту на перевозке навоза, продолжительность рабочей смены – 8 часов.
Исходные данные:
- расстояние перевозки - 5 км.
- грузоподъемность прицепа – 6 т.;
- скорость движения: с грузом – 11 км/ч;
без груза – 15 км/ч;
- время погрузки одного прицепа – 5 мин, разгрузки – 3 мин;
- Тпз – 20 мин, Тобс – 15 мин;
- время отдыха и личных надобностей - 25 мин.
Задача № 10. (III уровень) Определить норму обслуживания животных и количество операторов машинного доения.
Исходные данные:
- на ферме содержится 400 коров;
- продолжительность смены – 7 часов;
- Тпз – 25 +?? мин, Тотл – 30 мин, t обс одной головы – 14 мин.
Задание № 11. (III уровень) Рассчитать норму обслуживания молодняка крупного рогатого скота на откорме.
Исходные данные:
Продуктивность - 6?? гр. в сутки
Тсм – 7 час.
t обс одной головы – 7 мин.
Тпз – 25 мин.
Тотл – 20 мин.
Задание № 12. (III уровень) Рассчитать норму выработки трактористу-машинисту на перевозке кормовых корнеплодов, при продолжительности рабочей смены – 8 часов.
Исходные данные:
- расстояние перевозки – 3,5 км.
- грузоподъемность прицепа – 5 т.;
- скорость движения: с грузом – 20 км/ч;
без груза – 25 км/ч;
- время погрузки одного прицепа – 6+?? мин, разгрузки – 3 мин;
- Тпз – 25 мин, Тобс – 20 мин;
- время отдыха и личных надобностей - 20 мин.
Задание №13. (III уровень) Рассчитать норму обслуживания оператору машинного доения на обслуживании молочного стада коров.
Исходные данные:
- Тсм – 480 мин.;
- Тпз – 15+?? мин.;
- Тотл – 18 мин.;
Затраты труда на одну голову: - раздача кормов – 2,77 мин.;
- привязывание – 1,15 мин.;
- чистка коров – 0,55 мин.;
- доение установкой «Ёлочка» - 2,70 + 0,?? мин.
Задание № 14. (III уровень) Определить сменную норму выработки на отвозке сена от прессподборщика к месту скирдования в тоннах и т-км.
Исходные данные:
Тсм – 420 мин.
Тпз – 25 мин.
Тотл – 20 мин.
Время погрузки одного прицепа (t погр.) – 10 мин.
Время разгрузки одного прицепа (t разгр.) – 5 мин.
Расстояние перевозки (L) – 10 км.
Скорость с грузом (V1) – 21км/час.
Скорость без груза (V2) – 28 км/час.
Фактическая грузоподъёмность при цепа (Q) – 3 тонны.
Задание № 15. (III уровень) Рассчитать норму выработки на перевозке соломы агрегатом Беларус 82,1 + 2 ПТС-4, погрузка погрузчиком СШР-0.5, разгрузка самосвальным способом. Среднее расстояние перевозки – 6км. За время наблюдения сделано 8 рейсов. Средний фактический вес груза, перевозимого за 1 рейс – 2.1 т. Дополнительные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 РЕЗУЛЬТАТЫНАБЛЮДЕНИЙ
№ п/п | Наименование затрат времени | Время, минут | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | Подготовительно-заключительное время: | ||
-проведение ежесменного технического обслуживания | |||
-подготовка агрегата к переезду | |||
-переезды к месту работы и обратно в начале и в конце работы | |||
-получение наряда | |||
2. | Основная работа | ||
- движение с грузом | |||
3. | Вспомогательная работа | ||
- движение без груза | |||
- подъезд под погрузку | |||
- погрузка | |||
- подъезд под разгрузку | |||
- разгрузка | |||
- открытие и закрытие бортов | |||
4. | Организационно-техническое обслуживание | ||
- взвешивание | |||
- очистка бортов | |||
5. | Перерывы на отдых и личные надобности | ||
6. | Общая продолжительность наблюдения |
Методические рекомендации:
1. Определить время на погрузку за одного рейса (tп) следующим образом: сложить время подъезда под погрузку и время погрузки и разделить на количество рейсов.
2. Определить время разгрузки (tр) за рейс: сложить время подъезда под разгрузку, время разгрузки, время на открытие и закрытие бортов и разделить на количество рейсов сделанных за время наблюдения.
3. Определить прочее время (Тпр) рассчитать: сложить время на взвешивание груза и очистку бортов и расделить на количество рейсов.
4. Рассчитать скорость движения с грузом (V1) следующим образом: расстояние перевозки умножить на количество рейсов и разделить на время движения с грузом.
5. Рассчитать скорость движения без груза (V2): расстояние перевозок умножить на количество рейсов и разделить на время движения без груза.
6. Определить сменную норму выработки по формуле, приведенной в лекции.
Задание № 16. (III уровень) Рассчитать норму обслуживания оператору по уходу за молодняком КРС на откорме. Исходные данные:
- Тсм – 480 мин.;
- Тпз – 12+?? мин.;
- Тотл – 18 мин.;
- Затраты труда на одну голову скота: - раздача корма – 2,5 мин.;
- удаление навоза – 1,25 мин.
4. Выходной контроль.
Задание № 17. (III уровень) Укажите факторы, которые влияют на формирование:
а) норм выработки на транспортных работах;
б) норм обслуживания в животноводстве.
Критерии оценки заданий практического занятия.
1. Шкала для оценки заданий практического занятия:
№ задания | Уровень задания | «Цена» одного задания |
Общая сумма баллов: |
2. Шкала для выставления отметки на основании общей суммы
баллов за выполнения заданий практического занятия:
Количество заданий практического занятия | |
Общая сумма баллов | Отметка |
0 – 7 | |
8 – 15 | |
16 – 22 | |
23 – 29 | |
30 – 37 | |
38 – 44 | |
45 – 51 | |
52 – 58 | |
59 – 66 | |
67 – 73 |
Преподаватель: ___________ /Ю.Е.Коновальчик/