Проверка сформированности компетенций, приобретаемых бакалаврами в результате прохождения учебнойпрактики, оценивается комплексно, с учетом совокупности характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, и осуществляется на основании данных, предоставленных студентом:
- отчёт по учебной практике;
- дневник практики (календарный план-график) (Приложение В);
- отзыв (характеристика) руководителя практики от предприятия (Приложение Г);
- публичный доклад по представлению полученных результатов в ходе прохождения практики.
Для оценки прохождения учебнойпрактики бакалавров используются следующие методы:
- наблюдение за практикантами в процессе практики и анализ качества отдельных видов их работы;
- самооценка студентов степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
- анализ документов, предоставляемых студентом по результатам прохождения практики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Индивидуальный характер заданий по учебнойпрактике является специфическим отличием практики от других дисциплин.
Информационное обеспечение практики, выбранное студентом в профессиональном направлении является одним из пунктов задания.
В качестве общей рекомендации – исходной научно-технической литературой может являться литература по дисциплинам, являющимся базовыми для конкретного направления профессиональной деятельности.
4.1. Нормативно-техническая документация:
- ГОСТ 2.004-88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.
- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Основные требования к текстовым документам.
- ГОСТ 2.125-88 Правила выполнения конструкторских документов.
- ГОСТ Р 7.05-2008 Библиографическая ссылка.
- ГОСТ 7.32–2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (C изменениями №1, утвержденным ИУС 12-2005).
- ГОСТ 19.701-90 ЕСПД Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения.
4.2. Дополнительная литература:
- Лазуткина Е.А., Кожевникова Н.Ю., Методическое пособие по написанию ВКР по направлению подготовки бакалавров 230400.62 «Информационные системы и технологии», АГУ, 2014.
Отчётность
Отчёт по учебной практике сдаётся на кафедру (хранится там в течение 5 лет) на электронном носителе (оптический диск CD-R), на которых представляется следующая информация:
текст «Отчёта…» (в формате .PDF с подписными листами, отсканированными и вставленными в текст ПЗ);
Индивидуальное задание на практику (в формате .PDF с подписными листами, отсканированными и вставленными в текст ПЗ);
Дневник практики (в формате .PDF с подписными листами, отсканированными и вставленными в текст ПЗ);
Отзыв (Характеристика) руководителя от базы проведения практики (в формате .PDF с подписными листами, отсканированными и вставленными в текст ПЗ);
материалы презентации (доклада) на защиту Отчёта по практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Образец оформления титульного листа отчёта по практике
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательноеучреждение высшего образования
«Астраханский государственный университет»
Филиал АГУ в г. Знаменске Астраханской области
Направление подготовки: Информационные системы и технологии
Кафедра математики и информатики
ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Руководитель практики от кафедры:
____________ И.И. Иванов
Руководитель практики от базы практик:
____________ П.П. Петров
Автор работы:
студент группы ИТ-41
____________ С.С.Сидоров
Место прохождения практики
__________________________
Знаменск – 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Образец оформления индивидуального задания на практику
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Ф.И.О., |
студенту 2 курса филиала
Астраханского государственного университета в г.Знаменск,
обучающемуся по направлению подготовки бакалавров
09.03.02 «Информационные системы и технологии»
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Целями учебной практики являются:
- приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) для приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере;
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
- развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задачах по месту прохождения практики;
- изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
- ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;
- изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;
- освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов.
Задачи учебной практики:
- знакомство с предприятием, организацией, учреждением, являющимся базой практики, знакомство со структурой IT – службы;
- изучение функций, роли и места IT – службы в структуре учреждения, предприятия, организации;
- получение практических навыков по обеспечению эргономики рабочего места и расчету экономической эффективности;
- получение навыков оформления технической документации в соответствии с требованиями государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.
В результате прохождения учебной практики студент должен освоить следующие компетенции:
- ОК-2 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами.
- ОПК-1 - владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий;
- ОПК-5 – обладание способностью использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи, критического анализа этой информации и обоснования принятых идей и подходов к решению.
В результате прохождения учебной практики студент должен:
Знать:
- методы обеспечения эргономики рабочего места, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды в процессе разработки и эксплуатации информационной системы;
- понятие и виды издержек производства и основы теории ценообразования программных средств;
- методы расчета стоимости затрат и себестоимости программных продуктов;
- стандарты в области оформления программной документации.
Уметь:
- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
- осуществлять расчет затрат, необходимых для проектирования информационных систем, и расчет себестоимости готового программного продукта.
Владеть:
- основными методами экономического анализа проектной деятельности;
- методами расчета необходимых параметров производственной безопасности с учетом их экономической эффективности;
- навыками самостоятельной работы.
В ходе учебной практики студент должен ежедневно вести «Дневник учебной практики», изучить и отразить следующие вопросы:
− Организация техники безопасности на предприятии.
− Предварительное изучение. Анализ требований и построение модели предметной области на концептуальном уровне. Изучение существующей организационной структуры, ее недостатков и достоинств, классификация и выделение информационных связей между ними.
− Детальное изучение функций информационной системы (подсистемы). Определение круга лиц, ответственных за принятие решений. Получение информации о системе и объектах автоматизации. Определение границ будущей системы (выделение внешних сущностей, взаимодействующих с системой) в части выработки направлений перспективного проектирования для курсовых и бакалаврской работ. Построение моделей, как в структурной, так и в объектно-ориентированной методологии, отражающих семантику хранимых информационных объектов и связей между ними. Построение диаграмм потоков данных верхнего уровня. Окончательное выяснение целей создания/модификации системы. Уточнение описания предметной области, запросов и алгоритма функционирования системы. Изучение состава, содержания и порядка согласования технического задания на систему.
− Построение информационно-логической модели системы (иерархия диаграмм потоков данных, модель данных, описание логики процессов, определение логических единиц хранимой информации, разработка логической структуры базы данных и / или базы знаний).
− Выбор и обоснование комплекса технических средств. Изучение сетевой технологии обработки данных (при необходимости). Выбор системных программных средств. Изучение технологии программной реализации компонентов информационной системы. Информационные и ресурсные расчеты системы (подсистемы). Изучение состава и содержания технологического проекта информационной системы.
− Реализация модулей и информационного обеспечения системы. Заполнение базы данных и /или базы знаний. Изучение состава и содержания работ на стадии рабочего проектирования. Принципы создания эксплуатационной документации.
− Изучение роли и содержания стандартов и нормативных документов на стадиях технического задания, технического проекта и рабочего проекта (стандарты групп ЕСПД, “Информационные технологии”).
− Изучение процессов отладки компонентов автоматизированных систем. Изучение методики подготовки предприятия к внедрению ИС, проведения опытной эксплуатации системы.
− Изучение процесса эксплуатации и развития ИС на предприятии, совершенствование компонентов и определение реального экономического и социального эффекта от действующих ИС.
− Изучение методов обеспечения эргономики рабочего места, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды в процессе разработки и эксплуатации ИС.
Руководитель практики от Университета:
Заведующий кафедрой математики и информатики
филиала АГУ в г. Знаменске
кандидат технических наук, доцент
С.Н.Бориско
Задание принял к исполнению
Инициалы, Фамилия
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель практики от базы проведения практики
Инициалы, Фамилия
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
ДНЕВНИК
прохождения ____ учебной _____практики
студента_________2___________курса филиала АГУ в г.Знаменск,
направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Число, месяц | Виды работы, выполняемой студентом | Содержание работы | Оценка, замечания и предложения по работе |
М.П. Подпись студента
Подпись руководителя от базы практики
Подпись руководителя от кафедры
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)
Характеристика на студента, проходившего практику
ХАРАКТЕРИСТИКА
на студента Ф.И.О.,
проходившего учебную практику в__________________________________________
Характеристика на студента, проходившего практику, составляется и подписывается руководителем от базы практики в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:
- полное наименование организации, являющейся базой прохождения практики;
- сроки прохождения практики;
- перечень подразделений организации, в которых практикант работал;
- отношение практиканта к выполняемой работе, качественный уровень (высокий, средний, низкий) и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий;
- дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики;
- умение контактировать с руководством организации, сотрудниками, клиентами;
- недостатки, проявившиеся в процессе практики студента;
- рекомендуемая оценка прохождения практики;
- дата составления характеристики и печать организации.
М.П. Подпись руководителя от базы практики