Раздел 1. Теория денег и денежная система.




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  
1. Содержание курса  
2. Темы и вопросы семинарских занятий  
3. Тесты для самоконтроля обучающихся  
3.1. Тесты по разделу «Деньги»  
3.2. Тесты по разделу «Кредит»  
3.3. Тесты по разделу «Банки»  
4. Вопросы к коллоквиуму  
4.1. Вопросы по разделу «Деньги»  
4.2. Вопросы по разделу «Кредит»  
4.3. Вопросы по разделу «Банки»  
5. Темы рефератов для студентов очной формы обучения  
6. Задание для контрольной работы и порядок ее выполнения для студентов заочной формы обучения  
7. Вопросы к экзамену  
Список литературы  

Предисловие

 

Целью данной дисциплины является формирование у студентов фундаментальных знаний в области теории денег, кредита и банков, получение студентами навыков систематизации и оценки процессов в денежно-кредитной сфере, а также подготовка студентов к изучению практических аспектов функционирования денежно-кредитных отношений.

Задачи дисциплины:

• изучение теоретических основ управления торговым предприятием в современных условиях;

• ознакомление с существующими трактовками основных принципов и функций управления;

• изучение вопросов формирования организационных структур управления торговым предприятием;

• определение путей и методов организации информационного обеспечения процесса управления;

• изучение структуры персонала торгового предприятия, возможностей и способов использования различных методов мотивации торгового персонала;

• изучение вопросов организации труда руководителя торгового предприятия;

• ознакомление с современными техническими средствами управления.

Изучив дисциплину «Деньги, кредит, банки», выпускник по направлению «Экономика» по профилю «Финансы и кредит» должен знать:

• закономерности функционирования и развития денежно-кредитных отношений;

• основные понятия, категории денежно-кредитной системы и инструменты кредитного рынка;

• основные особенности ведущих школ и концептуальных подходов к изучению природы денег и кредита;

• основные особенности российской денежно-кредитной сферы, ее институциональную структуру, направления денежно-кредитной политики государства.

 

В результате изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студент должен уметь:

• анализировать во взаимосвязи явления, процессы и институты в денежно-кредитной сфере;

• применять понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности;

• выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в денежно-кредитной сфере, предлагать способы их решения;

• анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о процессах и явлениях в денежно-кредитной сфере, выявлять тенденции изменения экономических показателей;

• осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

• рассчитать на основе данных официальной статистики такие показатели, как соотношение наличной и безналичной денежной массы, величину денежных агрегатов, уровень инфляции, коэффициент монетизации, денежный мультипликатор, скорость обращения денег;

• осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты и обосновывать полученные выводы;

• представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

• организовать выполнение конкретного порученного этапа работы.

 

Студент должен владеть:

• методологией экономического исследования денежно-кредитной сферы;

• современными методами сбора, обработки и анализа данных;

• современными методиками расчета и анализа показателей состояния денежно-кредитной сферы, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;

• навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Содержание курса

 

Раздел 1. Теория денег и денежная система.

Тема 1. Введение в предмет

Структура и логика курса «Деньги, кредит банки». Связь с ранее изучаемыми и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. Цели и задачи курса: учебные и перспективные (профессиональные). Календарный план. Основные требования и формы контроля. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Тема 2. Подходы к пониманию природы денег

Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Происхождение денег. Эмпирический подход. Металлическая и номиналистическая теории денег. Классический и функциональный подходы. Количественная теория денег и монетаримз. Институциональный подход.

Сущность, формы и виды денег их особенности их обращения. Полноценные (товарные) деньги. Номинальные (бумажные) знаки стоимости. Кредитные деньги. Депозитные и электронные деньги.

Тема 3. Функции современных денег

Функция денег как меры стоимости или единицы счета. Цена. Масштаб цен. Демонетизация полноценных денег. Покупательная способность денег.

Деньги как средство обмена: деньги как средство обращения и средство платежа. Количество денег в обращении (денежная масса).

Функция сохранения стоимости: средства образования сокровищ, средство накопления и средство сбережения.

Мировые деньги. Выполнение мировыми деньгами в международном обороте функций: меры стоимости (единицы счета), средства обмена и средства сохранения стоимости. Функциональные формы мировых денег. Валюта. Валютный курс.

 

Тема 4. Денежная система как форма организации денежного оборота

Денежный оборот и его структура. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Налично-денежный оборот и денежное обращение. Организация налично-денежного обращения. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.

Понятие и типы денежных систем и их генезис. Денежная системы отдельных стран. Современная денежная система РФ. Валютная система.

Понятие эмиссионного механизма и его становление. Современный эмиссионный механизм. Денежная масса и ее агрегаты. Денежная база. Скорость обращения денег и коэффициент мультипликации кредита.

Механизм мультипликации кредита. Избыточные резервы коммерческих банков. Норма обязательных резервов. Денежные реформы.

 

Тема 5. Платежная система

Определение платежной системы и ее элементы. Виды платежных систем. Национальная платежная система страны. Принципы построения платежных систем.

Структура платежной системы РФ. Платежная система Банка России. Частные платежные системы.

Документарные и бездокументарные формы расчетов. Формы организации безналичных расчетов в РФ.

 

Тема 6. Инфляция как социально-экономическое явление.

Причины и сущность инфляции. Денежные и неденежные факторы инфляции. Измерение инфляции: индексы цен, дефлятор ВВП, Индекс Пааше и другие показатели.

Классификация инфляции и формы ее проявления. Инфляция спроса. Инфляция предложения (инфляция издержек и инфляция производства). Кредитная инфляция. Темпы инфляции.

Закономерности инфляционного процесса. Социально-экономические последствия инфляции. Меры по борьбе с инфляцией в зависимости от ее формы и вида. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия. Денежные реформы и антиинфляционная политика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: