Краткая справка для специалистов в области СМИ




Предотвращение самоубийства

 

Источник для специалистов в области СМИ

 

 

Всемирная организация здравоохранения

Международная ассоциация по предотвращению самоубийств

 

Департамент психического здоровья и токсикомании

Всемирная организация здравоохранения

Данные публикации в каталоге библиотеки ВОЗ

 

Preventing suicide: a resource for media professionals.

1. Suicide – prevention and control. 2. Suicide, Attempted – prevention and control. 3. Communications media. 4. Information services. I. World Health Organization. Dept. of Mental Health and Substance Abuse. II. International Association for Suicide Prevention.

 

ISBN 978 92 4 159707 4 (NLM classification: HV 6545)

 

 

Предотвращение самоубийства: Источник для специалистов в области СМИ

1. Самоубийство – предотвращение и контроль. 2. Самоубийство, попытка – предотвращение и контроль. 3. Средства коммуникации. 4. Информационные службы. I. Всемирная организа­ция здравоохранения. II. Международная ассоциация по предотвращению самоубийств.

 

 

© Всемирная организация здравоохранения, 2008, текст.

© Турилова М.В., перевод с англ., 2016.

 

Все права защищены. Публикации ВОЗ можно получить в издательстве «WHO Press», Всемирная организация здравоохранения, 20 авеню Аппиа, 1211 Женева 27, Швейцария (тел.: +41 22 791 3264; факс: +41 22 791 4857; адрес электронной почты: bookorders@who.int). Заявки с просьбой разрешить воспроизвести или перевести публикации ВОЗ для платного или не­коммерческого распространения следует направлять в издательство «WHO Press» по указан­ному выше адресу (факс: +41 22 791 4806; адрес электронной почты: permissions@who.int).

 

Использованные обозначения и представление материалов в этой публикации не под­разумевают выражения какого-либо мнения со стороны Всемирной организации здравоохра­нения относительно чего-либо, связанного с законным статусом какой-либо страны, террито­рии, города или области или их властей, разграничением границ и пограничных территорий. Пунктирные линии на картах обозначают приблизительные границы, по которым может быть еще не достигнуто всестороннее соглашение.

 

Упоминание отдельных компаний или определенных промышленных продуктов не подразумевает, что они одобрены или рекомендованы Всемирной организацией здравоохра­нения в предпочтение другим подобным им компаниям и продуктам, не упомянутым в текстах. За исключением ошибок и упущений, названия патентованных продуктов пишутся с заглавной буквы.

 

Для проверки информации, которая содержится в этой публикации, Всемирной орга­низацией здравоохранения были предприняты все разумные правила техники безопасности. Тем не менее, публикуемый материал распространяется без каких-либо гарантий, выраженных или подразумеваемых. Ответственность за интерпретацию и использование материала лежит на читателе. Ни при каких условиях Всемирная организация здравоохранения не будет ответ­ственна за ущерб, возникающий в связи с использованием материалов.

 

Издано Службой выпуска документов ВОЗ», Женева, Швейцария.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие………………………………………………………………………………………….1

Краткая справка для специалистов в области СМИ………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………………………………...5

Данные для подражания…………………………………………………………………………….6

Ответственное сообщение…………………………………………………………………………..7

Пользуйтесь возможностью просвещения людей относительно самоубийства…….…..7

Избегайте придавать в речи самоубийству характер сенсации, говорить о нем как о норме или представлять его решением проблем………………………………………………..…7

Избегайте размещать заметки о самоубийствах на видном месте или неоправданно повторять их………………………………………………………………………………………….8

Избегайте прямого описания метода, использованного при осуществлении или попытке самоубийства…………………………………………………………………………………….......8

Избегайте давать подробную информацию о месте, где совершено самоубийство или сделана его попытка…………………………………………………………………………………9

Осторожно давайте заголовки……………..………………………………………………..9

Соблюдайте осторожность, используя фотографии или видеозаписи…………………..9

Будьте особенно внимательны, сообщая о самоубийствах знаменитостей..…………..10

Демонстрируйте заслуженное уважение к людям, у которых самоубийство отняло близких………………………………………………………………………………………...........10

Сообщайте информацию о том, где искать помощь……………………………………..10

Осознайте тот факт, что специалисты в области СМИ сами могут пострадать от историй о самоубийствах……………………………………………………………………………………11

Источники достоверной информации…………………………………………………………….11

Другие формы средств массовой информации………………………………………………..…12

Приложение 1: Обзор научной литературы о подражающем самоубийстве…...……………...13

Ссылки………………………………………………………………………………………………16

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Самоубийство – это серьезная проблема здоровья общества, которая требует нашего внимания, но его предотвращение и контроль, к сожалению, являются непростой задачей. Исследование современного состояния дел показывает, что, чтобы предотвратить самоубий­ство, нужна целая серия действий, начиная от обеспечения наилучших, насколько это воз­можно, условий для воспитания детей и юношества, эффективного лечения психических рас­стройств до контроля факторов риска в окружающей среде.

В 1999 году Всемирная организация здравоохранения запустила «SUPRE» («Suicide Preventing», «Предотвращение суицида»), инициативу по предотвращению суицида, обра­щенную ко всему миру. Этот буклет – переработанная версия одного из серии ресурсов, под­готовленных как часть «SUPRE», адресованная особым социальным и профессиональным группам людей, играющим особенно значимую роль в предотвращении самоубийств. Допол­ненный буклет – это результат продолжительного взаимодействия между ВОЗ и Междуна­родной ассоциацией по предотвращению самоубийств. Он представляет собой звено в длин­ной и неоднородной цепи, включающей в себя целый перечень людей и групп, в том числе специалистов сфер медицины, образования, социальных служб, правительственных структур, законодателей, социальных коммуникаторов, правоохранительных органов, семей и сооб­ществ.

Мы особенно признательны профессору Диего де Лео, университет Гриффита, Брис­бен, Квинсленд, Австралия, который выпустил предыдущую версию этого буклета. Мы также выражаем нашу признательность доктору Лакшми Виджаякумар, «CНЕХА», Ченнаи, Индия, за ее помощь в техническом редактировании. Мы благодарны следующим членам Междуна­родной сети ВОЗ по предотвращению самоубийств, которые прочли текст и высказали свои замечания:

доктору Серхио Пересу Барреро, больница де Багамо, Гранма, Куба,

доктору Аннетт Ботре, Медицинская школа Кристчерч, Кристчерч, Новая Зеландия,

доктору Ахмеду Окаша, университет Аин Шамс, Каир, Египет,

профессору Лоуренсу Шлебушу, университет Наталь, Дурбан, ЮАР,

профессору Жан-Пьеру Субрие, группа больниц Кочин, Париж, Франция,

доктору Айри Вернику, Тартусский университет, Таллинн, Эстония,

профессору Дануте Вассерману, Национальный центр по исследованию и контролю самоубийств, Стокгольм, Швеция,

доктору Шутао Жаи, клиника мозга медицинского университета Нанкина, Китай.

 

Данная обновленная и отредактированная версия буклетa была подготовлена Группой по работе с задачами СМИ Международной ассоциации по предотвращению самоубийств. Мы бы хотели поблагодарить следующих людей за их вклад в обновление и редактирование этой версии:

ассоциированному профессору Джейн Перкис, Школа здоровья населения, Мельбурн­ский университет, Мельбурн, Австралия,

господину Карлу Андриссену, проект по предотвращению самоубийств Фламандского Центра психического здоровья, Гент, Бельгия,

госпоже Джейн Ариго, Хедлайн, Дублин, Ирландия,

доктору Лорен Барнаби, Департамент Общественного здоровья и психиатрии Универ­ситет Вест-Индии, Мона, Ямайка,

ассоциированному профессору Аннетт Ботре, проект по предотвращению самоубийств Кентербери, Школа медицины и наук о здоровье Кристчерч, университет Отаго, Кристчерч, Новая Зеландия,

профессору Р. Уорвику Бладу, Школа профессиональной коммуникации, университет Канберры, Канберра, Австралия,

профессору Томасу Бронишу, Институт психиатрии имени Макса Планка, Мюнхен, Германия,

доктору Санни Коллингс, Отдел исследований в области социальной психиатрии и психического здоровья населения,

доктору Джону Коннолли, Ирландская Ассоциация суицидологии, Дублин, Ирландия,

господину Нико де Фоу, фламандская рабочая группа по работе с выжившими после попытки самоубийства, Гент, Бельгия,

доктору Элмару Этцерсдорферу, больница Фуртбах, клиника психиатрии и психотера­пии, Штутгарт, Германия,

господину Кинг-ва Фу, Центр исследования и предотвращения самоубийств, универ­ситет Гонконга, КНР, специальный административный район Гонконг,

доктору Гурураи Гопалакришна, Национальный институт психического здоровья и неврологических наук, Бангалор, Индия

профессору Кейт Готон, Центр исследований самоубийств, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания,

доктору Хеннингу Херрештаду, группа исследования и предотвращения самоубийств, университет Осло, Осло, Норвегия,

доктору Каролине Крысинской, Школа медицины, университет Квинсленда, Брисбен, Австралия,

госпоже Энн Люс, Кардиффский университет, Кардифф, Великобритания,

доктору Томасу Нидеркротентхалеру, Институт медицинской психологии, Центр общест­венного здоровья, медицинский университет Вены, Вена, Австрия,

доктору Полю Йипу, Центр исследований и предотвращения самоубийств, универси­тет Гонконга, КНР, специальный административный район Гонконг.

 

Мы высоко ценим взаимодействие Международной ассоциации по предотвращению самоубийств и Всемирной организации здравоохранения в сфере их деятельности, касающейся предотвращения самоубийств.

Ресурсы широко распространяются в надежде на то, что они будут переведены и адаптированы к местным условиям, что является необходимым условием их эффективности. Мы готовы рассмотреть Ваши комментарии и заявки на разрешение перевести и адаптиро­вать текст.

 

Александра Фляйшманн, научный сотрудник Хосе М. Бертолоте, координатор Регулирование психических заболеваний и расстройств умственной деятельности Департамент психического здоровья и токсикомании Брайан Л. Мишара, Президент Международной Ассоциации по предотвращению самоубийств

 

 

Краткая справка для специалистов в области СМИ

 

  · Пользуйтесь возможностью просветить людей относительно самоубийства · Избегайте придавать в речи самоубийству характер сенсации, говорить о нем как о норме или представлять его решением проблем · Избегайте размещать заметки о самоубийствах на видном месте или неоправданно повторять их · Избегайте прямого описания метода, использованного при осуществлении или попытке самоубийства · Избегайте давать подробную информацию о месте, где совершено самоубийство или сделана его попытка · Осторожно давайте заголовки · Соблюдайте осторожность, используя фотографии или видеозаписи · Будьте особенно внимательны, сообщая о самоубийствах знаменитостей · Демонстрируйте заслуженное уважение к людям, у которых самоубийства отняли близких · Сообщайте информацию о том, где искать помощь · Осознайте тот факт, что специалисты в области СМИ сами могут пострадать от историй о самоубийствах  

 

Введение

Cамоубийство – главная проблема здоровья общества, имеющая далеко идущие соци­альные, эмоциональные и экономические последствия. За год в мире совершается примерно один миллион самоубийств, и каждая смерть, по оценкам специалистов, приносит страдания в среднем 6 людям.

Факторы, влияющие на самоубийство и его предотвращение, сложны и полностью не ясны, но есть свидетельства в пользу того, что средства массовой информации играют значи­тельную роль. С одной стороны, сообщения о самоубийствах могут повлиять на читателей с не­ус­тойчивой психикой и подтолкнуть их к подражающему поведению, особенно если собы­тие широко освещается, бросается в глаза, сенсационно подается и/или прямо описывает спо­соб самоубийства. С другой стороны, ответственное информирование может служить для про­свещения людей в отношении суицида, а тем, кто находится на грани самоубийства, при­дать смелости обратиться за помощью.

Это издание кратко обобщает данные о последствиях сообщений СМИ о самоубийстве и, используя эти свидетельства, предлагает специалистам в области средств массовой инфор­мации способ, которым следует сообщать о самоубийстве. Этот материал призывает к осто­рожному информированию о самоубийстве. Авторы осознают, что временами самоубийство должно будет быть освещено СМИ, потому что это важная новость. Мы предлагаем рекомен­дации относительно того, как лучше всего обеспечить точность, достоверность и этичность такого сообщения.

Авторы признают, что о самоубийстве сообщают по-разному в одной и той же стране, а тем более в разных странах. Есть культурные отличия в представлении о том, о чем уместно ин­формировать и кому должны быть доступны сведения о конкретном самоубийстве. Этот ма­териал разработан с тем, чтобы дать общее руководство, однако мы призываем специалис­тов в области СМИ работать с их местными сообществами по предотвращению самоубийств и везде, где это возможно, составлять локальные рекомендации.

Материал разработан для специалистов по массовым коммуникациям, работающим в газетах, на телевидении, радио или в Интернете. Большая часть рекомендаций подходит для со­общений при помощи всех медийных средств, но некоторые из них относятся исключи­тельно к печатным средствам массовой информации.

 

Данные для подражания

Подражательным самоубийствам посвящено более 50 исследований. Систематический обзор этих работ последовательно приводит к одному и тому же выводу: сообщение СМИ о са­моубийстве может спровоцировать подражательное суицидальное поведение. В этих рабо­тах также отмечено, что при одних обстоятельствах подражания более вероятны, нежели чем при других. Они варьируются в зависимости от времени, большая часть из них приходится на первые три дня и сходит на нет примерно через две недели, но иногда длится дольше. На это влияет то, насколько широко и ярко событие было освещено СМИ: повторение информации и «впечатляющие» истории больше всего ассоциируются с подражающими самоубийствами. Ситуация усугубляется, если между человеком, описанным в сообщении, и читателем или зрителем есть какое-либо сходство или если совершивший самоубийство был знаменитостью, и читатель или зритель испытывает к нему большое уважение. Определенные группы населе­ния (например, молодежь или люди, страдающие от депрессии) могут быть особенно уязви­мы в отношении факторов, провоцирующих подражательное суицидальное поведение. По­следнее и, может быть, самое важное: явное описание конкретного способа самоубийства может привести к росту суицидальных попыток, совершенных с помощью этого метода.

Более подробный обзор этой литературы дан в Приложении 1.

Ответственное сообщение

 

Пользуйтесь возможностью просвещения людей относительно самоубийств

Относительно самоубийства существует множество неправильных представлений, и средства массовой информации могут помочь развеять различные мифы. Факторов, которые приводят человека к лишению себя жизни, обычно множество, они сложны, и о них не следует говорить упрощенно. Самоубийство никогда не бывает результатом единственной причины или события. Психическая болезнь – это очень вероятный предвестник суицида. Импульсив­ность также играет важную роль. Психические расстройства, такие как депрессия и токсико­мания, могут повлиять на способность человека справляться с различными жизненными стрессорами и межличностными конфликтами. Равным образом нужно принимать во внима­ние культурные, генетические и социально-экономические факторы. Почти всегда будет оши­бочным искать причину самоубийства в отдельном событии вроде провала на экзамене или разрыва отношений, особенно в обстоятельствах, где смерть не была полностью рассле­дована. Разумеется, не следует изображать самоубийство как способ справиться с личными проблемами. Запутанность этого события оказывает сокрушительное влияние на членов се­мьи и друзей самоубийцы, часто оставляя их искать причины, размышлять о том, были ли знаки, которые они могли упустить, cкорбеть о потере и испытывать вину, гнев, чувствовать себя словно отделенными от других людей или покинутыми. Сообщения о самоубийствах, которые анализируют некоторые из перечисленных последствий событий, будут дополни­тельно служить просвещению населения.

 

Избегайте придавать в речи самоубийству характер сенсации, говорить о нем как о норме или представлять его решением проблем

Вероятно, специалисты в области массовых коммуникаций более, чем кто-либо еще, осо­знают значимость языка в передаче смысловых оттенков. Язык, который сообщает, что са­моубийство – это значительная проблема здоровья общества, послужит просвещению населе­ния. Такой язык не сделает из самоубийства сенсацию. Вместо преувеличений наподобие «эпи­демия самоубийств» следует отдавать предпочтение таким терминам, как, например, «вы­росшие показатели», и нужно с осторожностью использовать слово «самоубийство» в за­головках. Следует избегать оборотов речи, которые дезинформируют население о самоубий­стве или показывают его как нормальное явление. Использование слова «самоубийство» в пе­реносном значении (например, «политическое самоубийство») может послужить тому, что внут­ри сообщества понимание серьезности этого события будет размываться. Обороты напо­добие «неудачное самоубийство» подразумевают, что смерть – это более желательный исход, и потому их не следует использовать; альтернативные обороты, такие как «не критическая попытка самоубийства», более аккуратны и дают меньше возможностей для неправильной интерпретации. Не следует использовать фразу «совершенное самоубийство», потому что это подразумевает его криминальный характер, что усиливает чувство позора, испытываемое теми, кто потерял любимого или любимую, покончивших жизнь самоубийством, и останав­ливает обращение потенциальных самоубийц за помощью.

 

Избегайте размещать заметки о самоубийствах на видном месте или неоправданно повторять их

Размещение историй о самоубийствах на видном месте и неоправданное таких сооб­щений с большей вероятностью могут спровоцировать подражательные самоубийства, чем более общие новости. Заметки в газетах о самоубийствах лучше всего помещать на внутрен­них страницах, в нижней части страницы, нежели чем на первой полосе или в верхней части внутреннего разворота. Равным образом новостные репортажи о самоубийствах следует вклю­чать во второй или третий блоки теленовостей, и далее, в конце, в не в начале радионовостей. Следует обдумать степень представления и обновления оригинальной информации, и в этом отношении следует действовать очень осторожно.

 

Избегайте прямого описания метода, использованного при осущест­влении или попытке самоубийства

Следует избегать подробного обсуждения метода, использованного при совершении или попытке самоубийства, потому что последовательное описание может спровоцировать впе­чатлительных людей поступить так же. Например, сообщая о передозировке, было бы не­ра­зумно называть лекарство или химическое средство, дозу или комбинацию препаратов, ко­то­рые были приняты, или указывать, как они были добыты. Нужно быть особенно осто­рож­ны­ми, если способ самоубийства необычный. Сообщение о таком методе может спрово­ци­ро­вать других людей им воспользоваться, поскольку может показаться, что такое само­убийство привлечет к себе больше внимания.

 

Избегайте давать подробную информацию о месте, где совершено самоубийство или сделана его попытка

Иногда у места может появиться репутация «Места для самоубийств»: например, это могут быть мост, высокое здание, скала или железнодорожная станция или перекресток, где были совершены смертельные или некритические попытки самоубийств. Специалистам в области СМИ следует быть особенно осторожными, чтобы не рекламировать эти места в качестве мест самоубийств, ярко, сенсационно описывая их или преувеличивая число проис­шествий, произошедших там.

 

Осторожно давайте заголовки

Заголовки призваны привлекать внимание читателей, подавая суть истории в как можно меньшем количестве слов. Следует избегать использовать слово «самоубийство» в заголовке, как и явного описания метода или места суицида.

 

Соблюдайте осторожность, используя фотографии или видеозаписи

Не следует снимать фотографии или видеорепортажи непосредственно на месте само­убийства, особенно если это указывает читателю или зрителю на место или метод суицида. В дополнение к этому, не следует публиковать изображения человека, который покончил жизнь самоубийством. Если они все же используются, на это должно быть дано явное разрешение членов семьи. Эти изображения не должны бросаться в глаза и показывать самоубийцу привле­кательным. Также не следует публиковать предсмертные записки.

 

Будьте особенно внимательны, сообщая о самоубийствах знаменитостей

Разумеется, самоубийства знаменитостей привлекают к себе внимание, и сообщение о них часто воспринимается как то, что отвечает интересам населения. Однако новости о само­убийствах известных артистов и политических фигур быстрее всего могут повлиять на пове­дение людей с неустойчивой психикой, потому что они пользуются особым уважением сооб­щества. Возвеличивание смерти знаменитости может быть воспринято так, будто общество чествует суицидальное поведение. По этой причине следует быть особенно внимательными, сообщая о самоубийствах знаменитостей. Новости не должны выставлять суицид в привлека­тельном свете, подробно описывать метод и комментировать его влияние на других людей. Кроме того, следует быть осторожными, сообщая о смерти известного человека, когда причи­на смерти еще не установлена. Сплетни о самоубийстве в СМИ могут нанести вред, и лучше воздержаться от комментариев до установления причины смерти.

 

Демонстрируйте заслуженное уважение к людям, у которых самоубийства отняли близких

Решение взять интервью у человека, скорбящего о близком, покончившем жизнь само­убийством, не должно приниматься спонтанно. Степень риска того, что люди, чьи близкие со­вершили суицид, лишат себя жизни, особенно высока. Тот, кто пережил смерть любимого человека, совершившего самоубийство, особенно уязвим, он переживает горе и все, что с этим связано. Всегда следует уважать их право на частную жизнь.

 

Сообщайте информацию о том, где искать помощь

Информацию о том, куда можно обратиться за помощью, следует помещать в конце ис­тории сообщения о самоубийстве. Особые источники помощи будут зависеть от ситуации, но могут включать в себя контактные данные врачей-терапевтов, других специалистов в об­ласти здравоохранения и соответствующих служб в этом районе, а также телефон службы доверия. Перечень доступных источников помощи предоставит немедленные средства под­держки тем, кто выбит из колеи сообщением о самоубийстве или под его влиянием размыш­ляет о том, чтобы сделать что-то подобное.

 

Осознайте тот факт, что специалисты в области СМИ сами могут по­страдать от историй о самоубийствах

Подготовка сообщения о самоубийстве какого-либо человека может срезонировать с жиз­ненным опытом самих специалистов СМИ. Этот эффект может быть особенно явным в маленьких тесно сплоченных сообществах, где специалисты по массовым коммуникациям име­ют крепкие связи с местными жителями. На руководстве службы средств массовой ин­фор­мации лежит обязательство убедиться в том, что имеется необходимая поддержка, осо­бенно для сотрудников более молодого возраста. Такая поддержка может включать в себя воз­можность разбора ситуации, систему наставничества и так далее. Специалистам по СМИ следует без смущения обращаться за помощью к сотрудникам своей организации или внеш­ним службам, если работа над репортажем о самоубийстве каким-либо образом воздействует на них отрицательно.

 

Источники достоверной информации

При выяснении подноготной самоубийства, специалистам СМИ следует использовать достоверные и надежные источники информации. Численные данные также нужно интерпре­тировать аккуратно и корректно.

Государственные статистические агентства во многих странах по всему миру предостав­ляют данные о ежегодном количестве самоубийств в своих странах, обычно с указанием воз­раста и пола[1]. Страны, являющиеся членами ВОЗ, подают данные об уровне смертности насе­ления, в том числе в результате самоубийств, в ВОЗ, в некоторых случаях вплоть до 1950 года.

Во многих странах есть ассоциации, которые предоставляют основную информацию о самоубийстве. Некоторые из этих организаций также играют роль в деятельности по предот­вращению самоубийств, предлагают поддержку людям, у которых появляются мысли о само­убийстве или близкие которых покончили жизнь самоубийством, предоставляют услуги адво­катской службы и поддерживают исследования в этой области. Международная ассоциация по предотвращению самоубийств (МАПС) – это международный эквивалент местных ассоци­аций, в нее входят представители многих стран по всему миру. На интернет-сайте МАПС представлен значительный объем материалов, которые содержат полезную СМИ базовую ин­формацию для специалистов в области СМИ, готовящих сообщения о самоубийстве: их мож­но найти по адресу www.iasp.info. На сайте МАПС размещены рекомендации для СМИ по подготовке новостей о самоубийствах приблизительно из 30 стран.

Кроме того, всякий раз, когда это только возможно, следует обращаться к советам не­зависимых экспертов. Он могут помочь рассеять некоторые из мифов, окружающих само­убийство. Они могут дать рекомендации о предотвращении самоубийств в целом, а также определить вероятность суицида в конкретной ситуации и работать с этим.

 

Другие формы средств массовой информации

Этот материал посвящен сообщению о самоубийстве в традиционных СМИ – в газе­тах, на телевидении и на радио. Разумеется, более современные формы средств массовой ин­фор­мации, такие как интернет, тоже нужно принимать в расчет: растущее число интернет-сайтов предоставляет подробное руководство по поводу методов самоубийств, cпособствует договорам о групповых самоубийствах, предлагает недвусмысленные оценки самоубийств зна­менитостей, и/или показывает графические изображения людей, которые лишили себя жизни. В дополнение к этому, на взгляды и поведение людей могут повлиять вымышленные изо­бражения самоубийств на большом или маленьком экране или на сцене. За рамками данной работы остаются рекомендации для тех, кто несет ответственность за содержание веб­сай­тов, фильмов, телевизионных «мыльных опер» или театральных постановок, которые вне всякого сомнения заслуживают пристального внимания. Тем не менее этот материал может быть полезным и для других видов средств массовой информации.

 

Приложение 1. Обзор научной литературы о подражающем самоубийстве

Самое раннее свидетельство влияния СМИ на суицидальное поведение относится к концу XVIII в. в 1774 году Гете опубликовал «Страдания юного Вертера», где главный герой застрелился, потому что полюбил женщину, которая была для него недоступна. Роман повлек за собой лавину самоубийств, которые совершались по всей Европе вслед за изданием книги: многие из умерших были одеты, как Вертер, использовали тот же способ самоубийства, что герой, или их находили с экземпляром книги. Как следствие, книга была запрещена в ряде европейских стран.

Свидетельства о подражающем суицидальном поведении как ответе на сообщение о са­моубийстве или изображение самоубийства в новостях или развлекательных передачах ос­та­вались анекдотичными до 1970-х годов, когда Филлипс1 опубликовал плодотворное ис­сле­до­вание, в котором ретроспективно сравнивалось количество самоубийств, произошед­ших в те месяцы, когда в американской прессе на первой полосе появлялась статья о само­убийстве, и в те месяцы, когда таких статей не появлялось. За двадцатилетний период иссле­дования бы­ло 33 месяца, в течение которых на первых страницах публиковались статьи о само­убий­ствах, и в 26 из них отмечается значительный рост числа самоубийств.

Начиная с работы Филлипса, было проведено около 50 исследований подражающих са­мо­убийств. Совокупность этих работ различными способами укрепила массив свиде­тельств. Во-первых, последующие авторы использовали опробованные методологии. Напри­мер, двое, Вассерман2 и Стек3, воспроизвели результаты исходной работы Филлипса, когда рас­ширили рассматриваемый период, использовали более сложные техники выделения вре­менных отрезков и анализировали скорее уровни, а не абсолютные числовые данные о само­убийствах. Во-вторых, эти работы изучали другие виды средств массовой информации. На­при­мер, Боллен и Филлипс4 и Стек5 рассмотрели влияние показанных в теленовостях США историй о самоубийствах, которым была придана государственная значимость, и установили, что вслед за этими передачами есть значительный рост показателей суицида. Наконец, хотя большинство из первых исследований было проведено в США и в них учитывались только завершенные самоубийства, в более поздних работах охват расширен, включены азиатские и европейские страны, и анализируются в том числе попытки самоубийств. Например, совре­мен­ные исследования Ченг и других6, 7 и Йип и других8 показывает рост уровня завершенных самоубийств и суицидальных попыток вслед за сообщением об убийствах знаменитостей в провинции Тайвань, КНР, и специальном административном районе Гонконг, КНР. Исследо­вание Этцерсдорфера, Ворачека и Зоннека дало похожие результаты после репортажа об убий­стве знаменитости в самой крупной газете Австралии, при этом рост суицидов был более явным в регионах, где распространение газеты было наибольшим.

Систематические обзоры этих исследований последовательно приходят к одному и тому же выводу: сообщения СМИ о суициде могут привести к попыткам подражающих само­убийств11-13. Эти обзоры также отметили, что подражание более очевидно при одних обстоя­тельствах, чем при других. Они варьируются в зависимости от времени, большая часть из них приходится на первые три дня и сходит на нет примерно через две недели4, 14, но иногда длится дольше15. На это влияет то, насколько широко и ярко событие было освещено СМИ: повторение информации и «впечатляющие» истории больше всего ассоциируются с подражающими само­убийствами9, 10, 16. Ситуация усугубляется, если между человеком, описанным в сообщении, и чи­тателем или зрителем есть какое-либо сходство17 или если совершивший самоубийство был знаменитостью, и читатель или зритель испытывает к нему большое уважение2, 3, 6, 8, 18. Определенные группы населения (например, молодежь или люди, страдающие от депрессии) могут быть особенно уязвимы в отношении факторов, провоцирующих подражательное суи­цидальное поведение14, 19, 20. Последнее и, может быть, самое важное: явное описание кон­крет­ного способа самоубийства может привести к росту суицидальных попыток, совершен­ных с помощью этого метода9, 10, 21-24.

Есть также некоторые свидетельства, касающиеся возможности для СМИ оказывать положительное влияние. Они приводятся в работе, которая анализирует, может ли сообщение в СМИ «наилучшего качества» о суициде привести к снижению уровня завершенных само­убийств и попыток лишить себя жизни. Выполненное Этцерсдорфером и коллегами, исследо­вание показало, что внедрение рекомендаций для СМИ по освещению самоубийств в венском метро привело к снижению количества новостей, которым придается сенсационный характер, и, в свою очередь, 75 % снижение уровня самоубийств в подземке и 20 % снижение уровня самоубийств в Вене в целом25-27. Еще значительнее: регулярное распространение по всей стране указанных рекомендаций повлекло за собой системное изменение в национальной картине самоубийств в Австрии. Этот положительный эффект был более явным в регионах с тесным взаимодействием СМИ и по большей части был сохранен по прошествии времени28.

Итак, есть веские доводы в пользу утверждения, что сообщение в СМИ о самоубий­стве может привести к попыткам подражающих суицидов, как указывает статистически зна­чимый рост уровня завершенных самоубийств и попыток суицида. Этот рост не может быть объяснен чем-либо, кроме как тем, что самоубийства были «спровоцированы», потому что за ними не следовало соизмеримого уменьшения уровня. На специалистах в области СМИ ле­жит обязательство с осторожностью сообщать о самоубийствах и сопоставлять императивы наподобие «права общества знать» с риском причинения вреда.

 

Ссылки

1. Phillips D.P. The influence of suggestion on suicide: Substantive and theoretical implica­tions of the Werther effect. American Sociological Review 1974; 39 (3): 340-354.

2. Wasserman IM. Imitation and suicide: A re-examination of the Werther effect. American Sociological Review. 1984; 49 (3): 427-436.

3. Stack S. A reanalysis of the impact of non-celebrity suicides: A research note. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology 1990; 25 (5): 269-273.

4. Bollen KA, Phillips DP. Imitative suicides: A national study of the effects of television news stories. American Sociological Review 1982; 47 (6): 802-809.

5. Stack S. The effect of publicized mass murders and murder-suicides on lethal violence, 1968-1980: A research note. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology 1989; 24 (4): 202-208.

6. Cheng ATA, Hawton K, Lee CTC, Chen THH. The influence of media reporting of the suicide of a celebrity on suicide rates: a population-based study. International Journal of Epidemio­logy 2007; 36 (6): 1229-34.

7. Cheng ATA, Hawton K, Chen THH, Yen AMF, Chen C-Y, Chen L-C, et al. The influence of media coverage of a celebrity suicide on subsequent suicide attempts. Journal of Clinical Psychi­atry 2007; 68 (6): 862-6.

8. Yip PSF, Fu KW, Yang KCT, Ip BYT, Chan CLW, Chen EYH, et al. The effects of a ce­lebrity suicide on suicide rates in Hong Kong. Journal of Affective Disorders 2006; 93 (1-3): 245-52.

9. Etzersdorfer E, Voracek M, Sonneck G. A dose-response relationship of imitational suici­des with newspaper distribution. Aust N Z J Psychiatry 2001; 35 (2): 251.

10. Etzersdorfer E, Voracek M, Sonneck G. A dose-response relationship between imitational suicides and newspaper distribution. Archives of Suicide Research 2004; 8 (2): 137-145.

11. Pirkis J, Blood RW. Suicide and the media: (1) Reportage in non-fictional media. Crisis 2001; 22 (4): 146-154.

12. Stack S. Media impacts on suicide: A quantitative review of 293 findings. Social Science Quarterly 2000; 81 (4): 957-972.

13. Stack S. Suicide in the media: a quantitative review of studies based on non-fictional sto­ries. Suicide and Life Threatening Behavior 2005; 35 (2): 121-33.

14. Phillips DP, Carstensen LL. Clustering of teenage suicides after television news stories about suicide. New England Journal of Medicine 1986; 315 (11): 685-689.

15. Fu KW, Yip PSF. Long-term impact of celebrity suicide on suicidal ideation: Results from a population-based study. Journal of Epidemiology and Community Health 2007; 61 (6): 540-546.

16. Hassan R. Effects of newspaper stories on the incidence of suicide in Australia: A re­search note. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 1995; 29 (3): 480-483.

17. Stack S. Audience receptiveness, the media, and aged suicide, 1968-1980. Journal of Aging Studies 1990; 4 (2): 195-209.

18. Stack S. Celebrities and suicide: A taxonomy and analysis. American Sociological Re­view 1987; 52 (3): 401-412.

19. Cheng ATA, Hawton K, Chen THH, Yen AMF, Chang J-C, Chong M-Y, et al. The influence of media reporting of a celebrity suicide on suicidal behavior in patients with a history of depressive disorder. Journal of Affective Disorders 2007; 103: 69-75.

20. Phillips DP, Carstensen LL. The effect of suicide stories on various demographic groups, 1968-1985. Suicide and Life Threatening Behavior 1988; 18 (1): 100-114.

21. Ashton JR, Donnan S. Suicide by burning as an epidemic phenomenon: An analysis of 82 deaths and inquests in England and Wales in 1978-79. Psychological Medicine 1981; 11 (4): 735-739.

22. Ashton JR, Donnan S. Suicide by burning as an epidemic phenomenon: An analysis of 82 deaths and inquests in England and Wales in 1978-79. Psychological Medicine 1981; 11 (4): 735-739.

23. Veysey MJ, Kamanyire R, Volans GN



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: