Основные экономические функции государства




Кривая предпочтения

Ликвидности

r2 B

 

Md1 Md12 Md22 Md

r0

     
 
 
 

 


M1 M2 M

График 7.1. Совокупный спрос на деньги

 

15. Нарушение равновесия на рынке денег возможно как со стороны денежного предложения (график 5а), так и со стороны спроса на деньги (график 5б). В случае, если количество необходимых денег (спрос на деньги) больше количества предложенных (предложения денег), экономические субъекты попытаются приспособиться к ситуации путем продажи некоторой части принадлежащих им финансовых активов. Но продажа финансовых активов одними экономическими агентами одновременно есть их покупка другими субъектами рынка. Общее желание получить больше денег путем продажи финансовых активов увеличит предложение относительно спроса на финансовом рынке и снизит номинальную стоимость финансовых активов. Снижение номинальной стоимости увеличит ставку процента. Это, в свою очередь, приведет к тому, что население, предприниматели будут стремиться хранить свои средства в виде ценных бумаг, в банках, но не в виде наличности, а поэтому спрос на наличные деньги уменьшится и рынок вернется к ситуации равновесия в точке, которой соответствует более высокая ставка процента (точка С на графике 7.2,а). И наоборот, увеличение предложения денег приведет к излишку денег, а в конечном итоге – к снижению ставки процента (точка D).

r r

MS2 MS MS1 MS

излишек

r2 с недостаток

G недостаток

излишек r В Md

А r1 F Md1

D

M M

а) б)

График 7.2. Нарушение и восстановление равновесия на рынке денег.

 

Колебания ставки процента будут наблюдаться и в случае изменения совокупного спроса на деньги (график 7.2,б).

Таким образом, равновесие на рынке денег возобновляется благодаря колебаниям ставки процента. Равновесная рыночная ставка процента уравновешивает количество предложенных и необходимых экономике денег.

 

16. Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.Или выражаясь покороче, суть инфляции – это падение покупательной способности или ценности денег.

Различают: инфляцию спроса, инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Этот вид инфляции имеет место при полной занятости.

; инфляцию предложения (или издержек), Инфляция издержек означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

В экономической науке различают следующие социально-эконосические причины инфляции: 1) снижение реальных доходов населения.

2) обесценивание сбережений населения.

3) потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров.

4) ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

5) ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.

Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости Профессор Лондонской экономической школы Апбан Филлипс в конце 1950-х годов установил следующую закономерность. Чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы. И это объяснимо. Безработица сказывается на оплате труда. С повышением уровня безработицы уменьшаются доходы и снижается покупательная способность населения. В итоге уровень инфляции снижается.Этот процесс наглядно представлен на кривой Филлипса

Кривая Филипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы. Одновременно высокая инфляция и высокая безработица существовать не могут.

 

 

17. Доходы населения в рыночной экономике представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления.

Различают денежные и натуральные доходы. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. – алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме.

Собственный доход -это денежная прибыль работника, который состоит из заработной платы и дополнительных поступлений(дивиденды, проценты, рента, премии, трансферты). Ведется учет к налогообложению.

Имеющийся доход - это максимальный объем денежных доходов, которые могут быть использованы домашними хозяйствами на приобретение потребительских товаров и оплату услуг. Они включают оплату труда, прибыль, смешанный доход, сальдо доходов от собственности, социальные помощи, другие полученные текущие трансферты за исключением оплаченных, в частности текущих налогов на доходы и имущество.

Собственный имеющийся доход – это весь личный доход есть личным имеющимся доходом. Он равняется ВВП за минусом имеющегося дохода предприятий. Последний состоит из амортизации и нераспределенной прибыли. Личный имеющийся доход является непосредственным источником потребления домохозяйств. Но определена его часть направляется на сбережение. Это значит, что личный имеющийся доход распределяется на потребление и сбережение. Сопоставление реального дохода, и особенно располагаемого реального дохода за несколько лет, позволяет выявить тенденцию повышения или снижения уровня жизни населения.

 
 


100%E

 
 


80

 
 


60

 
 


40D

 
 


20C

B

А

0 20 40 60 80 100%

 
 


График 8.4. Кривая Лоренца.

 

Одна из проблем, с которой встречается любая страна, - дифференциация доходов населения по семейным доходным группам. Аналитическим способом выражения этой зависимости является график, получивший в экономической литературе название кривая Лоренца. На вертикальной оси этого графика дается структурная шкала доходов в процентах, на горизонтальной – откладываются проценты, характеризующие долю семей. Если бы доходы не дифференцировались по семейным группам, то график имел бы вид прямой – биссектрисы. Реальная кривая похожа на дугу лука. Чем сильнее дифференцированы доходы в стране, тем больше выгнута эта дуга.

Другим конкретным способом изучения дифференциации доходов является исчисление децильного коэффициента. Для этого выделяются две крайние доходные группы населения, каждая из которых составляет 10% от общего числа семей. В первую группу включены семьи с наибольшим средним доходом в расчете на одного человека, во вторую – с наименьшим доходом. Отношение показателей дохода первой группы ко второй показывает насколько дифференцированы доходы в стране. Макроэкономический анализ свидетельствует, что допустимая степень дифференциации доходов не должна превышать 5-7 раз, что означает достаточный уровень заинтересованности в увеличении доходов для первой группы населения и вместе с тем защищенность тех, кто находится во второй группе.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

или по формуле Джини:

,

где — коэффициент Джини, — кумулированная доля населения (население предварительно ранжировано по возрастанию доходов), — доля дохода, которую в совокупности получает , — число домохозяйств, — доля дохода домохозяйства в общем доходе, — среднее арифметическое долей доходов домохозяйств

 

 

18.

 

19.

 

20. Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.

Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.

В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта. Реальных рынков в классической модели три: рынок труда, рынок заемных средств и рынок товаров.

 


Рисунок 1. Рынок заемных средств в классической модели.

 

Рисунок 2. Инвестиции и сбережения в кейнсианской модели.


 

 

21.

 

22. Теория мультипликатора рассматривает механизм влияния переменных совокупных расходов на кратное изменение величины совокупных расходов, доходов, а в конечном итоге – на объем национального продукта и занятость.

В наиболее общем виде модель мультипликатора может быть записана в виде:

где

DУ - прирост объемов национального продукта (дохода), индуцированный увеличением расходов на величину DF;m - числовой коэффициент, называемый мультипликатором.Конструкция коэффициента m достаточно проста. Любой дополнительный расход DF, поступающий в экономическую систему, одновременно означает доход экономических субъектов, получаемый ими в оплату за товары и оказываемые услуги. Проходя многочисленные трансформации, этот доход каждый раз уменьшается на сберегаемую тем или иным экономическим агентом часть. В свою очередь, потребляемая часть передается в оплату потребляемых товаров и услуг другому экономическому агенту т.д.Предположим, что предельная склонность к потреблению МРС для всех хозяйственных субъектов, независимо от размеров получаемых ими доходов – величина фиксированная. Если МРС = q, то тогда совокупный доход, генерируемый расходами DF можно выразить следующим образом:

DУ = (1 + q + q2 + q3 + q4 + …) DF, где

 

(1 + q + q2 + q3 + q4 + …) - сумма членов геометрической прогрессии со знаменателем меньше единицы. По определению эта сумма равна Тогда

 

Таким образом, мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится объем национального продукта (дохода) в результате изменения переменных совокупных расходов (инвестиционных расходов, государственных закупок и т.п.).

Так, мультипликатор инвестиционных расходов – числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится объем национального продукта в результате изменения инвестиционных расходов.

 

23. Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Среди аргументов в пользу рыночной системы выделяются:

1. Эффективность распределения ресурсов.

2. Свобода предпринимательства и выбора.

Недостатки, присущие рыночному механизму, и являются теми объективными обстоятельствами, которые обусловливают необходимость государственного регулирования экономики.

Выделяются следующие аргументы против рыночной системы:

1. Ослабление конкуренции посредством двух основных источников:

- слияния фирм, тайных сговоров компаний;

- технического прогресса, который часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

2. Неравное распределение доходов

3. Существование внешних издержек и выгод перелива, которые приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и продавцами.

4. Необходимость предоставления общественных товаров.

5. Неустойчивость экономической системы.

Основные экономические функции государства

В силу вышеперечисленных недостатков рыночного координационного механизма, можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций.

1. Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.

2. Перераспределение доходов и богатства. Осуществляется посредством трансфертных платежей, государственного регулирования цен и заработной платы (установления минимальных ставок заработной платы, гарантирования цен на отдельные виды продукции, например, сельскохозяйственную).

3. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Эта функция государства связана с возникновением издержек или выгод перелива, а также с предоставлением общественных товаров.

4. Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

5. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Эта функция государства осуществляется посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

 

24.

 

25. Бюджетно-налоговая или фискальная (от лат. ”fiscus” – казна) политика - система мероприятий государства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленная на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

Государственные расходы в самом общем виде могут быть представлены следующим образом:

· расходы в государственном секторе (в том числе заработная плата работникам госсектора);

· платежи за товары и услуги для текущего потребления;

· государственные инвестиции – капитальные расходы (на строительство производственных объектов, портов, дорог и т.п.);

· трансферты частному сектору (помощь безработным, пособия малоимущим, инвалидам и т.д.);

· оплата государственных долгов.

Первые три позиции определяют государственные закупки.

Изменение государственных расходов оказывает на совокупный спрос, совокупные расходы, доходы и совокупный объем национального производства (ВНП) такое же мультипликативное влияние, как и изменение инвестиционных расходов.

Мультипликатор государственных расходов – это числовой коэффициент, который показывает во сколько раз изменится ВНП в результате изменения государственных расходов:

mG = , где

DG – изменение государственных расходов,

D ВНП – изменение валового национального продукта.

Общее изменение валового национального продукта в результате изменения государственных расходов исчисляется по формуле:

DВНП = mG ´ DG

Мультипликатор государственных расходов, как и мультипликатор инвестиционных расходов, зависит от того, в каком соотношении располагаемый доход на макроуровне распределяется на потребление и сбережение:

mI Þ mG Þ Þ

Мультипликатор инвестиционных расходов и мультипликатор государственных расходов называют простыми мультипликаторами.

Изменения в налогообложении страны также воздействуют на совокупные расходы, совокупный спрос и совокупный объем национального производства. В основе таких изменений – изменение уровня налоговых ставок. Налоговая ставка (ставка налогообложения) представляет собой законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения.

Динамика налогов, подобно динамике инвестиций и госрасходов, сопровождается мультипликативным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов, т.к. каждая единица изменения инвестиций и госрасходов оказывает прямое воздействие на величину ВНП, а воздействие динамики налогов опосредовано:

 

ВНП = C + I + G + Xn

       
   


S T

Налоговый мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменится объем национального производства в результате изменения налоговых ставок. Он определяется следующим образом:

mТ = , где

DТ – изменение налогов,

D ВНП – изменение валового национального продукта.

Общее изменение валового национального продукта в результате изменения налогов исчисляется по формуле:

DВНП = mТ ´ DT

Налоговый мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению:

m T = - = -

Знак минус свидетельствует об обратной зависимости динамики ВНП от динамики налогов.

 

26. В зависимости от того, как используются инструменты фискальной политики, различают:

1. Стимулирующую бюджетно-налоговую политику (фискальную экспансию), которая складывается из:

· увеличения госрасходов,

· снижения налогов

· сочетания роста госрасходов со снижением налогов.

Такая политика направлена на стимулирование (увеличение) совокупного спроса и с учетом временного аспекта в краткосрочной перспективе позволяет преодолеть циклический спад экономики, а в долгосрочном периоде приводит к инфляции.

Таким образом, по всем каналам снижение налогов перемещает кривую совокупного предложения вправо, что сокращает инфляцию и обеспечивает дальнейший рост реального ВНП. (см. график 2.).

 


Р

AD2 AS1

AD1 AS2

 

 

В

С

А

 

P1

P3

P2

Q

 

 
 


Q2 Q3 Q1

График 6.2. Воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.

Таким образом, в долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающую бюджетно-налоговую политику (фискальную рестрикцию), которая складывается из:

· сокращения госрасходов,

· увеличения налогов,

· сочетания сокращения госрасходов с растущим налогообложением.

Такая политика также воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение. Она целесообразна в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом. Инфляция спроса может снижаться ценой роста безработицы и сокращения объемов национального производства. Длительное повышение налогов может привести к развертыванию механизма стагфляции, когда спад деловой активности (стагнация) будет сопровождается инфляцией. Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговые политики основаны на целенаправленном изменении величин госрасходов и налогов в результате специальных решений правительства. Такая бюджетно-налоговая политика получила название дискреционной фискальной политики.

В отличие от этого, недискреционная фискальная политика базируется на автоматическом изменении названных величин в результате существования, так называемых, встроенных стабилизаторов. Таковыми являются:

· система прогрессивного налогообложения,

· система государственных трансфертов,

· система участия в прибылях.


 

27.

 

28.

 

29. Инструменты:

· лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента;

· норма обязательных резервов. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов банков.

· учетная ставка, ставка рефинансирования – ставка, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам.

· операции на открытом рынке – предполагают покупку-продажу ЦБ государственных ценных бумаг.

В зависимости от того, как используются инструменты денежно-кредитной политики, различают:

· политику «дорогих» денег, когда ЦБ увеличивает резервную норму или учетную ставку и продает ценные бумаги;

· политику «дешевых» денег, когда ЦБ снижает норму обязательных резервов или учетную ставку и покупает ценные бумаги.

 

P AD3

 
 


AD4

 

 

P3 D

 

 
 


AD1 AD2

 

 
 


P2 C

 

A B

P1

 

 

 
 


Q1 Q1* Q3(Q2) Q

 

График 7.3. Воздействие политики «дешевых» и «дорогих» денег на совокупный спрос.

Теоретически политика «дорогих» и «дешевых» денег способна воздействовать на совокупный спрос и совокупное предложение: политика «дорогих» денег сокращает совокупный спрос и совокупное предложение, а политика «дешевых» денег расширяет их. Проведение политики «дешевых» денег целесообразно в условиях спада производства и безработицы, т.е. в кризисной ситуации (А – В), а политика «дорогих» денег целесообразна в условиях инфляции (D – C).

На практике финансово-кредитные институты страны не могут одновременно регулировать и стабилизировать денежное предложение и ставку процента. Возникает дилемма целей, т.е. денежно-кредитная политика может быть направлена либо на регулирование предложения денег, либо и на регулирование ставки процента.

 

 

30.Механизм денежно-кредитной политики:

· по мнению кейнсианцев – достаточно сложен и малоэффективен:

 

изменение самой динамичной со- ставляющей сово-купных расходов – инвестиционной
изменение ставки процента

изменение денежно-кредитной политики

           
   
 
   

 

 


изменение совокупного спроса и совокупного предложения
изменение объемов нацио-нального произ-водства, уровня цен и занятости

 
 

 

 


· по мнению монетаристов – прост и высокоэффективен:

изменение объемов национального производства, уровня цен и занятости
изменение предложения денег (денежной массы)
изменение денежно-кредитной политики

 
 

 

 


Сильные стороны:

· быстрота и гибкость: в отличие от фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться и зависит от ежедневных решений ЦБ о покупке и продаже ценных бумаг, изменении ставки процента или нормы резервирования;

· мягкость и консервативность в политическом отношении: изменения в госрасходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь далеко идущие последствия, использование же инструментов денежно-кредитной политики завуалировано;

· изоляция от политического давления: чем выше степень независимость центрального банка от правительства, тем легче ему проводить политически непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики;

· не имеет (как фискальная политика) ослабляющего эффекта со стороны «чистого экспорта»: например, политика дешевых денег уменьшает ставку процента внутри страны Þ уменьшается приток иностранных инвестиций Þ спрос на национальную валюту падает, а на иностранную растет Þ происходит обесценение национальной валюты Þ импортные товары дорожают, а экспорт дешевеет Þ увеличивается «чистый экспорт».

Недостатки и проблемы денежно-кредитной политики:

· циклическая асимметрия: политика «дорогих» денег способна эффективно ограничивать денежное предложение, но политика «дешевых» денег лишь создает условия для его расширения,

· может зависеть от скорости обращения денег.

· дилемма целей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: