ІІІ. Интерактивная беседа.




Классный час,

Посвященный

Дню юного героя-антифашиста

 
 
Дети – герои войны


Цель: расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

Задачи: формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;

воспитывать активную жизненную позицию;

способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Дети-герои»

Ход классного часа.

Учитель: (слайд 1.) Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

(слайд 2.) Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.

(слайд 3.) Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей страны действовал в годы войны самый настоящий детский фронт. Четырем школьникам было присвоено самое великое звание – Герой Советского Союза.

(слайд 4.) Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

(слайд 5.) Валя Котик. Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд 6.) Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд 7.) Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд 8.) Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел. Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

(слайд 9.) Тихон Баран. О подвиге этого 12-летнего белорусского мальчика узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Вся его семья – 6 детей и родители – ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Дети вернулись в деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. – Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

(слайд 10.) Ваня Федоров. Имя Вани занесено в Книгу боевой славы Мамаева кургана. Родители его погибли в первые же месяцы войны, родная деревня была сожжена. В 14 лет он решил пробраться на фронт.

Все свободное время он тратил на то, чтобы изучить орудия, тренировался в метании бутылок с зажигательной смесью. Часто во время боев он помогал бойцам: то заменит заряжающего, то наводчика, то обеспечит доставку боеприпасов. Находчивый, смышленый мальчик стал любимцем взрослых бойцов. В самые трудные дни обороны Сталинграда Ване пришлось заменить убитого наводчика. Он один вел стрельбу по немецким танкам. Когда ему перебили левую руку, он правой рукой стал швырять гранаты в танки. Когда осколком ему оторвало кисть правой руки, он обрубками рук прижал гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошел навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под танк, который загородил путь остальным.

(слайд 11.) Аркадий Каманин. А 14-летний мальчишка Аркадий Каманин во время войны стал летчиком. Он брал пример со своего отца, Героя Советского Союза летчика Николая Команина и его друга – летчика Михаила Водопьянова. Отец не пускал его в воздух, говорил, что нужно подрасти. В начале войны Аркадий работал на авиазаводе. Потом на аэродроме. Опытные пилоты иногда брали его в полет и даже доверяли управлять самолетом. Однажды ему удалось посадить самолет, когда летчика ослепила вражеская пуля. После этого Аркадий стал всерьез учиться летному делу и летать самостоятельно.

Однажды с высоту юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился. Он вытащил из горящего самолета летчика, раненного в голову. Пилот попросил его снять с самолета фотокамеру (это был самолет-разведчик) и сообщить в часть, что задание выполнено. Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной Звезды. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия – множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трех боевых орденов.

Учитель. В истории нашей республики тоже немало примеров подвигов детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.

(слайд 12.) Дима Юрченко. Партизанский отряд «За Родину», сформированный в Микоян-Шахаре (Карачаевске), во главе с командиром Михаилом Исаковым уходил от приближающегося врага в Аксаутское ущелье. Там находилась база партизан. В числе бойцов отряда был и четырнадцатилетний мальчишка из Усть-Джегуты Дима Юрченко.

Дима тяжело переживал прощание с мамой Варварой Николаевной, до последнего мгновения не отпускавшей сына в горы. Здесь же, в отряде, он пишет письмо матери, как это не удивительно, в конце концов пришедшее к ней: «Прости меня! Я очень виноват перед тобой, мама. Но Родина зовет. Зовет! О, мама! Если не вернусь, не плачь, а гордись своим сыном Димкой!»

Вслед за партизанами в ущелье Аксаута входили и немецкие горные стрелки из дивизии «Эдельвейс». Хорошо вооруженные и обученные сражениями в горах, они быстро настигали партизан.

Дима Юрченко, раненый осколками в обе ноги, когда подносил пулеметные ленты на высотку, где был установлен «максим», уже не мог надеяться на спасение. Но и жизнь свою просто так отдавать не собирался. Он подполз к «максиму» с убитым пулеметчиком, вложил новую ленту. И вновь заговорил пулемет, кося немцев. Последняя лента – и пулемет замолк. Но за это время наши оторвались от насевших гитлеровцев и далеко ушли вверх. Видя, что пулемет молчит, немцы уже в рост приближались к мальчонке. Только не знали они, что рука тяжело раненого героя лежит на запале противотанковой мины. И когда гитлеровцы наконец окружили мальчишку, раздался страшный взрыв. Это был последний выстрел по врагу. Это был и последний салют подвигу юного героя.

Юный герой был похоронен в окрестностях села Хасаут-Греческое

(слайд 13.) Крымхан Мижева. «Партизанский колокольчик». Так прозвали ее боевые товарищи. О двенадцатилетней партизанке-пионерке Крымхан Мижевой поэтом Г. Орловским и композитором И. Иванютиным написана песня.

В песне есть такие слова:

Не туманами окутан,

А легендами овеян,

Непреклонный, неприступный

Наш Марухский перевал.

Там звенел как колокольчик,

Тонкий голос,

Звонкий голос

Самой маленькой разведчицы Крымхан …

На земле, политой кровью,

На отроге каменистом

Пионерка-героиня

Пала в праведном бою…

12 летняя пионерка из Адыге-Хабльской средней школы, разведчица Икон-Халковского партизанского отряда. Посмертно награждена медалью "За отвагу".

Более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались и совершали подвиги во имя нашей Родины. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. Пионерами — героями назва­ны 56 человек. Десятки тысяч де­тей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Некоторые посмертно… Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

ІІІ. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?

Примерные ответы детей:

- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.

- Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.

- Они мстили за унижение своей страны, нации.

- Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.

- Ими двигала ненависть к фашизму.

- Любовь к своей стране давала им силы.

Классный руководитель. Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Примерные ответы детей:

- Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.

- Сейчас кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.

- Конечно, многие дети сейчас избалованны, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения.

Классный руководитель. В 1943 году по приказу И. В. Сталина были созданы суворовские училища, в которые в первую очередь шли дети-сироты, чьи отцы погибли на фронте.

Сотни тысяч мальчишек становились сынами полков, бойцами и разведчиками партизанских отрядов, трудились в тылу на заводах и на полях, многие погибали, защищая Родину.

Как, по-вашему, можно помнить о Великой Отечественной войне, узнавать всю правду о подвигах советского народа?

Примерные ответы детей:

- Нужно больше читать, узнавать правду о войне.

- Нужно приглашать ветеранов, слушать их рассказы.

- Нужно холить в походы по метам боев.

Конечно, это не все герои, о которых можно рассказать, их очень и очень много. Но я надеюсь, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги. И помните, что даже «маленький» человек может стать настоящим героем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: