Большинство курдов курманджей - это бывшие езиды. Они и сейчас часто говорят, что их предки были езиды. Но на самом деле они уже не езиды, а обычные курды.




 

1534 г - взятие Багдада турками, территория Ирака под властью турок.

 

1550 год - к этому времени Турция подчинила себе весь Ближний Восток, включая все Междуречье, Грузию, Армению и даже Йемен (в Аравии). В Иране существоовало государство Сефевидов. На территории южного Ирака уже совсем не живут езиды, все они к этому времени переселились на север Ирака (в горные районы), там сохраняются мелкие езидские храмы и главный центр езидов – Лалеш. Там же проживают многие другие народы – айсоры, курды разного происхождения. Язык езидов к этому времени на 60% похож на курдский, езиды стали этим языком пользоваться, потому, что окружающее население в основном говорило на курдских языках и длительное время эти территории были частью персидских государств (в т.ч.государства Сефевидов).

В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном. С этого времени начинается новый этап борьбы курдского народа за независимость — против Турции и Ирана.

 

В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный Курдистан отошёл к Османии, а южный – к Ирану. Такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг).

 

1590 г - захват турками всей территории Закавказья.

 

1640-1641 гг. Езидские деревни около г.Мосула были разграблены, и после этого турецкий правитель Диарбакыра Ахмад Паша развязал войну с езидами, вторгшись

с 70 000-ой армией. Езиды понесли большие потери.

 

1647-1648 г.- наследственный правитель Шейхана, Шейкх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси Паша, под личным командованием напал на езидов с многочисленным вооруженным отрядом. Вооруженные силы езидов потерпели поражение, в этой битве шейх Мирза был захвачен. Позже он был казнен через повешенье правителем города Вана.

 

1715 г - турецкий правитель Багдада, Хасан Паша, атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан Паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью Арабу Будоинскому, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.

 

1733 г - у реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.

 

1752-1754 г - множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.

 

1767-1768 гг.- оттоманский правитель Мосула, Амин Паша, послал своего сына с очень сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец, но когда было отдано всего лишь восемьдесят овец, оттоманцы начали атаковать и убили большое количество езидов.

 

1770-1771 гг - восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против оттоманского управления было подавлено, результат - массовое истребление езидов.

 

1773-1774 гг - оттоманский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.

 

1779 г - оттоманский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.

 

1785-1786 г - оттоманский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побежден и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.

 

1786-1787 гг - наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.

1789-1790 гг - бедуин Араб из племени Таии взял верх над областным управлением Шейхана и убил Чоло Бека. Впоследствии началась новая битва и арабское войско понесло большие потери.

1790-1792 гг - бедуин Араб из племени Таии атаковал Шенгальскую область. Исмаил Паша столкнулся с Кансар Бегом в Шейхане и поместил его в тюрьму. Позже Чоло Бег, сын Хасан Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил и казнил его через повешение.

1792-1793 гг - оттоманский правитель Мосула, Мухамад Паша, сжег восемь езидских поселений в области Шенгал.

1793-1794 гг – правитель Мосула снова атаковал Шенгальскую область Минкар для того, чтобы наказать езидов, но потерпел поражение в битве.

 

1799 год - за прошедший период территориально ничего не изменилось – западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции (включая Ирак и западный Кавказ), а восточнее находились владения Ирана. Значительных этнических изменений на рассматриваемой территории не происходило.

В 18 в. сложилась литературная форма языка сорани.

 

1799-1800 гг - Абд эл-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.

 

1802-1803 гг - правитель Мосула, Али Паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины атаковали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса были сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены принять оттоманскую власть.

 

1809-1810 гг - оттоманский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), атаковал Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.

 

После 1832 г. езиды были подвергнуты наиболее жестоким мерам, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега - лидера езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты.

 

1832-1833 гг - наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал езидов в области Анкары. После совершённых массовых убийств в верхней области Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаиль Паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.

1833-1834 гг - после завоевания части Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.

 

1838 г - оттоманский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала.

1838 г - оттоманский правитель Мосула, Таияр Паша, атаковал Джабалскую область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги Оттоманам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на оттоманцев из засады. Таияр Паша понес огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул.

1832 г - наследный курдский правитель Ботана Бедир-хан Бег захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега - лидера езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые, в основном, были заселены езидами; курды-мусульмане совершили беспрецедентную резню своих «собратьев» езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав это у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, которые не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты. В эти тяжклые времена некоторые езиды предали свою веру и приняли ислам. Таких бывших езидов (предателей веры предков) езиды называют бруками (перевертышами, предателями веры отцов). Предавший один раз предаст и в другой раз. После этого езидов не трогали до 1890 года.

 

1900 год - за прошедший период произошли следующие изменения – территория современной Армении, Грузии и Азербайджана стали частью Российской империи. Междуречье и западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции, а современная территория Ирана – под властью Ирана.

 

1874-1943 г – жил национальный герой езидского народа Джангир-ага, сын Хатиб-аги, главы племени Мандики конфедерации племен зукри, жившего в районе Бергли (бассейн реки Карасу, к востоку от озера Ван. В качестве племенного предводителя был командиром полка иррегулярной конницы «Хамидие» в армии Османской империи, в составе которой вступил в Первую мировую войну. Полк езидов во главе с Джангир-агой с самого начала войны старался не участвовать в военных действиях против российской армии. В 1915 г., после занятия Вана российской армией, Джаангир-Ага перешёл со своим полком на её сторону вместе с другими четырьмя езидскими полками, во главе которых стояли Сардар-бек, Наджид-бек, Осман-ага и Хусейн-бек. Предположительно в 1909 году произошла встреча с Джангир-аги с Андраником Озаняном, положившая начало их боевой дружбе. Джангир-ага поддерживал армянских повстанцев, оказывал им военную и материальную помощь. После распада Кавказского фронта в 1918 году кавалеристы Джангир-аги действовали в составе Армянского добровольческого корпуса.

16-18 мая 1918 года в Баш-Апаранском сражении, большую часть конницы армянских войск составляли езидские соединения Джангир-аги.

Приветствовал установление в декабре 1920 г. Советской власти в Армении.

Был арестован в 1938 году, умер в Сараратовской тюрьме. В 1959 году посмертно реабилитирован.

 

В 1827 году в результате мощного восстания курдов под руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость страны. Это восстание намного облегчало победу русских войск над турками. Это восстание было подавлено.

 

В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от перс. “Гурджистан” – «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от мидийского (по другой версии этноним «кур-мандж» переводится как «сын Мидии».). Эти племена были разнородны в антропологическом и религиозном плане. Среди них были представители переднеазиатского, хорасанского и каспийского типов. Их объединяло только относительно единое самосознание, а т.же то, что они проживали во враждебном иноязычном окружении.

 

1890 г - езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в оттоманскую армию. Дважды напав на езидов и увидев их сопротивление, оттоманская власть перестала забирать в армию езидских мужчин. Но, к сожалению, эта мирная эра длилась недолго.

 

1892 г - паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Паша Омар Вахби со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалиш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет. В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Оттоманской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в оттоманскую столицу.

 

1914-1918 г - езиды пришли к выводу, что Первая мировая война - благоприятная возможность освободиться от террора оттоманской власти. Это было время, когда армяне решили восстать, создали вооружённые формирования, и начали нападать на турецкие и курдские селения. Езиды поддержали это восстание, видя во вторгшихся русских солдат союзников. В этой войне езиды сражались вместе с армянами, среди военачальников были езиды, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир Ага: в столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500) конницей, состоящей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна, и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате. В которой Османская армия потерпела сокрушительное поражение и прекратила дальнейшее наступление на Армению.

 

Согласно езидскому преданию, не имеющего источников, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня - геноцид со стороны соседних исламских народов - с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне, официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в республики Закавказья - в Армению и в Грузию, где и обрели для себя вторую родину, в которой и проживают по сей день.

 

Глава 9. ЕЗИДЫДО ВОЙНЫВ ИРАКЕ

 

Во время турецкой резни 1915 года произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и иных курдов. Курды-унниты вместе с турками проводили “зачистки” йезидов и армян, а в последствие сами подверглись репрессиям.

 

1921г – Ирак стал независим от Турции и провозглашен королевством. Но реальная власть была у Великобритании.

 

1932г – Ирак официально провозглашен независимым, но реальная экономика оставалась под контролем англичан.

 

1939 год - за прошедший период Ирак стал независимым государством (стал независим от Турции), Сирия тоже стала независима от Турции и перешла под управление Франции. Больше территориальных изменений не было.

Г – Влась в Ираке перешла к партии Баас, Неоднократные восстания курдов на севере Ирака с требованием автономии, восстания подавлялись. Продолжались притеснения езидов со стороны курдов и арабов.

 

1970 год - к этому времени Сирия, Ливан, Израиль, Иордания стали независимыми государствами. К этому времени много курдов покинуло Турцию и Ирак из за притеснений властей. Так поступили и многие езиды. Многих курдов и езидов приютили в странах бывшего Советского Союза (Армении, Грузии, России).

 

1979г – президентом Ирака становится Хусейн.

 

1980-1988г – война между Ираком и Ираном.

 

1990г – иракская армия вторгается в Кувейт.

Г – Кувейт освобожден от иракских войск силами США и их союзников. Восстание курдов на севере Ирака. Под давлением сил НАТО в трех курдских провинциях устанавливается власть курдов, оттуда выведены иракские войска.

 

2003г – войска США и их союзников вторгаются в Ирак, армия Ирака потерпела поражение. Контроль за экономикой Ирака (особенно за добычей нефти) установлен с помощью американских компаний. Иракский Курдистан стал фактически независимой территорие (хотя формально находится в составе Ирака), президентом Ирака стал курд.

С началом американской оккупации и воцарением анархии и хаоса страну захлестнула волна погромов, направленных против христиан и езидов, которые сопровождаются убийствами и грабежами. Нападающей стороной при этом являются как сунниты, так и шииты с курдами.

 

2006г – Саддам Хусейн казнен. Противоречиа между двумя группами арабов – шиитами и суннитами остаются. Противоречия между арабами и курдами тоже остаются. Нападки на езидов, сохранивших свою веру (религию предков) со стороны курдов продолжаются.

 

14 августа 2007 года - в двух Эзидских поселках Тель-Узайр и Сиба Шех Хидре в районе Синджар (Шангал) произошли взрывы, унесшие жизни, более чем 700 Эзидов, и около 1000 были ранены.

 

Глава 10. ЕЗИДЫИ КУРДЫНА ПЕРЕПУТЬЕ

 

2012 год - к этому времени Грузия, Армения, Азербайджан стали независимыми государствами. Езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан) в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. Но значительная часть езидов вынуждена проживать за пределами Курдистана (в других странах) из за притеснений со стороны как арабов Ирака, властей Турции, так и от курдов. Тем более, что в Иракском Курдистане курды стали полновластными хозяевами.

Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией своих предков считают зороастризм (религия мидийцев и древних персов).

А езиды, живущие в Курдистане и говорящие на языке езиди, сильно похожем на язык курдов-курманджи, по прежнему имеют свою древнюю религию – езидизм (религию своих предков – шумеров-адаби). Хотя многие историки всячески пытаются этот народ признать частью курдского народа – их попытки беспочвенны – история езидов и история курдов – это совершенно разные истории, и это совершенно разные народы. Несомненно одно – оба этих народа имеют много общего в своем развитии. У обоих народов одна цель – независимость от Турции и Ирака, сохранение своей культуры.

Г - Между главой Езидской партии за реформы и прогресс в Ираке и президентом Ирака было заключено соглашение о создании Езидской автономии (Эздихан) на севере Ирака на общей площади 15 тысяч квадратных километров в провинциях Айн-Сифни, Синджар (Шангал) и Дохук. Эздихан - самый незащищенный регион в Ираке. Так в следствии серии взрывов районе Синджара 14 августа 2007 года погибло более 500 человек, вследствие чего тысячи езидов покинули свою историческую родину.

 

Глава 11. РОКОВЫЕ ОШИБКИ В ТРАКТОВАНИИ ИСТОРИИ ЕЗИДОВ.

 

Езидов ошибочно считают последователями Язида Муавии, араба по происхождению. В годы правления Язида, второй сын Али, Хусейн, получил от жителей Куфы предложение с их помощью овладеть халифатом. В 680 году он выехал из Медины со всей своей семьёй и небольшим отрядом слуг. Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город. Хусейн попал в западню в Кербеле, в 40 км от Куфы. Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды. Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда, он был уверен, что с ним не могут поступить слишком сурово. Через десять дней его лагерь был взят штурмом. Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими. Его голову отправили в Дамаск, ко двору Язида.

Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов. Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство, как Язида Муавии. Хусейн был любимцем своего деда - Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как Мухаммед целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида, как голова какого-нибудь преступника. Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило оппозицию Омейядам, а «мученичество в Кербеле» быстро обросло самыми скорбными подробностями. С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов, приверженцев дома пророка. После смерти Хусейна это направление стало быстро развиваться. Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в своих принципах и духовных основах. До сих пор шииты считают езидов виноватыми в смерти Хусейна, хотя езиды не имеют к этому никакого отношения (видимо, кому то из мусульманских лидеров сильно нужно, чтобы шииты были враждебны езидам).

 

Еще одна очень важная ошибка у людей. И эту ошибку с средства массовой информации активно внедряют курдские, арабские и турецкие богословы и политики. Они везде говорят и пишут, что религия езидов возникла в 12 веке в результате деятельности шейха Ади, еще они внущают всем что религия езидов (они неправильно называют эту религию «езидизмом») возникла на основе икаженной религии зороастрийцев (древних курдов), некоторые активно внушают всем, что религия езидов возникла на основе слияния ислама, христианства и зороастризма.

Все что распространяется в СМИ курдскими, арабсими и турецкими политиками и богословами – большая глупость (попытка обмануть людей). Повторяю еще раз – религия езидов (древнего народа адаби) – очень древняя религия. Она сложилась еще до 3 тыс.днэ (но, по моему мнению, эта религия появилась у древнего народа адаби еще в 6-10 тыс.днэ.). А шейх Ади явился реформатором древней религии езидов, и сущности (основ) этой религии совершенно не менял.

 

Глава 12. РЕЛИГИЯ ЕЗИДОВ

 

В Интернете и других СМИ о религии езидов есть много разных (часто невероятных и ошибочных) суждений. В этой главе будет рассмотрен вопрос о религии езидов, но этот вопрос будет рассмотрен кратко. Чтобы досконально и подробно узнать о религии езидов – надо писать целую книгу.

Религия Езидского народа начало свое формирование со времен сотворения народа Адаби (или Эзди). Сам народ Адаб появился со времен Адама, хотя Адаб и был сотворен из земли как и Адам, НО не является потомком Адама. Немного об этом сказано в предыдущих главах этой книги. Можно только добавить то, что религия езидов менялась в процессе формирования и развития древнего народа адаби (древних езидов), но основа религии оставалась неизменной. Современную религию езидов часто называют именем «шарфади», это совсем не так.

Шарфадин является перво-носителем религии Езидов на земле, исходя из молитв, сам Шарфадин появился в образе цветка, еще до появления человека. Шарфадин был сотворен для того чтобы передать религию Тауси Малака (Иман) народу Адаби.

 

Религия Езидского народа – монотеизм (единобожие). БОГ един для всех.

У Всевышнего – 3003 имени. У разных народов религия носит разное название и разные народы называют своего бога разным именем. Но Всевышний (Создатель Вселенной и всего сущего) один. Бог – один, только путей к нему много.

Часто езидов называют «солнцепоклонниками». Это грубая ошибка, настоящие солнцепоклонники считают Солнце своим богом (такими были древние египтяне – боги Солнца были у них главными богами). У езидов Всевышний – единственный бог. Езиды только молятся в направлении солнечного света. Почему?

Когда было сотворена тело человека – Адаба (первопредка народа адаби), надо было вложить в нее душу чтобы само тело (калб) ожила, и среди всех Малаков (Архангелов) это сделал Малак Шамс, и с этого момента Малак ШамсаДин для народа Адаби стал – масаб (масаб означает тот кто вложил душу в тело). НО кроме этого Малак Шамс, является еще и Малаком (Архангелом) Солнца, исходя из этих двух причин, все молитвы и обряды, должны происходить по направлению к «солнцу».

Формирования религии Езидов держится на одном важном постулате, это то, что «ХАДЭ БЭ ШРИКИ БЭ ХАВАЛА, ХАДЭ ЯКА, ХАДЭ КАСИ НАДИТЯ ЧАЯ, КАНДЖИ У ХРАВИ ДАСТЭ ХАДЭЯ». В переводе это означает что, БОГУ нет равных, БОГ един для всех, никто не видел БОГА, и самое главное никто не может противостоять БОГУ и добро и зло исходит от БОГА – все зависит от наших поступков и нашего же выбора…Поэтому исходя из первоначально как был создан Адаб, и до сегодняшних дней, Езиды держаться этого постулата, этот постулат носит название - ИМАНА ТАУСИ МАЛАК. А в остальном, наиболее значимая реформа и последняя пока что было в 12 веке нашей эры.

 

Важным элементом религии езидов является наличие в ней архангелов. Архангелы - связующее звено между людьми и Всевышним. Архангелы являются исполнтялими воли Всевышнего. По этой причине часто религию езидов (потомков адаби) называют «религией ангелов». И это не является ошибкой. На самом деле архангелы играют очень важную роль в религии езидов.

Имена архангелов - Шихсн, Шэхубакр, ФархаДин, ШамсаДин, НасрДин, СджаДин, Шихади. Во главе вышеназванных семи Архангелов – Шихади. Но если брать всех Архангелов, Ангелов, святых над всеми ними стоит Малаки Таус. Он главный архангел в религии езидов. Над Малаки Таус только БОГ.

Религия езидского народа на «земле» исходит от Шарфадина, а Шарфадин в религии езидов подразумевает в некой степени Ангела…Поэтому такое частое суждение, что религия езидов – это религия ангелов, имеет право быть к месту…

У каждого из архангелов есть свое назначение. Между самими архангелами есть много отличий. У каждого Архангела есть свой планета которую он покровительствует, скажем Солнца - планета Шамса, Луна - планета Фархадина, Земля - планета Шэхубакра, и кроме этого каждый из Архангелов чему-то покровительствует. Отличии можно перечислять очень много. Но этого мы делать не будем.

БОГ един для всех. Религия Езидского народа была изначально из Имана Тауси Малак со времен сотворения человека Адаба…

 

Самый древний Храм у Езидов это Лалш, и сам по себе Лалш, является одним из первых храмов на земле… В Интернете и других СМИ часто этот храм неправильно называют (храм Лалеш), правильное название - Лалша Нурани. Слово «Лалша» - это и есть «храм». При входе в этот храм есть изображение змеи. Зачем это изображение?

Это символ Шэх Мандэ Фарха, который является Миром (царем, повелителем) всех змей.

 

Во многих религиях мира есть свои пророки (в исламе – Мохаммед, в христианстве – Христос). В религии Езидского народа, пророков как таковых нет. Главный над всеми это БОГ, далее после БОГА, главным является архангел Малаки Таус. Но в молитвах у Езидов, говориться что с начала создании человека и до конца человечество, на землю появятся 124 тысячи пророков (пэхамбаров)… По этой причине в религии езидов признаются все пророки (признаваемых в других религиях мира).

 

В религии Езидского народа, заветов (наказов Всевышнего) много, если брать все в целом, то так же как и у всех которые связанный с совестью и моралью человечества…А если это заветы касательно самих Езидов, то тут 3 главных завета:

Не входить в отношение (брак) с представителями других народностей.

Иметь отношения (брак) только с представителями своей касты

Никогда не оскорблять (словесно или телесно) представителя той касты который ты сам не принадлежишь. У Езидов 3 касты – Мрид, Пир, Шэх.

Какие же молитвы в религии езидов самын главные? В обязательном порядке это Шадати (молитва которая доказывает что ты из народа Езидского, и знать обязан каждый Езид, в не зависимости от пола, возраста и так далее).

Есть 2 вида Шадати (молитвы):

Утренняя – произноситься утром, стоя, к направлению солнца

Вечерняя (а точнее ночная)- которая произносится перед тем как ложишься спать (лежа, и голова должна быть на подушке).

Еще много есть молитв. Все молитвы без исключения считаются важными, потому что в каждой молитве, заложены как основы, догмы и суть самой религии, так и история, мораль, философия Езидского народа. Молитвы касаются всех аспектов жизни Езидов.

 

 

В религии езидов, как и вдругих религиях мира есть посты, о которых можно прочитать в главе «Культура и обычаи Езидского народа».

Как и во всех других религиях мира, в религии езидов, есть религиозные праздники. Но сейчас так сложилось что в основном у Езидов постсоветского пространства главными праздинами стали: Клоча Сарэ Салэ (начало нового года) и Айда Эзид. Об этих двух праздниках подробно написано в главе «культура и обычаи ездиского народа».

 

В религии езидов есть и некоторые запреты на пищу. Запрещено употребление

свинины и капусты. Из других запретов есть запрет - не мыться в среду и в субботу, не носить одежду синего цвета, не наступать на порог…Такие запреты есть, но признаюсь честно мало кто их выполняет…

 

В религии езидов есть такое понятие как «святой». Таких людей называют именем

Мэчэтр (слово состоит из двух слов, мэ – мы или нас, чэтр – достойные). В итоге этих людей называют «достойнейшие из нас». Их место в цепочке религии, между человеком и пророками…То есть они достойнейшие из людей, но не могут зваться пророками…

 

И в заключении этой главы хочется сказать обязательно, что религия Езидского народа, ни как не может назваться Езидизм, так как в источниках религии ясно сказано что Езид это только народ, или же имя Слтан Эзида… Далее исходя из определения «религии», нужно сказать, что религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей. Так вот если исходить из самого понимания религии, то только Имана Малаки Таус может включать в себя, все что включает в себя понятие «религии». Кроме этого опять таки исходя из Кавлэ Иманэ

(Кавлэ Малаки Таус), то делается вывод, что Шарфадин входит в состав Имана Тауси Малак, а не наоборот…

В итоге, вопрос как называется называется религия Езидского народа, оставим пока что для дальнейшего и углубленного изучения с разных точек зрения…

 

Для езидов есть три символа после павлина, символ Солнца, Луны и утренней звезды. Солнце с утра до вечера дает людям жизнь и следит и помогает людям.

Луна наблюдает за людьми ночью и защищает Землю от плохих событий пока

нет Солнца.На рассвете когда Солнце еще не взошло, а Луны еще нет, когда только светает, на небе есть одна утренняя звезда, она ярко светит, она говорит людям о том

что уже пора вставать и скоро появится Солнце и начнется новый день.

И пока нет Солнца и Луны эта звезда следит за людьми и за их безопасностью и в тоже время наблюдает за жизнью людей.Езиды по этому говорят о том, что 24 часа в сутки люди находятся под наблюдением архангелов.По этой причине езиды называются народом стыда и народом чести (mlate sharme).

Но эти символы не надо связывать с религией езидов. Эти символы связаны с древнейшей историей народа Адаби, с памятью о временах его формировании

12 тысяч лет назад на территории Египта и Нубии. В те древние времена у адаби было много общего с древними египтянами, даже вера в богов Солнца, богов Луны и богов Утренней звезды.

 

 

Глава 13. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ЕЗИДОВ

 

У Езидского народа есть много традиции и обрядов, сохранение которых так же необходимо и важно как и сохранение Езидских молитв – Колм. В данной теме будет рассмотренно лишь не большая часть тех обрядов и обычаев, которые сохранились у Езидского народа на сегодняшний день, так как Езиды считаются одним из древнейших народов, соответственно обычаи, традиции, ритуалы – культура Езидов в целом включает в себя «большое» количества национальных аспектов в различных областях человеческой жизнедеятельности.

 

1) КЛОЧА САРЭ САЛЭ Первое с чего хотелось бы начать, это Клоча Сарэ Салэ (перевод дословный: Клоч – кулич, Сарэ – начало, Салэ – года, Кулич Начала «нового» Года). Клоча Сарэ Салэ аналогия Нового Года, Но единственное что между этими «двумя праздниками общее так это, то что они оба символизируют – Начало Нового Года, в остальном начиная с даты начала праздника и заканчивая самим празднованием – эти праздники «отличаются»… Когда отмечают Клоча Сарэ Салэ: Клоча Сарэ Салэ отмечают в день весеннего равноденствия (когда день делиться ровно на 12 часов (Солнца) и 12 часов (Луна)). Этот день наступает либо 20 или 21 – Марта (в зависимости високосного года). Почему именно в день весеннего равноденствия, потому что это дата указана в езидской молитве – ДРОЗГА. Особенности праздника Клоча Сарэ Салэ: Клоч (кулич) пекут из 7 «семи»(цифра 7 играет огромную роль в Езидских традициях, так как она символизирует «пантеон семи Архангелов») разных пряностей (к примеру, Клоч может состоять из – мука, сахар, соль, вода, масло, разрыхлитель, ванилин – в итоге «семь» пряностей). Пекут Клоч в среду, и обязательно в теста бросают одну монету. На следующий день в четверг, рано утром, глава дома (малхе малэ) в окружении семьи (и гостей) начинает разрезывать Клоч на 7 равных частей (помимо того что «число 7» символизирует «пантеон семи Архангелов», «число 7» так же и символ «Семи дней в недели», по религии Еиздов каждый из семи Архангелов покровительствует определенному дню недели). После того как Клоч разрезали на 7 равных частей, члены семьи начинают искать ту самую монету, которую изначально положили в теста Клоча (пример, после разделения Клоча, монета оказалось в 5 куске, далее исходя из молитв видим что «пятый» день это Пятница значит это день Архангела Насрдина, соответственно в течении всего года этот день и этот Архангел будут благоволить вашему дому). После того как вы определились с днем и тем Архангелом который будет вам благоволить то, вы должны именно в день этого Архангела дать – «Курбан» (то есть жертвоприношение, это либо баран, либо бык)…

 

2) Айды и Рожи Айды – это своего рода священный праздник, который наступает после трех дней Рожи (Рожи – пост). В количественном отношении у Езидов, 13 Айдов в течении года, НО Езиды постсоветское пространство отмечают всего «два Айда» - Айда Слтан Эзид, и Айда ХдрНаби (причины почему только 2 из 13, могут быть разные, от постоянного гонения со стороны арабов, до ассимилирования и заимствования других праздников у разных народах)... Когда отмечают Айд? Рассмотрим на примере Айда Эзид и Айда ХдрНаби, исходя из молитвы Дрозга и кавлэ ДжэмаДжМлат – вычисляется дата: Айда Эзид – в третью пятницу декабря Айд. Но перед этим начинаются 3 дня Рожи (пост) – в итоге вторник, среда, четверг Рожи, а в пятницу Айд. Айда ХдрНаби - в третью пятницу февраля Айд. Но перед этим начинаются 3 дня Рожи (пост) – в итоге вторник, среда, четверг Рожи, а в пятницу Айд. Если исходить из общего исчисления Айдов, то видна одно обязательно все Рожи начинаются со втроника, и обязательно непосредственно сам Айд Начинается с «третей пятницы» Особенности Айда Эзид и Айда ХдрНаби: Тут я буду краток, так как Айд не посредственно в честь определенного Архангела или Святого в Езидского религии, а писать о личности (скажем к примеру) Слтан Эзида – объём может быть как книга, так и страница – это как уже как говорят Езиды: «Ч занабун ХАДЭ кря пара ке» (Сколько знании БОГ тебе послал). Айда Эзид – в честь прихода Слтан Эзида на землю, в результате которого он спас Езидский народ, и при его «царствовании» Езиды были на пике своего величия, как в материальном так и в духовном плане… Айда ХдрНаби в честь святого ХдрНаби, который является «восьмым» названным сыном Архенгела Шамса (у Езидов, у каждого Архангела есть «названные дети», мы безусловно не можем говорить что (Ста Хола, да простит меня БОГ) что у Архангелов есть жены и что у них есть дети – это все бред, но были святые, или Ангелы, которые брали свою «родословную» от Архангелов, некоторые из них как обладали сверх естественной силой, так и были обычными людьми, которые за свою преданность и служение определенному Архангелу возвышались на небеса. Для это у Езидов есть 2 термина: Пс – названый сын, Сти – названая дочь). Кроме того что ХдрНаби «псэ» Шамса, он еще и является МразБахшм (МразБахш – Благославитель Семьи).

 

3) Свадебная церемония Дават (свадьба) – как и у всех народов проходит пышным торжеством, национальной музыкой, нарядами и иными радостными празднествами. У Езидского народа, наиболее важными в плане религиозного и национального обряда, в обязательном порядке нужны 2 вещи:

- Обряд МарБрин – иными словами дабы было понятно другим народ это как «венчание в церкви» у Христиан, только само собой разумеется Езиды не ходят в церковь…МарБрин у Езидов это духовное воссоединение мужчины и женщины, доказательство того что они является законными (с религиозной точки зрения) супругами. Это происходит во время свадьбы, и этот обряд имеет право проводить только Шэх, и только если этот Шэх принадлежит к роду Шэхе Шихсна…Шэх спраши



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: