БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (ТЕОРИЯ НООСФЕРЫ)




В ходе антропогенеза в отряде приматов выжил и стал доминировать один вид, обладающий бипедией, хорошо развитым головным мозгом, способный к абстрактному мышлению и к сложной деятельности передних конечностей – Homo sapiens.

Как компонент биосферы человечество с момента своего появления и до настоящего (и будущего!) времени тесно связано с материально-энергетическими процессами, происходящими в ней. Но человек с самого своего появления уже обладал орудиями труда, что позволяло ему активнее других обитателей биосферы взаимодействовать с остальными видами и тем самым ускорять прохождение некоторых звеньев биотического круговорота. Медленно, в течение многих поколений совершенствовались трудовые навыки и орудия труда, вырабатывалось умение использовать их. Так оттачивался разум.

Палеолитическое человечество уже оказывало существенное давление на природу. В ледниковом периоде на Земле резко изменился тепловой и водный режим, биосфера переживала критические времена. Как известно, немногочисленное человечество пережило все тяготы этого времени благодаря овладению огнём. В.И.Вернадский писал: «Это был первый случай, когда живой организм овладел и сделался хозяином одной из сил природы». В результате численность палеолитического человечества заметно возросла. Н.Н.Воронцов приводит следующие цифры:

· около двух миллионов лет назад численность Homo habilis составляла не более 125000 особей,

· во времена Homo pekinensis их уже было около одного миллиона,

· в эпоху верхнего палеолита Homo sapiens и близкие к нему виды уже достигали 3,34 млн. особей.

Рост численности человечества сопровождался усилением антропогенного пресса на природу. Это проявлялось в искусственно вызываемых пожарах, в уничтожении отдельных видов животных. Несложные расчёты показывают, что люди охотничьего рациона употребляют в сутки 600 – 700г. мяса. Стало быть, минимальная потребность орды из 25 человек составляла около 5930 кг/год. В пересчёте на живой вес это составляет не менее 14800кг/год. Для удовлетворения таких потребностей орда должна была осваивать значительную территорию (около 370 кв.км.), убивая не менее шести мамонтов.

В эпоху неолита человечество перешло к земледелию (растениеводству) и животноводству и впервые проявило себя как геологический фактор, вызвав эрозию почв, обмеление рек, опустынивание значительных территорий и т.д.

В то же время в земледелии и животноводстве, по словам В.И.Вернадского, проявилась «направляемая разумом культурная биогеохимическая энергия». Это новая форма энергии связана с жизнедеятельностью человеческого общества. Сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, она вызывает миграции химических элементов нового рода, по разнообразию и мощности, далеко оставляющие за собой обычную биогеохимическую энергию живого вещества планеты. Это привело к значительному изменению положения человека в биосфере пробуждению и развитию его творческих способностей.

В целом человечество, по меткому выражению В.А.Вернадского, уже тогда стало проявлять себя как «существо кризисное». Оно вызвало крупнейший кризис биосферы.

В эпоху древних цивилизаций ускоряющимися темпами росла культура человечества, оттачивался его разум, совершенствовались способы сохранения и передачи информации, появилась письменность. Вследствие совершенствования средств коммуникации во временном и пространственном аспекте человечество начинало проявлять себя в биосфере как целостный мощный фактор.

В.И.Вернадский отмечал, что между XV и XVII вв. до нашей эры уже происходил широкий обмен информацией в тогдашнем культурном пространстве, формировалось научное мышление.

Культура – это степень общественного, умственного и нравственного развития человечества. Т.П.Григорьева видит назначение культуры в смягчении нравов, снижении враждебности, порождённой невежеством, и облагораживании души. Становление культуры древних цивилизаций находилось в прямой зависимости от освоения водных ресурсов как оптимальной среды для жизни и средства коммуникации (географический детерминизм как фактор развития цивилизаций). В истории древнего мира поэтапно сформировались три цивилизации: речная, морская, океаническая. Освоив названные среды жизни, человечество заселило весь земной шар. Сейчас мы вышли за пределы планеты и осваиваем космос.

В период с XV и до ХХ века влияние человека на природу усиливалось быстрыми темпами. В это время совершился охват единой культурой всей планеты: изобретение книгопечатания, овладение новыми формами энергии, познание всех ранее недоступных областей Земли, выход в космическое пространство, проникновение в микромир Вселенной и живых организмов и т.д. Сформировались антропоценозы – сообщества организмов, где человек является доминирующим видом, а его деятельность определяющей состояние всей системы.

Эти многочисленные и разнообразные достижения есть результат развития науки.

Наука является компонентом культуры, она находится в постоянном изменении и углублении. В.И.Вернадский справедливо отмечает, что «она по существу едина и одинакова для всех времён, социальных сред и государственных образований». Неоспоримая сила науки в объяснении фактов, закономерностей существования и развития окружающей среды и человечества. Наука не что иное, как проявление действия в человеческом обществе, а научная мысль не только индивидуальное и социальное явление, но и мощнейший фактор в биосфере. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу.

Ноосфера ( от греч. noos- разум) – это сфера взаимодействияприроды и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития.

Теорию ноосферы в первой половине прошлого века философски осмыслил и детально разрабатывал автор учения о биосфере В.И.Вернадский. Однако само понятие и первый набросок этой теории принадлежат двум французским учёным – математику, профессору Сорбонны Эдуарду Леруа (1870 – 1954) и палеонтологу, эволюционисту, католическому философу Пьеру Тейяру де Шардену(1881 – 1955). Основываясь на открытиях XVIII – XIXвеков и лекциях В.И.Вернадского по геохимии, которые он читал в Сорбонне в 1922 – 1923гг, они рассматривали ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю. При этом Э.Леруа в книге «Происхождение человека и эволюция разума» ссылался на работы В.И.Вернадского о биосфере как области взаимодействия живой и неживой природы. Факты различных форм такого взаимодействия были накоплены наукой предшествующих эпох.

В XVIII веке наиболее ярко эта идея была представлена в трудах знаменитого естествоиспытателя Ж.Бюффона (1707 – 1788). Спустя некоторое время работами зоолога Ж.Кювье (1769 – 1832) было доказано, что живые организмы способны существовать только при условии обмена веществ с внешней средой. Химики Джозеф Пристли (1733 – 1804) и Карл Вильгельм Шеели (1742 – 1786) описали фотосинтез у растений и дыхание у растений и животных. Жан Батист Ламарк (1744 – 1829) заложил основы научной аутэкологии. Чарльз Дарвин (1809 – 1882)в своей теории естественного отбора вскрыл закономерности синэкологии. Всё это указывало на то, что живая природа не только серьёзно зависит от окружающей среды, но и воздействует на неё. Человечество как мыслящий компонент живой природы всей своей деятельностью активно взаимодействует со всеми географическими оболочками Земли.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит от технической вооружённости общества. Она была достаточно мала на начальных этапах развития общества. Однако ситуация заметно изменялась с ростом его производительных сил. Техническая революция XVII ускорила урбанизацию и расслоение общества. Это стимулировало дальнейшее развитие промышленности, загрязнение природы промышленными и бытовыми отходами. В то же время рост промышленных центров потребовал интенсификации сельского хозяйства, за счёт селекции, что в свою очередь, способствовало развитию творческого мышления человека, научной мысли. Научно-технический прогресс ХХ века, связанный с качественно новыми взаимоотношениями науки, техники и технологии колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством ряд новых, чрезвычайно острых проблем. В результате преобразования человеком естественной среды обитания сформировалась техносфера как совокупность технических устройств и систем совместно с областью технической деятельностью человека. Она включает в себя технические системы, живое вещество, верхнюю часть литосферы, атмосферу, гидросферу и техногенное вещество. В.И.Вернадский писал: «В биосфересуществует великая геологическая, быть может, космическая сила,планетное действие которой обычно не принимается вовнимание в представлениях о космосе. Эта сила, по-видимому, не есть проявление энергии или новая особенная её форма…. Однако действие этой силы на течение земных энергетических явлений глубоко… и должно иметь отражение в бытии самой планеты. Это сила разума Человека».

Э.Леруа и П.Шарден под ноосферой понимали особую оболочку Земли, заключающую в себе идеальный разум. Её формирование и развитие они связывали с возникновением и развитием человеческого сознания. Действительно, с появлением человека в природе появился новый фактор – особая психологическая способность, которой раньше не существовало – разум рефлексивного типа, способный к познанию окружающего мира. Это, по существу и есть новое состояние, новый порядок реальности. Согласно П.Шардену, в эволюционные перспективы ноосферы включается преображение каждой отдельной личности, развитие ресурсов её мозга, расширение сознания.

В свою очередь В.И.Вернадский заинтересовался идеей французских учёных и особенно философией П.Шардена, рассматривающего феномен человека с точки зрения глобальной эволюционной перспективы. П.Шарден мыслил в понятиях отправного пункта эволюции, которая началась с появления элементарных частиц, привела возникновению атомов и молекул, клеток, многоклеточных организмов, социальных групп. Он полагал, что следующим этапом эволюционного процесса.(эволюционно – критической точкой) станет появление коллективного человеческого сознания, которое сможет контролировать направление будущей эволюции биосферы.

Таким образом, по П.Шардену, переход к ноосфере является движением от неживого вещества к биологическим системам и, в конце к духовной эволюции.

В.И.Вернадский принял понятие «ноосферы» в той его части, где утверждается её происхождение в результате глобальной эволюции, но наполнил иным содержанием. Он был убеждён, что переход к ноосфере осуществляется под влиянием научных достижений.

П.Шарден и В.И.Вернадский дали две возможные, в значительной степени дополняющие друг друга, интерпретации понятия «ноосфера»:

· Ноосфера глобальный слой мыслящих организмов, слой сознания и духовности, возникший из биосферы как носителя жизни. Она возникла вместе с человеком, её проявление состояло в борьбе первобытных людей со стихиями; ноосфера как этап творческой деятельности человека формировалась в ходе социальной истории.

· Ноосфера – среда, где происходит самореализация коллективного разума человечества, не сам человек, а научная мысль, достижения науки приобретают значение геологического фактора на планете Земля. При этом

В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в трёх разных смыслах:

o состояние планеты, когда человек стал крупнейшей преобразующей силой;

o главный фактор перестройки и изменения биосферы;

o область активного проявления научной мысли.

Оценивая роль человеческого разума и научной мысли, автор теории ноосферы пришёл к следующим выводам:

1. Научное творчество – это фактор, с помощью которого человек меняет биосферу,

2. изменение биосферы – неизбежное явление, сопутствующее дальнейшему развитию научной мысли,

3. это изменение происходит независимо от воли человека как естественный природный процесс,

4. биосфера - организованная оболочка, вхождение в неё нового фактора в виде научной мысли – это процесс перехода её в ноосферу,

5. появление междисциплинарных обобщений и наук позволяет более глубоко понять этот переход.

Таким образом, человек как всякое живое существо – часть и функция биосферы, прорыв научной мысли подготовлен как прошлым биосферы, так и историческим развитием человечества, и имеет эволюционные корни.

В фундаментальном труде «Философские мысли натуралиста» В.И.Вернадский обозначил условия, необходимые для развития и существования ноосферы как стратегии выживания человеческого общества. Это разумное освоение земного пространства и сохранение девственных участков природы в различных климатических зонах; резкий рост средств коммуникации, создание тем самым условий для формирования «интернационала учёных» и возникновения «мировой науки». Очень большое значение он придавал «омассовлению» науки, для чего, писал В.И.Вернадский, необходима продуманная система народного образования, рост благосостояния всего человечества, социальное равенство всех людей, политическая стабильность, исключение войн из жизни землян.

По В.И.Вернадскому, наивысшим нравственным принципом человечества эпохи ноосферы должен стать принцип «не убий» - нигде, никогда, никак, ни при каких обстоятельствах. Так великий мыслитель и гуманист связал научную мысль и нравственность в единую систему.

Главными составляющими в структуре ноосферы являются человечество, общественные системы, научные знания, сумма техники и технологий, биосфера. Основа сохранения системы – гармоническое взаимодействие всех компонентов. Между тем, уже сейчас накопился достаточный материал негативного воздействия человека на природу планеты:

· возросло количество механически извлекаемого материала литосферы (добыча полезных ископаемых составила более 100млрд/год), что в четыре раза больше массы материала выносимого в океан при денудации суши;

· происходит массовое потребление продуктов фотосинтеза прошлых эпох (торф, уголь), вследствие чего смещается химическое равновесие в сторону противоположную фотосинтезу, накоплению СО2 и снижение содержания О2 в атмосфере;

· усиление рассеивания энергии, в противоположность её прошлому накоплению;

· создание новых химических элементов и веществ и металлизация биосферы (трансурановые элементы, выплавка железа и алюминия);

· загрязнение природы веществами, не поддающимися органогенному распаду;

· загрязнение человечеством околоземного (солярного) пространства;

· изобретение сверхмощного оружия, которое может многократно уничтожить всю планету и вызвать, пока трудно предсказуемые, космические последствия.

Перечисленное налагает нравственную ответственность, как на учёных, так и на всё человечество. Теория ноосферы устремлена в будущее, она призывает нас мыслить и действовать в планетарном, биосферном аспекте.

В тоже время учение В.И.Вернадского о ноосфере не носит законченного, канонического характера и вызывает до сих пор споры в научных кругах. Критики теории ноосферы главным образом указывают на то, что она утопична в рассмотрении условий существования ноосферы. Это утверждает известный американский биолог и Д.Винер, Ф,Р,Штильмарк – доктор биологических наук, сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН и некоторые другие биологи и философы.

Всем критикам теории ноосферы («ноосферизм», по их выражению) можно возразить – в своём учении о ноосфере В.И.Вернадский связывает в единую систему биосферу и человечество во всём их многообразии; показывает планетарные масштабы нравственных принципов в деятельности людей. Теория ноосферы продолжила глубокий научный синтез – теорию биосферы. Без оценки взаимодействия человечества и остальной природы теория биосферы была бы незавершённой.

Учение В.И.Вернадского вполне согласуется с идеями космизма. Центральной мыслью этой философии было утверждение, что человек – этап эволюции животного мира; его возникновение ознаменовало появление в природе принципиально нового фактора развития – духовного. В науке эта идея начала формироваться задолго до теории ноосферы. Ещё в 1849 году американский геолог Джеймс Дана сформулировал эмпирическое положение о том, что в ходе исторического развития животных происходила цефализация нервной системы. Сначала сформировались зачатки нервной системы, затем она усложнялась вплоть до оформления головного мозга. Коллега и соотечественник Д.Дана, Ле-Конт эпоху появления головного мозга назвал особой, психозойской эрой.

В начале прошлого века геологи Чарльз Шухерт и Алексей Петрович Павлов независимо друг от друга высказали мысль о том, что с появлением человека на Земле сформировался новый планетарный фактор – деятельность человека. В проблеме определения места человека были и философские корни. Так ещё в конце VIII века Александр Иванович Радищев (1749-1802) рассматривал человека как верхнюю ступень лестницы постепенного совершенствования природы в статье «О человеке, его смерти и бессмертии». Согласно А.И.Радищеву в человеке сопряглись все стихии и возможности природы. «От всех тварей» он отличается творческим характером. Крупный философ и экономист Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1992) утверждал, что природа достигнув в человеке самосознания и способности к труду, вступает в новую эпоху своего существования. Труд, по его мнению, есть новая сила природы, новый мирообразующий, космический фактор, принципиально отличающийся от всех остальных сил природы.

Самобытным философом, родоначальником русского космизма был Николай Фёдорович Фёдоров (1829 – 1903). Его труд «Философия общего дела» затрагивал проблемы эволюции живого компонента природы. Он отметил двойственность и противоречивость отношений человека и природы и справедливо указал, что цивилизация лишь «эксплуатирующая, но не восстанавливающая» ведёт себя к катастрофе и даже гибели. Это - следствие двойственности самого человека: с одной стороны он обладает разумом. Его мозг и тип нервной деятельности являются самыми совершенными. В то же время, его практическая деятельность оставляет желать лучшего. Не случайно В.И.Вернадский писал, что для достижения идеального ноосферного сознания человек должен победить свои низменные задатки, он должен сам стремиться к идеалу.

Н.Ф.Фёдоров был сторонником идеи цефализации. он считал, что существует внутренняя направленность природной эволюции к усложнению и появлению сознания. Подобная идеология позднее получила название «антропного принципа эволюции». По убеждению этого мыслителя, развитием науки, всеобщим трудом и познанием человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне – и внутри себя, выйти в космос для его познания, освоения и преобразования. Человечество, по мнению Н.Ф.Фёдорова, должно взять в свои руки штурвал эволюции. Для этого необходимо научиться регулировать космические «метеорические» явления, создать общество нового типа, работать над преодолением смерти, ибо во Вселенной может быть деятельной только бессмертная душа.

Между тем, жизнь человека полна противоречий. Во-первых, вследствие недостаточной информационной ёмкости организма, он не может всегда адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Во-вторых, организм человека, как и всех живых существ, не вполне открытая система, она не способна постоянно самообновляться. Поэтому люди должны создавать всё более совершенные орудия труда, как бы продолжающие его органы и, увы, всё в природе имеет свой конец, люди тоже смертны. Н.Ф.Фёдоров главной задачей науки считает работу, направленную на достижение бессмертия каждого человека. Бессмертие людей, согласно Н.Ф.Фёдорову, естественно должно будет привести к необходимости расселения на другие планеты. В середине XIX века он предлагал свой вариант перемещения людей в космосе. Для этого надо будет овладеть электромагнитной энергией Земли, что позволит управлять её движением и превратит нашу планету в космический корабль («Землеход»). Так человек сможет объединить все миры и станет «планетоводом». В этом проявится единство человечества и космоса.

Эти идеи Н.Ф.Фёдорова получили поддержку в работах двух философов – Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1820 – 1903) и Константина Эдуардовича Циолковского(1857 – 1935).

По А.В. Сухово-Кобылину, современное ему человечество находилось в Земной (теллурической) стадии развития. Далее должны последовать Солнечная (солярная) и Звёздная (сидеральная) стадии. Так должно происходить завоевание космоса. Возможность будущего выхода человека в космос подчеркивала неотделимость Земли от остальной Вселенной. Эта концепция неожиданно была подтверждена работами гелиобиолога А.Л.Чижевского. Он в 20-х годах прошлого века показал, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса, с циклами Солнечной активности.

Идею расселения людей на другие планеты поддерживал и К.Э.Циолковский. Ради этого он стал заниматься конструированием межпланетных кораблей. Он по-своему рассматривал проблему бессмертия и вечности жизни: бессмертны только атомы, так как после каждой смерти происходит распад организма и рассеивание атомов. Их жизнь бесконечна, они каждый раз после ряда реакций и циклических превращений возрождаются в ином организме. В этом смысле жизнь во Вселенной вечна: «Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделённых громадными промежутками времени».

Итак, согласно взглядам многих выдающихся русских философов, жизнь – это константный атрибут Вселенной, продукт её эволюции. Известный русский физик, Николай Александрович Умов(1846 – 1915) отмечал, что доля всей живой материи во Вселенной стремится к нулю; доля земного человечества ещё более ничтожна. Между тем именно оно несёт нравственную ответственность за сохранение жизни.

Ученик В.И.Вернадского Н.Г.Холодный ввёл в обиход космической теории понятие «антропокосмизм» как противоположное антропоцентризму. Он показал ординарность человечества как продукта общей эволюции Вселенной. Человек неотделим от общих судеб космической истории, но возникает и обратная зависимость: человек стал одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в силу того, что он действует сознательно.

Таким образом, уникальность русского космизма, при всём многообразии идей, состоит в понимании восходящего характера эволюции Вселенной, в возрастании роли человечества в природе. Обладая разумом, оно ответственно за сохранение Земли, жизни на ней, ближайшего космического пространства и т.д. На ранних этапах развития космизма как философского обобщения в нём преобладали спекулятивные, зачастую фантастические идеи. По мере развития науки некоторые из них реализовались. А основная идея – возрастание роли и ответственности человечества в сохранении биосферы – были обоснованы и развиты в теории ноосферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: