Ель в лесу, под елью белка,




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

 

 

Методические рекомендации

По изучению эпитета как средства выразительности

Подготовила

Степаненко О.Н.,

Учитель русского языка

И литературы

Г.

Пояснительная записка

Формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста. Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание, которое невозможно без знания такого средства художественной выразительности, как эпитет.

С его помощью писатели выделяют те или иные признаки или стороны изображаемых предметов, которые представляются важными при определенных обстоятельствах.

Актуальность представленной работы определяется тем, что на современном этапе развития образования изучение теоретико-литературных понятий необходимо не только в связи со значимостью их использования как инструментария анализа изучаемых произведений, но и для подготовки учащихся к ЕГЭ, а также в связи с осознанием обучающимися потребности находить тропы речи, возникновением желания проявить свои способности как при сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе, так и в различных творческих конкурсах.

Данные методические рекомендации посвящены организации учебного процесса при изучении эпитетов. Этим и определяется цель их составления.

Практическое значение работы заключается в том, что материалы, собранные в методических рекомендациях, могут найти применение в практике преподавания русского языка и литературы, на занятиях по анализу и интерпретации текста, при преподавании элективных курсов, а также могут быть рекомендованы при разработке учебно-методических пособий.

 

 

Эпитетом (от гр. epitheton - приложение) называется образное определение предмета или действия. (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. - П.).

Эпитеты - это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными.

Прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения (Милая, добрая, старая, нежная! С думами грустными ты не дружись. - Ес.).

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое передвижение туч, усыпительный шум дождя), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (Листья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала земля. - Пауст.). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета (Поэт - эхо мира, а не только - няня своей души. - М. Г.).

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др. Однако до сих пор наука не располагает глубоко проработанной теорией эпитета, не существует единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Именно поэтому понятие «эпитет» иногда неоправданно расширяют, относя к нему любое прилагательное, выступающее в функции определения. Но все же к эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например, в предложении Дубовый листок оторвался от ветки родимой (Л.) - прилагательные выполняют лишь смысловую функцию. В отличие от эпитетов такие определения иногда называют логическими.

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок - лимонный свет луны; седой старик - седой туман; он лениво отмахивался от комаров - река лениво катит волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя... - Л.). В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (...Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах... - Л. Т.).

Помимо метафорических и метонимических эпитетов исследователи предлагают и другие их классификации. Так, с генетической точки зрения эпитеты можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость - Т.), народно-поэтические (красна девица, добрый молодец). Последние называют еще постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер.

При изучении эпитета необходимо выбрать те технологии, методы, приемы, которые будут способствовать не только воспитанию читательской культуры, но и познакомят с секретами поэтического мастерства. Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, осознавать то, о чем он хотел сказать.

При этом необходимо учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности школьников, чему, на мой взгляд, в полной мере соответствует адаптивная система обучения. Она решает проблему воспитания мыслящего, творчески активного человека, нацеливает обучающихся на поисковые действия в учебно-познавательной деятельности.

Так, начиная разговор об эпитетах, можно использовать занимательные задания: предложить ученикам пройти по ходам лабиринтов, чтобы прочитать изобразительно-выразительное средство, о котором пойдет речь на уроке.

Я У Д

К Т

О Е

И Т

Э к П Б

Игровые технологии помогают учителю вовлечь учащихся в постижение нового материала. Ведь дети легко включаются в игровую деятельность. Чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Очень важно показать детям, что писатель ярко и красочно может описать все: любую картину, явление природы, вещь, человека, даже то, чего на свете не бывает, но мы, прочитав об этом, представляем, о чем он говорит. Под рукой мастера самые обычные слова становятся волшебным средством изображения предмета, природы, человека и т.д. При изучении эпитета можно предложить сравнить слово "железный" в словосочетании "железная кровать" и в выражении "железный характер". Ученики приходят к выводу, что в первом случае слово означает только то, что кровать сделана из железа. А во втором примере слово "железный" имеет другое значение: твердый, мужественный, непреклонный. Слово "хрустальный" в предложении: "На столе стояла хрустальная ваза" обозначает только то, из чего она сделана. А теперь рассмотрим поэтическую тютчевскую строку:

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера!

Слово "хрустальный" имеет значения: яркий, сверкающий, ясный, звонкий, хрупкий. Здесь оно употребляется не в прямом значении, а в переносном.

На фрагменте урока покажу, какие приемы можно применять при объяснении понятия «эпитет». Изучить новый термин помогает система учебных диалогов. При этом использую три картинки, изображающие братьев: определение, постоянный эпитет, эпитет.

 

- Что же связывает этих братьев?

- Все они выходцы из прилагательных и отвечают на один и тот же вопрос «какой?». Иногда, правда, бывают и другие части речи, но вопрос остается тот же.

- Кто же из двух братьев самый скромный?
- Разумеется, определение, которое просто указывает на какие-то важные признаки предмета (например, материал, из которого сделан предмет, время года или суток, возраст и т.п.)

- А почему же самый яркий и выразительный эпитет?

- Он отражает видение автора, его оценку, его чувство, создает в нашем воображении зримую картину.

-Запишем определение в тетрадь по литературе:
(Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету).

- А что же это за постоянный эпитет?

- Это тот, который переходит из произведения в произведение, создает его чаще всего сам народ и передает его из поколения в поколение в своих песнях, сказках, былинах. Но иногда постоянные эпитеты создаются поэтами и писателями для своих героев.

В том случае, если обучающиеся затрудняются в выделении из текста эпитетов, можно предложить им тренинг с использованием ТРИЗ-технологии, которая предусматривает пошаговое решение задачи.

Для того чтобы научить отличать эпитеты в художественных произведениях, ученикам предлагается самим научиться «составлять» словосочетания с эпитетами.

Если рассматривать эпитет как художественное определение, то необходимо взять объект и дать ему характеристику по какому-либо признаку.

I этап. Например: (какой?) дождь капает. Дайте определение дождю по признаку или по признаку действия, которое он производит. Получается: тихий, ласковый, смеющийся, шепчущий и др. Второе мыслительное действие: соедините существительное со словом-признаком, определяющим его. Это первый прием составления словосочетаний с эпитетом. Что же получилось? Тихий дождь, ласкающий дождь, смеющийся дождь, шепчущий дождь и др.

II этап. Обратим внимание на привычное словосочетание «длинная ночь». Заменим признак, определяющий существительное, на слово, которое помогает понять состояние человека бессонной ночью, ждущего рассвета. Что получится? Мрачная ночь, беспросветная ночь, безрадостная ночь, ранящая ночь и др. Благодаря этому мы понимаем тревожное состояние человека бессонной ночью. В результате применения данного приема мы можем получить «хрустящий смех», «веселые бабочки» и т.д.

Использование этапов составления словосочетаний с эпитетами позволит добиться узнавания учащимися данного средства выразительности в любом художественном тексте.

Приведу другой фрагмент урока-тренинга, позволяющего ученикам на основе игры «Третий лишний» составлять словосочетания с эпитетами и использовать их в речи.

Цель урока: вселить уверенность в своих силах, в творческом потенциале.

На доске написаны три слова: золотистый, удивительный, ароматный.

Задание. Необходимо исключить «третье лишнее», оставив только пару, к которой можно подобрать одно существительное так, чтобы прилагательные стали эпитетами. Следует найти как можно больше вариантов.

Вариант работы на доске и в тетради.

Золотистый, ароматный Ароматный, удивительный Золотистый удивительный
Апельсин Хлеб Лучи
Мандарин Пирог Волосы
Корочка Печенье Песок

 

В результате такой работы ученики находят новые уровни составления словосочетаний с эпитетами. Этот тренинг можно активно применять как на теоретическом уровне (для работы на уроках литературы), так и на практике (в повседневной жизни). Ведь он помогает ученикам поверить в самих себя, в свои неограниченные возможности.

На этапе закрепления знаний об эпитете уместно использовать задания игрового характера, так как игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях.

Для закрепления материала предлагаю сопоставить словосочетания и определить, где эпитеты:

 

Березовая роща Золотая роща
Осенний дождь Грустный дождь
Хрустальная ваза Хрустальный снег

 

Ученики быстро определяют, где логические определения, где художественные.

Вызывает интерес следующее задание: предлагаю ученикам стрелочками соединить имя существительное с тем прилагательным, которое при употреблении с ним станет эпитетом (красный цвет), затем соединить имя существительное с тем прилагательным, которое при употреблении с ним будет только определением (синий цвет).

Золотое решетка

Мягкий воля

Зеркальный руки

Железная ива

Золотые браслет

Серебряный кольцо

Мягкая характер

Зеркальное лед

Железная подушка

Серебряная отражение

Следует отметить, что теория литературы требует постоянного повторения. Анализ лирического произведения не обходится без работы над средствами художественной выразительности. Поэтому, работая со стихо- творениями в разных классах, для отработки навыков поиска ИВС использую метод фокальных объектов. До проводимого урока ученики получают задание повторить изученные средства выразительности. В начале занятия поясняю обучающимся, что в центре внимания (в фокусе) – художественные средства (термины), которые использует автор. Лучами обозначаем примеры, найденные в изучаемом произведении.

Так, по мере изучения стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» у учащихся в тетради появляется схематическая запись следующего содержания:

 
 

 


«в осени первоначальной»
“чистая и тёплая лазурь»

 


В процессе анализа стихотворения дети понимают: для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты.

Метод фокальных объектов целесообразно применять и тогда, когда повторяется несколько художественных средств выразительности (метафора, сравнение, метонимия, эпитет, аллегория, гипербола и т.п.).

В старших классах, когда изучены все изобразительно-выразительные средства языка, интересно проходят уроки, в структуре которых отводится место для заполнения кластера. Правила работы с ними очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы (в нашем случае это названия ИВС, их столько, сколько есть в анализируемом тексте), соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники (образы, которые используются с эпитетами), у спутников - свои. Кластеры помогают учащимся, если во время работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной работе.

 

 

 
 

 

 


Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации (работа может вестись индивидуально и в группах). Когда на стадии рефлексии работа с кластерами завершится, можно предоставить учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнив творческое задание.

Описанные выше технологии, методы и приемы, используемые для успешного усвоения литературоведческого понятия «эпитет», приведут к обострению у учащихся языкового чутья, развитию памяти, улучшению навыков анализа художественного произведения. В результате такой систематической работы обучающиеся показывают хорошие результаты: они умеют находить эпитеты в текстах, определять их роль, выявляют авторское отношение к изображаемому на основе употребления данного изобразительно-выразительного средства, у них возникает потребность использовать эпитеты в своей речи, появляется положительная установка при написании сочинений (том числе и части С на ЕГЭ), возникает потребность проявить свои способности в творческих конкурсах.

Приведу примеры заданий из педагогической практики, используемые мной на уроках при работе с эпитетами.

На начальном этапе работы объясняю происхождение постоянных эпитетов. В древности народ не мог охватить многообразие признаков предмета, ограничивался указанием на те признаки, которые чаще всего характеризовали данный предмет. Море не всегда было синим, но чаще всего имело синеватый оттенок. Не все молодцы были “добрыми”, т.е. могучими, но, как правило, молодые люди отличались силой по сравнению со стариками; девушки не все были красивы, но молодость всегда привлекательна. На ранней стадии своего художественного развития люди, не умея отличать конкретные индивидуальные черты, выделяли наиболее существенные. Так появились в устном народном творчестве постоянные эпитеты.

С удовольствием подбирают ученики постоянные эпитеты к предложенным словам: поле (чистое), головушка (буйная), цветочек (лазоревый), солнце (красное), конь (богатырский), месяц (ясный), стрела (каленая), ночка (темная), леса (дремучие), ручки (белые), волки (серые).

При изучении сказок А.С. Пушкина предлагаю ученикам вставить пропущенные эпитеты:

Мимо острова Буяна

В царство __________ Салтана.

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки ____________,

Все скорлупки _________,

Ядра - __________.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: