Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.




Геотектоника

наука, изучающая движение, деформации земной коры и верхних слоев мантии

 

35. Основные принципы геологии.

В процессе изучения развития недр и пород, геология, как наука опирается на следующие основные принципы:

Принцип актуализма.

Утверждает, что геологические процессы, действующие в настоящее время, аналогично работали и в прежние времена. Один из основоположников современной геологии Д. Хаттон (1726-1797 г.г.) изложил суть этого принципа фразой: "Настоящее - ключ к прошлому". Нынешнее поколение геологов считает этот принцип потерявшим свою актуальность из-за противоречий в основополагающих определениях, поскольку процессы не являются силой или работой, поэтому они не могут "действовать".

Принцип первичной горизонтальности.

Смысл этого принципа заключается в том, что образование и отложение океанических осадков происходит горизонтальными слоями.

Принцип суперпозиции.

Этот принцип имеет в своей основе утверждение, что породы, находящиеся в слоях, не подвергавшихся тектоническим катаклизмам, располагаются в порядке их образования, т. е. верхние породы моложе залегающих ниже. Очевидно, что принцип суперпозиции опирается на постулаты принципа первичной горизонтальности.

Принцип финальной сукцессии.

Суть этого принципа заключается в утверждении, что в одно и то же время в Мировом океане проживают одни и те же живые организмы. На основе принципа финальной сукцессии можно сделать выводы о времени образования породы, исследовав ископаемые остатки организмов в ее толще, а также о том, что породы, содержащие в толще остатки одинаковых организмов образовались в одно и то же время.

 

 

36. Химия как наука.

Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. В широком понимании, вещество — это любой вид материи, обладающий собственной массой, например элементарные частицы. В химии понятие вещества более узкое, а именно: вещество — это любая совокупность атомов и молекул.

Химия - это наука о веществе (предмет, имеющий массу и занимающий какой-то объем).

Химия исследует строение и свойства вещества, а также происходящих с ним изменений.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химически реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

37. История становления и развития химии.

Химические процессы (получение металлов из руд, крашение тканей, выделка кожи...) использовались человечеством уже на заре его культурной жизни.

В 3-4 веках зародилась алхимия, задачей которой было превращение неблагородных металлов в благородные.

С эпохи Возрождения химические исследования все в большей степени стали использовать для практических целей (металлургия, стеклоделие, производство керамики, красок...); возникло также особое медицинское направление алхимии — ятрохимия.

Во второй половине 17 века Р. Бойль дал первое научное определение понятия «химический элемент».

Период превращения химии в подлинную науку завершился во второй половине 18 века, когда был сформулирован закон сохранения массы при химических реакциях.

В начале 19 века Джон Дальтон заложил основы химической атомистики, Амедео Авогардо ввел понятие «молекула». Эти атомно-молекулярные представления утвердились лишь в 60-х годах 19 века. Тогда же А.М. Бутлеров создал теорию строения химических соединений, а Д.И. Менделеев открыл периодический закон.

 

 

38. Вещество. Основные физические свойства вещества

ВЕЩЕСТВО́--Качественное проявление материи; то, из чего состоит физическое тело.

??????????????????

39. Физические явления в химии.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

Физические - плавление льда, кипение воды, испарение и замерзание воды, выветривание горных пород....

40. Основные законы химии.

???????????????????????????????

41. Классификация веществ.

42. Количественные величины в химии.

 

 

43. Связь между классами неорганических веществ.

Давайте представим известные нам классы соединений в виде единой схемы (звездочками помечены классы, которые рассматривались только на втором и третьем уровне этой главы):

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований. Между классами существует важная связь, которую называют генетической. Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов. Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами. Например, сульфат кальция CaSO4 можно получить либо из металла кальция, либо другим путем – из неметалла серы:

Одновременно существуют и другие пути взаимопревращений соединений разных классов. Таким образом, генетические связи между разными классами соединений очень многообразны.

44. Химическая связь.

Химическая связь — это взаимодействие атомов, обусловливающее устойчивость молекулы или кристалла как целого. Химическая связь определяется взаимодействием между заряженными частицами (ядрами и электронами).

45. Алгоритм определения типа химической связи.

46. Ковалентная связь.

Ковалентная связь — химическая связь, образованная перекрытием (обобществлением) пары валентных электронных облаков. Обеспечивающие связь электронные облака (электроны) называются общей электронной парой.

47. Ионная связь.

Ионная связь- связь за счет электростатического притяжения между катионами и анионами, в которые превращаются атомы в результате отдачи и присоединения электронов. Это связь между ионами 2 и более элементов

ионная связь, в отличие от ковалентной, возникает только между атомами разного вида. Отличие ковалентной связи от ионной состоит в том, что при ее возникновении атомы приобретают устойчивую конфигурацию не путем отдачи или присоединения электронов, а посредством образования одной или нескольких общих электронных пар. В создании электронной пары принимают участие оба атома, отдавая на ее образование по 1 электрону. Эти электроны принадлежат наружным электронным слоям обоих атомов, дополняя число их электронов до 8-ми.

48. Металлическая связь.

Металлическая связь — химическая связь между атомами в металлическом кристалле, возникающая за счёт обобществления их валентных электронов. Возникает в простых веществах- металлах между положительно заряженными ионами металла и свободно движущими электронами.

49. Водородная связь.

Водородная связь — форма ассоциации между электроотрицательным атомом и атомом водорода H, связанным ковалентно с другим электроотрицательным атомом. В качестве электроотрицательных атомов могут выступать N(азота), O(кислорода) или F(фтора). Водородные связи могут быть межмолекулярными или внутримолекулярными.

50. Химические реакции. Понятие и признаки.

Хими́ческая реа́кция — превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в другие вещества, при которых ядра атомов не меняются, при этом происходит перераспределение электронов и ядер, и образуются новые химические вещества.

51. Типы химических реакций.

52. Скорость химической реакции. Факторы влияющие на скорость химических реакций.

Скорость химической реакции — изменение количества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства. Является ключевым понятием химической кинетики.

Для элементарных реакций показатель степени при значении концентрации каждого вещества часто равен его стехиометрическому коэффициенту, для сложных реакций это правило не соблюдается. Кроме концентрации на скорость химической реакции оказывают влияние следующие факторы:

· природа реагирующих веществ,

· наличие катализатора,

· температура (правило Вант-Гоффа, Уравнение Аррениуса),

· давление,

· площадь поверхности реагирующих веществ.

 

53. Биология как наука.

Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.

54. История становления и развитие биологии.

??????????????????????????????????????????????????????

55. Предмет изучения, задачи и методы биологии.

 

56. Общие свойства живых организмов.

 

 

57. Качества живых систем.

58. Уровни организации живых систем.

 

 

59. Царства живых организмов.

бактерии,

вирусы,

растения,

грибы,

животные.

60. Антропогенез.

Антропогенез — раздел антропологии, изучающий происхождение человека, иными словами, изменчивость человека как вида во времени.

Антопогенез это процесс эволюции не 100 не 200 лет, а несколько 1000 лет.

За последнии 300, 500 лет человек очень изменился. Ну например петр первый 2 метра 14 см и он казался великаном,. 20 лет назад в армии при росте 180 пологался 2ой поек, сейчас 180 это средний рост. Наш антропогенез продолжается

61. Систематика человека.

Царство: Животные
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающее, или Звери
Подкласс: Настоящие звери
Инфракласс: Высшие звери
Отряд: Приматы
Подотряд: Обезьяны, или Высшие приматы
Надсемейство: Человекоподобные приматы
Семейство: Люди
Вид: Человек разумный (Homo sapiens)
Расы: Европеоид, монголоид, негроид
Пол: Женский и мужской
Ареал обитания: планета Земля.

62. Движущие силы антропогенеза.

63. Факторы эволюции человека.

  На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п. На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – · стадный образ жизни, · звуковая сигнализация, · способность использовать орудия труда, · использование огня, · развитие речи. Например, человек умелый почти не отличался от ранних австралопитеков морфологически, но он умел изготавливать орудия труда.  
 
   

64. Стадии антропогенеза.

65. Современный взгляд на антропогенез.

66. Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы.

Биогеоцено́з — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема).

Экосистема — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания.

Биосфер а- Совокупность всего живого на Земле, включающая литосферу, гидросферу и тропосферу.

 

 

67. Устойчивость экосистем.

Устойчивость экосистемы - способность экосистемы и ее отдельных частей противостоять колебаниям внешних факторов и сохранять свою структуру и функциональные особенности.

Выделяют два типа стабильности экосистем.

Резистентная устойчивость - это способность экосистемы сопротивляться пертурбациям (нарушениям), поддерживая неизменной свою структуру и функцию.

Упругая устойчивость - это способность системы восстанавливаться после того, как ее структура и функция были нарушены. Оба типа стабильности исключают друг друга, или, другими словами, системе трудно одновременно развить оба типа устойчивости. Так, калифорнийский лес из секвойи довольно устойчив к пожарам (для этих деревьев характерна толстая кора и другие адаптации), но если он все же сгорит, то восстанавливается очень медленно или вовсе не восстанавливается.

Подводя итоги, отметим, что экосистема не эквивалентна организму, поскольку обладает собственными качественно новыми свойствами. Другими словами, экосистема - это надорганизменный уровень организации, а не сверхорганизм; не похожа она и на промышленный комплекс (например атомную электростанцию). И все же у нее есть одна общая с этими системами черта: кибернетическое поведение.

68. Воздействие экологических факторов на организм человека.

69. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

В настоящее время в среде, окружающей человека, происходят изменения, связанные с влиянием научно-технической революции, хозяйственной деятельности человека. Это, прежде всего, засорение воздуха, водоемов, бесхозяйственное отношение к земле и др.

Засорение атмосферы — газовой оболочки Земли — одна из важных м особых экологических проблем сегодня. Известно, какое важное значение для любого живого организма имеет воздух: без пищи человек может прожить месяц, без воды — неделю, без воздуха — считанные секунды. Вместе с тем то, чем мы дышим, подвергается сильному влиянию целого ряда факторов — результатов интенсивного развития таких производств, как: топливно-энергетического, металлургического, нефтехимического и др.

Топливо-энергетический комплекс включает деятельность теплоэлектростанций, работа которых связана с выбросом в атмосферу окиси серы, азота, образующихся в процессе сгорания необогащенного угля.

Не менее опасным загрязнителем воздуха являются предприятия металлургической промышленности, выбрасывающие в воздух различные химические соединения, особенно тяжелых н редких металлов. Опасным источником загрязнения воздуха стали и продукты переработки нефтехимической промышленности, особенно углеводородные соединения (метан и др.).

Опасным загрязнителем воздуха является табачный дым, из которого в воздух попадает, кроме никотина, большое количество (около 200) таких отравляющих веществ, как угарный газ, бензоперин и другие.

В результате загрязнения атмосферы возникли такие явления, как парниковый эффект — повышение общей температуры на Земле; озоновая дыра, образующаяся в результате нарушения озонового слоя в атмосфере окислами азота, выбрасываемыми двигателями баллистических и космических ракет; смог — накопление вредных газов в нижних слоях атмосферы в результате усиленной работы котелен, работающих на угле, мазуте, солярке, а также в результате загазованности воздуха автотранспортом; кислотные дожди — соединения серы и азота воздуха с водой и выпадающих на Землю в виде дождя (кислотного).

Такой «дождь» отрицательно влияет на кожу, волосы, а также на развитие растений, ускоряет коррозию металлов, разрушает гипс, мрамор, закисляет водоемы, почвы, что приводит к гибели рыб, лесов, животных, обитающих в них.

Основные организационные и технологические методы борьбы с загрязнением воздуха заключаются в следующем:

1. сокращении количества электростанций (ТЭС — тепловых) за счет строительства более мощных, оборудованных новейшими системами очищения и утилизации газовых и пылевых выбросов;

2. очищении угля до его попадания на ТЭС;

3. замене угля и мазута на ТЭС экологически чистым топливом — газом;

4. регулировании двигателей внутреннего сгорания в автомобилях, установлением на них специальных катализаторов для нейтрализации угарного газа, заменой вредного этилового бензина, загрязняющего воздух свинцом, менее экологически вредным.

 

70. Рациональное природопользование.

Рациональное природопользование - система природопользования, при которой:
- достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и соответственно уменьшаетсяколичество потребляемых ресурсов;
- обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов;
- полно и многократно используются отходы производства.
Система рационального природопользования позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающейсреды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: