Интерпретация результатов




Графическая методика «Кактус»

Цель.

Методика используется для исследования эмоционально - личностной сферы ребенка. Исследуются такие личностные качества как: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, неуверенность в себе, тревожность и др [17].

Возрастной диапазон.

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Оборудование.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция.

«На листе белой бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты себе его представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

- пространственное расположение;

- размер рисунка;

- характеристики линий;

- сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, женственный, угрожающий и т.д.);

- характеристика манеры рисования (прорисованный, небрежно изображенный, схематичный и пр.);

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

После окончания работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые могут уточнить интерпретацию рисунка.

- Этот кактус домашний или дикий?

- Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

- Кактус растет один или с каким-нибудь растением по соседству?

- Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки, другие кактусы и т.д.)?

Интерпретация результатов

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в низу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт ребенка. Наличие или отсутствие изобразительных навыков (соответственно возрасту), использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – все это влияет на диагностический портрет личности ребенка, но в то же время является и показателем для интерпретации портрета личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: