Саратов 2018
1. Цели практики
Целью практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является приобретение обучающимися практических навыков и формирование у них компетенций в сфере профессиональной деятельности.
2. Задачи практики
Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:
- формирование навыков анализа стилей и методов управления, в том числе методы управления корпоративными финансами в организации;
- формирование навыков управления организацией, подразделением, группами (командами) сотрудников;
- сбор, обработка и анализ информации по структуре управления организацией;
- формирование навыков толерантного отношения к сотрудникам организации независимо от их социальных, этических, культурных различий;
- формирование навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;
- формирование навыков разработки корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений в организации.
3. Способы и формы проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
Вид практики: учебная. Способ проведения практики: выездная или стационарная.
Форма проведения практики: дискретно.
4. Место и время проведения практики
Местом проведения практики выступает ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. Практика проводятся на базе кафедр, лабораторий, профильных структурных подразделений университета.
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проводится в соответствии с календарным графиком учебного процесса на первом курсе, на 17, 19 неделе, ежедневно с понедельника по субботу по 6 часов в день. По заявлению обучающегося возможна организация выездной практики на базе профильных организаций на основании двухстороннего договора на проведение практики.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков направлена на формирование следующих компетенций:
- готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
- способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
- способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-2);
- способностью использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3).
В результате прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков обучающий должен приобрести:
· умения: формулировать миссию и цели организации: проводить анализ и проектировать структуру управления организации АПК: разрабатывать нормативно-правовые документы, регламентирующие основу управления организации АПК; анализировать эффективность управления организации в целом и ее подразделений; разрабатывать и оценивать планы, проекты с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений; применять инновационный подход при разработке проектов; организовывать работу подразделений; применять методы стратегического анализа на практике; проводить стратегический анализ в организациях АПК; применять процессы управления в профессиональной деятельности; анализировать финансовые и управленческие документы; использовать методы планирования и эффективного использования финансов в организациях АПК;
· практические навыки: подходы к постановке цели организации АПК; навыки самостоятельного анализа информации; навыки принятия решений по развитию коллектива с учетом социальных, этнических, конфессиональных различий; методы управления организациями, методиками анализа внутренней и внешней среды; навыки управления организациями и малыми коллективами; навыки оценки и анализа внутреннего ресурсного потенциала и конкурентной среды; методы и приемы проведения стратегического анализа при разработке корпоративной стратегии в организациях АПК; методы управления процессами планирования и эффективного использования финансов в организациях АПК; навыки количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений.
6. Структура и содержание практики
Общая трудоемкость практики по получению первичных профессиональных умений и навыков составляет 3 зачетные единицы,108 академических часов; продолжительность – 2 недели.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Продолжительность разделов (этапов) практики (в часах) | Форма текущего контроля |
Подготовительный этап. Организационное собрание. Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и правилами внутреннего трудового распорядка. Ознакомительные лекции по порядку прохождения практики. Выдача индивидуального задания | 2 часа | Собеседование. Роспись в журнале инструктажа | |
Основной этап: Изучение структуры и культуры управленческой деятельности (в т.ч. толерантного отношения к сотрудникам). Анализ стиля управления. Изучение методов организации управленческой деятельности. Анализ применяемых методов управления. Анализ нормативно-методического и документационного обеспечения управленческой деятельности в организации. Анализ кадрового обеспечения в организации. Изучение методологии разработки корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений и организационного проектирования. | 104 часа | Выполнение индивидуального задания, дневник по практике |
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Продолжительность разделов (этапов) практики (в часах) | Форма текущего контроля |
Заключительный этап. Структурирование информации по результатам анализа. Подведение итогов практики. Промежуточная аттестация. | 1,9 часа 0,1 часа | Собеседование Зачет по результатам комплексной оценки прохождения практики. |
1. Подготовительный этап
1.1. Проведение организационного собрания.
Главная задача собрания – раскрыть цели, задачи, содержание, организацию практики, требования к формам отчетности, критерии оценок за практику и т.д.
1.2. Проведение инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и правилами внутреннего трудового распорядка.
1.3. Ознакомительные лекции по порядку проведения анализа деятельности предприятия и необходимым для этого источникам информации.
Примерный перечень вопросов для собеседования на подготовительном этапе формирования компетенций:
1. Сформулируйте принципы организации управленческой деятельности.
2. Перечислите функции менеджмента.
3. Раскройте содержание функции «планирование».
4. В чем заключается функция «организация».
5. Изложите содержание функции «мотивация».
6. Каковы действия руководителя при выполнении функции «контроль».
7. В чем заключается различие категорий управление и менеджмент.
2. Основной этап.
Предприятие для анализа обучающемуся назначается руководителем практики или выбирается обучающимся самостоятельно. Для успешного освоения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков обучающийся должен осуществить следующее:
1. Изучение структуры и культуры управленческой деятельности (в т.ч. толерантного отношения к сотрудникам).
2. Анализ стиля управления.
3. Изучение методов организации управленческой деятельности.
4. Анализ применяемых методов управления.
5. Анализ нормативно-методического и документационного обеспечения управленческой деятельности в организации.
6. Анализ кадрового обеспечения в организации.
7. Изучение методологии разработки корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений и организационного проектирования.
3. Заключительный этап.
В последний день практики проводится зачет по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков. Он проходит в виде собеседования с обучающимся по результатам проведенного анализа деятельности предприятия. На зачете обучающийся обязан показать преподавателю выполненное индивидуальное задание и заполненный дневник по практике. Заполненный дневник сдается на кафедру. Оценка зачтено/не зачтено проставляется в зачетную книжку обучающегося.
Примерный перечень вопросов для собеседования на заключительном этапе формирования компетенций:
1. Назовите виды управленческой деятельности в организации.
2. Что такое структура управления в организации и какие органы управления в нее входят?
3. В чем заключается культура управленческой деятельности, в т.ч. толерантное отношение к сотрудникам организации?
4. Назовите стили управления.
5. Что включает в себя методология управленческой деятельности?
6. Раскройте методы управления, применяемые в организации.
7. Изложите суть нормативно-методического обеспечения управленческой деятельности в организации.
8. Что такое кадровое обеспечение в организации?
9. Раскройте содержание методики организационного проектирования.
10. Что такое система управления в организации?
11. В чем заключается анализ системы управления?
12. На чем основана разработка предложений по совершенствованию системы управления в организации?
13. Назовите подходы к разработке корпоративной стратегии и программы организационного развития и изменений.
14. Сформируйте современные методы управления корпоративными финансами, применяемые в организации для решения стратегических задач.
Аттестация по итогам практики
По итогам практики проводится промежуточная аттестация в виде Зачета по результатам комплексной оценки прохождения практики. Результаты промежуточной аттестации выставляются в экзаменационные ведомости и зачетные книжки обучающихся.
Промежуточная аттестация по практике осуществляется преподавателем, ответственным за проведение соответствующего вида практики, назначенного приказом ректора университета.
Основанием для аттестации обучающихся по практике является выполнение ими программы практики и наличие дневника по практике.
Обучающиеся, не прошедшие практику в установленные сроки по уважительной причине (по болезни) и имеющие соответствующие подтверждающие документы, могут быть направлены на практику в свободное от занятий время.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по неуважительным причинам или не прошедшие промежуточную аттестацию, признаются имеющими академическую задолженность и могут быть отчислены из ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в соответствии с локальным нормативным актом университета.
Промежуточная аттестация проводится в последний день практики.
7. Формы отчетности по практике
Формой отчетности по практике выступает дневник по практике.
Примерная форма дневника по практике представлена в приложении 2 к рабочей программе по практике.
Требования по оформлению дневника по практике: записи в дневник производятся ежедневно, обучающийся записывает виды выполненных работ, преподаватель, проводящий практику, ежедневно делает в дневнике обучающегося отметку о выполнении задания.
Дневник оформляется в рукописном или печатном виде на листе бумаги формата А4 или А5. Текст дневника по практике в печатном виде выполняется в Microsoft Word, шрифт Times New Roman – обычный, размер 12-14.
Дневник сдается преподавателю, принимающему отчет по практике в последний день практики. Датой проведения аттестации по практике выступает последний день практики.
8. Критерии и шкалы оценивания формирования компетенций в ходе прохождения практики
8.1. Индивидуальное задание на практику
№ п/п | Шкала оценивания | Критерии оценивания |
1. | Отлично | Задание выполнено в полном объеме, расчет в таблицах произведен правильно, все данные соответствую анализируемой отчетности, выводы к таблицам полные, обоснованные, обучающийся проявил высокий уровень самостоятельности и творческий подход к его выполнению. |
2. | Хорошо | Задание выполнено в полном объеме, имеются отдельные недостатки в оформлении таблиц, все данные соответствую анализируемой отчетности, выводы к таблицам обоснованные, допущены неточности в оформлении результатов выполнения задания. |
3. | Удовлетворительно | Задание в целом выполнено, однако имеются недостатки при выполнении в ходе практики отдельных разделов (частей) задания: все данные соответствую анализируемой отчетности, но имеются некоторые незначительные арифметические ошибки, выводы к таблицам обоснованные, но не полные, имеются замечания по оформлению собранного материала. |
4. | Неудовлетворительно | Задание выполнено лишь частично, имеются многочисленные замечания по оформлению рассчитанного материала, не все данные соответствую анализируемой отчетности, имеются значительные арифметические ошибки, выводы к таблицам необоснованные, неполные. |
8.2. Собеседование
На подготовительном и заключительном этапах прохождения практики предусмотрено собеседование по организации управленческой деятельности.
Критерии оценивания собеседования:
№ п/п | Шкала оценивания | Критерии оценивания |
1. | Отлично | Оценка «отлично» ставится, если обучающийся строит ответ логично, обнаруживает глубокое знание основных понятий и в полной мере раскрывает содержание всех вопросов. При ответе грамотно использует научную лексику. |
2. | Хорошо | Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся строит ответ в соответствии с планом, обнаруживает хорошее знание основных понятий и достаточно полно раскрывает содержание вопросов. Ответ содержит ряд несущественных неточностей. Наблюдается некоторая неуверенность или неточность при ответе, допускает незначительные ошибки. Речь грамотная с использованием научной лексики. |
3. | Удовлетворительно | Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ обучающегося недостаточно логически выстроен. Обнаруживается слабость в развернутом раскрытии содержательных вопросов, хотя основные понятия раскрываются правильно. Научная лексика используется ограниченно. Обучающийся допускает существенные ошибки. |
4. | Неудовлетворительно | Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся оказывается неспособным правильно раскрыть содержание основных понятий. Проявляет стремление подменить научное обоснование проблемы рассуждением бытового плана. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Преобладает бытовая лексика. |
8.3. Дневник по практике
Критерии оценивания дневника по практике:
№ п/п | Шкала оценивания | Критерии оценивания |
1. | Отлично | Замечаний по форме записей в дневнике по практике нет |
2. | Хорошо | Есть замечания по форме и отдельные замечания по содержанию записей в дневнике по практике |
3. | Удовлетворительно | Систематически выявляемые замечания по форме и содержанию записей в дневнике по практике |
4. | Неудовлетворительно | Отсутствие дневника по практике или явно неполные и небрежные записи |
9. Примерное индивидуальное задание на практику
Задания по практике формулируются в соответствии с целями и задачами прохождения практики. Обучающийся получает индивидуальное задание на практику, разработанное руководителем практики. Примерные индивидуальные задания по практике:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Обучающийся (Ф.И.О.) курса, группы Направления подготовки 38.03.02 Менеджмент Факультета экономики и менеджмента Кафедры На период спо20г. Руководитель практики от университета (Ф.И.О.) Подпись | |
№ п/п | Описание планируемых работ |
Пройти инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности | |
Принять участие в организационном собрании | |
Изучить структуру и культуру управления ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» | |
Изучить методы организации управленческой деятельности в ФГБОУ ВО «Саратовской ГАУ» | |
Провести анализ стиля управления ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» | |
Исследовать методы управления ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» | |
Ознакомиться с нормативно-методическим и документационным обеспечением управленческой деятельности | |
Провести анализ кадрового обеспечения и движения трудовых ресурсов в ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» | |
Изучить методологи разработки корпоративной стратегии в ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» | |
Оформить дневник практики |
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
а) основная литература
1. Гуськов, Ю.В. Основы менеджмента: учебник 2-е изд., стереотипное - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 264 с.: - (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.okg/10.12737/13396. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=526441.
2. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; Под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 624 с. ISBN 978- 5-9776-0040-8 – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=757804
3. Основы менеджмента: учеб. пособие / Я.Ю. Радюкова, М.В. Беспалов, В.И. Абдукаримов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 297 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа https://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24007. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=762423.
б) дополнительная литература
1. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.: (Библиотека малых словарей "ИНФРА-М"). ISBN 978-5-16-009748-0. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=456118.
2. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 313 с.: 60x90 1/16 + (Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет). ISBN 978-5-16-006877-0. – Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book=411733.
в) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Административно-управленческий портал – Режим доступа: https://www.aup.ru/books/i002.htm
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – Режим доступа: https://elibrary.ru
3. Образовательные ресурсы Интернета. Экономика. Режим доступа: https://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
г) периодические издания
1. Журнал «Актуальные проблемы экономики и менеджмента» - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=51090
2. Журнал «Лидерство и менеджмент» - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=53431
3. Журнал «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=37918
д) базы данных и поисковые системы:
1. Поисковая система Google. Режим доступа: https://www.google.ru/
2. Поисковая система Mail.ru. Режим доступа: https://mail.ru/
3. Поисковая система Рамблер. Режим доступа: https://www.rambler.ru/
4. Поисковая система Яндекс. Режим доступа: https://www.yandex.ru/
е) информационно-справочные системы:
1. Информационно правовой портал Гарант.ру. Режим доступа https://www.garant.ru/
2. Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/
ж) программное обеспечение:
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Наименование программы | Тип программы (расчетная, обучающая, контролирующая и д.р.) |
Все разделы дисциплины | Microsoft Office (Microsoft Access, Microsoft Exсel, Microsoft InfoPath, Microsoft OneNote, | прикладная |
Microsoft Outlook, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft SharePoint Workspace, Microsoft Visio Viewer, Microsoft Word). Microsoft Desktop Education All LngLic/SA Pack OLVE 1 Y AcdmcEnt. Академическая (образовательная) лицензия. Лицензиар – ООО «СолярисТехнолоджис». Контракт № КСП-164 от 16.12.2016 г. Обновление программного обеспечения: Контракт № КСП-154 от 19.12. 2017 г. |
Приложение 1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»
Д Н Е В Н И К ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
фамилия, имя, отчество
курсаспециальности (направления подготовки)
П А М Я Т К А
руководителю практики
Руководитель практики от университета обязан:
- оказывать методическую помощь обучающемуся в процессе прохождения практики;
- каждый день проверять записи в дневнике, делая отметку о недостатках и рекомендации по дальнейшему выполнению программы практики;
- в конце практики проверить дневник;
- проставить оценку по практике в зачетную книжку.
П А М Я Т К А
обучающемуся
Во время прохождения практики обучающийся обязан:
- ежедневно делать записи в дневнике о выполненной работе и представлять дневник руководителю практики на проверку;
- при необходимости внести исправления и дополнения в дневник;
- в последний день практики пройти аттестацию по практике, для чего должен представить дневник и индивидуальное задание, доложить основные результаты практики на заседании комиссии;
- сдать дневник по практике на кафедру.
РАБОЧИЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Ф.И.О. обучающегося
Общая продолжительность практикинедель
Сроки практики | Этапы практики | Краткое содержание этапов практики |
Подготовительный | ||
Основной | ||
Заключительный |
Руководитель практики М.П.
от университета
Ф.И.О. должность Подпись
«_»20г.