Модель наставника от « Института будущего»




 

Если я люблю, забочусь, то есть активно участвую

в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

 

В федеральном национальном проекте «Образование» -«Современная школа», в реализации которого наставничество играет ведущую роль. Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки, это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.

Основными формами наставничества являются:

  • «ученик – ученик»;
  • «учитель – учитель»;
  • «студент – ученик»;
  • «работодатель - ученик»;
  • «работодатель - студент».

Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Технология наставничества применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

- проблемы молодого специалиста в новом коллективе,

- проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

Новое время ставит перед нами новые задачи. Навыки будущего, образовательные тренды, soft skills - эти понятия и смыслы всё больше и глубже проявляются в нашей жизни. И если для образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты, как робототехника, Лего –конструирование и даже 3D - моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, - soft skills - пока ещё знаком далеко не всем, хотя требования по их формированию уже звучат во всех новейших образовательных документах.

Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:

1. Способность к отбору информации.

2. Социальный интеллект.

3. Способность мыслить проектно.

4. Межкультурная компетентность.

5. Способность мыслить нестандартно и глубоко.

6. Способность понимать смыслы.

7. Универсальные навыки мышления.

8. Способность вычислять.

9. Сотрудничество в виртуальном пространстве.

10.Способность работать с современными СМИ.

 

Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям

нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная

или групповая. Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. При групповом наставничестве вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог.

Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников.

 

Этапы реализации.

1. В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов, педагог помогает в формировании soft skills.

2. Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

Половина навыков из Топ 10 связана с умением общаться с людьми, договариваться с

ними и управлять ими, понимать их и служить им.

А другая половина связана со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, придумывать решение проблем, генерировать новые проекты и идеи.

Собственно, все эти навыки уже востребованы сейчас, а через несколько лет они станут еще популярнее. И вывод очень простой: акцент мира все больше смещается на самого Человека, его способности, его мозг, его масштабность и взаимодействие с другими людьми. Конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не

только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills — «креативным,

плановым, и другими видами мышления».

В русском языке навык — это способность осуществлять определенную деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. В дополнение к термину «навык» для описания способностей человека используется термин «компетенция».

Компетенция — это комплексная характеристика готовно-сти человека применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности.

В английском языке термин skills означает способность выполнить задачу с предопределенным результатом. Это определение шире, чем привычное нам значения слова «навык», и в некоторых случаях приближается к значению слова «компетенция». К началу XXI века подавляющее большинство населения планеты умеет читать, писать и считать, но этих навыков уже недостаточно для работы в новом сложном мире. В образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, это коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа. Таков список ключевых компетенций, базовых навыков, которые будут востребованы во всех видах человеческой деятельности в новом сложном мире. Это 1.Концентрация и управление вниманием, 2.Эмоциональная грамотность, 3.Цифровая грамотность, творчество, креативность 4.Экологическое мышление, 5.Кросскультурнсть, 6.Способность к (само)обучению

Список базовых грамотностей не предполагает, что образование должно ограничиваться этими навыками. Сейчас крайне важно перейти от утилитарного индустриального образования к нтегральной образовательной парадигме. В новом сложном мире образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на всестороннюю поддержку становления человека как полноценного автора своей жизни.

В современной управленческой теории навыки принято разделять на «мягкие» и «жесткие»

(hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми.

Эту модель профессиональных компетенций можно представить в виде двухслойной матрешки. Внутри (или в основе компетенции) будут находиться жесткие навыки, а снаружи (в качестве дополняющих, модифицирующих, усиливающих основной навык) — мягкие навыки. Предполагается, что жесткий навык — это собственно деятельность человека, а мягкий как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные качества.

Понятие «мягкие навыки» возникло в связи с необходимостью отметить навыки особого

качества, отличающиеся от навыков с жестко заданной последовательностью действий и

измеряемым результатом — в том числе профессиональных навыков работы с техническим оборудованием. Это важный шаг, который позволил обратить внимание на социальную и эмоциональную часть образовательного процесса. Но сейчас такая категоризация лишь ограничивает возможности организации образовательного процесса. Для организации обучения с учётом изменений, происходящих, предлагается использовать четырехслойную модель навыков, которая будет включать в себя следующие уровни:

(1) контекстные/узкоспециальные навыки (включающие в себя жесткие навыки, но не ограничивающиеся ими) — это навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Это могут быть профессиональные навыки (программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки (например,видеоблогинг);

 

(2) кроссконтекстные навыки — навыки, которые могут быть применимы в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;

 

(3) метанавыки — это прежде всего различные режимы управления объектами в нашем разуме или в физическом мире, близкие к тому, что Говард Гарднер называл «множественными интеллектами» или «модальностями интеллекта»,от логико-математического до телесно-кинестетического и межличностного

(4) наконец, на самом глубинном уровне находятся «экзистенциальные навыки», которые

могут быть универсально применимы на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

 

Матрешка таких навыков будет собираться в другом порядке В основе будут лежать экзистенциальные навыки, так как именно они определяют характер человека, и метанавыки, которые формируют нашу способность оперировать окружающими внутренним миром. Следующим слоем станут кроссконтекстные навыки, на которые опирается любая деятельность, а контекстные навыки,к которым относится большинство жестких навыков, находится на внешнем слое, так как они могут меняться в соответствии с выполняемыми задачами.

В настоящее время образование столкнулось с ситуацией, когда в ряде сфер навыки устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения. Именно поэтому требуется совершенно новый подход к навыкам, которые должны лечь в основу образовательной программы. Речь идет о переходе к интегральному образованию, позволяющему в полной мере раскрыть индивидуальный потенциал каждого человека и коллективный потенциал человечества.

И это будущее близко – речь идет буквально о поколении тех, кто уже сейчас ходит в школу. Неудивительно, что в обществе все чаще поднимаются вопросы того, как появление принципиально новых профессий и направлений изменит рынок труда и сферу образования. Учителя будущего должны не просто давать знания (их дают всем, а иногда их можно получить самим). Они должны заражать идеями и придавать ученикам импульс к дальнейшему развитию, учить их мыслить, искать и находить новые решения. То есть можно сделать вывод, что для учителей наддисциплинарная работа (условно назовем ее soft skills от образования) также выйдет на первый план и станет как минимум не менее важной, чем передача собственно знаний (hard skill).

 

При этом роль педагога смещается от «ментора» к «наставнику»: важно, чтобы ребенок мог чувствовать, что учитель находится рядом - «заражает» его новыми идеями, вдохновляет, развивается и растет вместе с ними, создает дружеский коллектив учителей, родителей и учеников, заинтересованных в совместной активной и созидательной деятельности. Педагогам также необходимо совершенствование soft skills в условиях реализации профессионального стандарта. Это развитие - одно из условий обеспечения качества образования. Особенно важно развитие soft skills у молодых педагогов, с целью их профессиональной адаптации, дальнейшего развития и закрепления на рабочем месте. Существует необходимость организации целенаправленной работы по внедрению профессионального стандарта, с акцентом на формирование новых надпредметных компетенций или soft skills современного педагогического работника.

Любой ребенок хочет стать успешной личностью: хорошо закончить школу, поступить в престижное учебное заведение, найти высокооплачиваемую работу. Однако часто людям, которые хотят реализовать себя, не хватает умения быть эффективным лидером как по отношению к другим - вести за собой, так и по отношения к себе - управлять собой. По данным зарубежных исследований, успех человека в профессиональной сфере до 85% зависит от мягких компетенций, и только 15% от жестких. Поэтому развитие soft skills является необходимой частью учебно - воспитательного процесса.

Система навыков soft skills предполагает, что ученики будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Следует отметить, что развитие у обучающихся soft skills происходит в логике ФГОС: ключевые мягкие компетенции взаимосвязаны с требованиями стандарта, предъявляемым к образовательным результатам: личностные, метапредметные результаты; а также регулятивные, коммуникативные и другие УУД. «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Однако мягкие навыки гораздо шире, они необходимы ребенку не только во время обучения, но и в процессе всей жизни. Кроме того, переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению будущей проблемы с трудоустройством. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся и ещё долгое время будет оставаться востребованным. Педагогам также необходимо совершенствование soft skills в условиях реализации профессионального стандарта. Это развитие - одно из условий обеспечения качества образования

 

Как развивать soft skills?

Навыки — это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.

Общие правила развития soft skills:

Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.

Будьте примером для детей сами, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения — учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.

Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.

Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.

Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.

Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

Тренинги развития — наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: